Как я возглавлял экологическое движение

Рашит Мухаметзянов
  …Ондатра ела мороженое. Из брошенного  у берега озера пакета. Увидев меня, высунула мордочку  из бумажного стаканчика и оценив, что угрозы я пока не представляю, продолжила вылизывать остатки лакомства. Снял забавное пиршество на смартфон и пошел дальше.

    А дома решил разместить  прикольный снимок  в Фейсбуке.  Снабдил  надписью: «В город завезли ондатр, поедающих мусор. Жители уповают на  то, что завоз водяных крыс  окажется не только остроумным, но и эффективным решением очистки наших водоемов». 

    Думал,  друзья и прочий фейсбучный народ оценят  юмор. Первой откликнулась одна из  самых моих  cердобольных подруг, заметив, что это негуманно. Ее поддержала другая, столь же обожаемая. Она высказала опасение, что ондатры, как и прочие крысы, размножаться быстро и это может вызвать ненужные проблемы.  Ее поддержал целый  девичий букет, ополчившись  на сомнительное, по их мнению, решение городских властей.

     Во мне забрезжило сомнение: не слишком ли  тонко я пошутил? Может, добавить пару смайликов, чтобы не вводить подруг в заблуждение? Но меня опередил мой чикагский друг Игорь, сам мастер на всякие розыгрыши.   Еще один смайлик добавила моя бывшая однокурсница Игнара. Её и в студенческие годы ничего не стоило рассмешить. Помнится, как-то на одной из скучных пар по философии я начал ей рассказывать  как пытался познакомиться с девушкой, притворившись глухонемым. Она  сперва улыбалась, потом прикрыла рот рукой, тело ее стало содрогаться от смеха, затем от едва сдерживаемого хохота, а поскольку она сидела рядом со шкафом, тот начал тоже в такт трястись  - девушка была габаритной и это сказалось на амплитуде. Через минуту шкаф так задребезжал, что кто-то  из девушек ойкнул – землетрясение!   После этого он и вовсе  заходил ходуном. Дело было в Ташкенте, народ  здесь к тряскам привычный, но, боясь лопнуть от смеха, Игнара рванула к дверям. За ней я, увлекая оробевших сокурсников. Влетело за срыв занятий нам обоим.

     К сожалению,  ни Игорю, ни Игнаре не  удалось  переманить на стезю юмора  поток  читателей. Народ  уверенно ломился совершенно в другую сторону. Одни ставили  лайки, другие  смайлик «Ух ты» - последнее можно было  оценить  как возмущение, так и  восхищение  тем, что  наши ондатры утерли нос менее прогрессивным соседям.

     На следующий  день   я и вовсе был ошарашен: выразил одобрение N., замминистра Минприроды.   Он направил письмо в администрацию города и предложил  обобщить ондатровый  опыт в борьбе с загрязнением водоемов  и доложить о нем на одной из ближайших конференций.

    Об этом мне сообщил замглавы Забабахин, отвечающий за экологию. Никто и никогда не видел его в джинсах или прочей легкомысленной одежде – только костюм, галстук и  отпечатавшаяся на лице готовность  внимать вышестоящему начальству. За это его ценили.

    Мои уверения, что снимок сделан случайно и я не имею отношение к поеданию мусора ондатрами, он пропустил мимо ушей и попросил вкратце изложить на бумажном носителе (так и сказал) свое видение проблемы  защиты окружающей среды с упором на взаимодействие с земноводными.

  - Ну, чесслово,  увидел, снял, написал. Больше мне нечего сказать,-  отнекивался я.

   - То есть, снимок не постановочный, – уточнил он.- Вы просто увидели, но не отследили, что было дальше с мусором. Так что не исключаете вероятность того, что бумажный стаканчик и лежащий рядом полиэтиленовый пакет также были съедены, согласны?

   - Исключаю. Не существует в природе  животных, которые бы питались полиэтиленом.  Это мой розыгрыш.

   - Вы мне предлагаете отправить министру письмо именно с таким  ответом?

   - Напишите, что информация не подтвердилась, ондатра съела мороженое  и сдохла.

   -  Это исключено, меня не поймут. Я догадываюсь, что  с вашей стороны упоминание о завозе крыс было выдумкой, но мы будет заниматься этой темой, раз ею заинтересовалось министерство. И вы не правы, что крысы не едят полиэтилен. Разве  вы не слышали, что  они перегрызают кабели?

    Сознаюсь, последние слова о порченных кабелях посеяли в моей душе сомнение – а вдруг именно  у нас ондатры начали поедать пластиковый мусор? Это мысль не давала мне полночи уснуть.

     На следующее утро я увидел  у озера учащихся колледжа во главе  с преподавателем Жнецовой, известной активисткой городского уровня. В местной газете постоянно публиковались информации о победах  ее питомцев на всевозможных конкурсах, концертах, соревнованиях. Писала их она сама под разными псевдонимами.   Ребята по её указанию выставили на   берегу мороженое и наблюдали за поведением ондатр.

    -Результаты  пока не обнадеживающие,- поделилась со мной информацией Жнецова, как с посвященным в суть эксперимента.- Первый стаканчик с мороженым  был съеден и утащен под воду. Второй и  третий после опорожнения оставлены на берегу. Ледяной фруктовый пломбир только надкусили и тут же выплюнули. Вафельные рожки они охотно поедают с мороженым, но они и так не загрязняют природу…

    - А  если обмазывать полиэтиленовые пакеты с мороженым с двух сторон?

     Глаза у моей  собеседницы загорелись и она пообещала ставить меня в известность о результатах эксперимента.

    Вечером в интернете разгорелась дискуссия –  тон в ней стали задавать защитники животных и их оппоненты. Одни были не против поедания пластика ондатрами,  лишь бы их не ловили из-за меха и на мясо (оказывается, оно съедобное). Вторые напоминали, что «чисто не там где не убирают,  а там, где не гадят» и уповать на то, что водяные крысы будут поедать пластик по меньшей мере глупо.


     Спор вскоре сменился сетованиями, что все городские озера постепенно превращаются в болота. Надо бить в колокол, включать сирену.  Ведь уже не только ученые и публицисты, политики и даже дети всех стран наперебой выступают, что всё, каюк нашей планете, климату и всякой живности на ней, включая и нас… Дальше я уже не читал, не люблю апокалиптические сценарии.


    Меж тем информацию об ондатрах  опубликовали  на некоторых сайтах, в газетах и даже журналах.  Кто-то из авторов уточнял у меня эту новость, но большая часть брала факты у конкурентов и разбавляла своими домыслами. Кажется, сейчас это называется рирайт. По-русски это звучит более обидно.

    Мою страничку в Фейсбуке  засыпали  посланиями,  а почтовый ящик (жестяной)  письмами. Адрес на всех был незамысловатый – город и моя фамилия.  Типа дедушка Вани Жукова.  Через неделю позвонили из  местного отделения связи:  почтальоны отказываются носить мне письма –  я один перевыполнил годовую норму  по письмам.

    Со временем  в почте стали попадаться   приглашения на  экологические конференции, в том числе и за рубеж. Я вначале отнекивался. Затем  все же поехал в Норвегию и рассказал всю правду про мою ондатру. Увидел, мол, крысу с мороженным, запечатлел, а на самом деле вряд ли это связано с полиэтиленом. Но переводчик, как мне позже объяснили, переменил смысл сказанного – словно я  пока не уверен в том, что поедание пластика ондатрами приняло массовый характер, над этим надо работать и одновременно оберегать  этих крыс  от переедания… Я  возмутился таким извращением смысла, но меня убедили  особенно не кипятиться. Это в России  драматизируют любой спор. А здесь Запад, надо  привыкать к толерантности. 

    После Норвегии меня стали активнее зазывать и на другие конференции,  отказываться посчитал для себя невежливым. Постепенно  привык бывать на них, высиживать утомительные заседания, презентации и отдыхать душой на банкетах. Охотно ходил и на   демонстрации в поддержку вымирающих животных, голосовал за запрет на вылов китов, торговлю слоновой костью, акульими плавниками и т.д. Познакомился  (не безвозмездно) с операторами и корреспондентами ведущих телеканалов и мое лицо  замелькало в репортажах. К славе  быстро привыкаешь, а я уже  считал ее заслуженной.

     Жнецова  перестала информировать меня о поведении ондатр. Ей нечем было похвастаться. А я  все реже о них вспоминал. С работы пришлось уволиться. Меня включили в ряд каких-то комиссий и президиумов разнокалиберных движений и фондов.  Я почти перестал  бывать в родном доме и стране, научился достаточно бегло общаться на  всех главных европейских языках, завел  полезные знакомства, стал подумывать об открытии своего офиса поблизости к Женевскому озеру – там мне лучше всего дышалось. И коллеги по интересам близко…

    Несколько меня напрягало, что и Забабахин резко выдвинулся на ондатровом факторе. Сделал удачно доклад на конференции, где упомянул о необходимости поиска новых нестандартных видов борьбы с загрязнением, мусором, лесными пожарами и все такое. Перескочил на областной уровень, а затем дорос и до одного и из  руководителей Минприроды.

    Беда пришла, когда её не ждал. В родном городке массово начали вымирать ондатры.  Вскрытие показало, что у них в желудке скопились целые комья тонко нарезанной полиэтиленовой пленки. Оказывается, Жнецова с помощниками  скармливала ее им вместе с лакомствами.

    Хотя была и другая версия, на которой настаивали экспериментаторы, якобы одно из предприятий города  спустило в озеро  неочищенные стоки из-за аварии. Погибли не только ондатры, но немало  и прочей озерной живности. К моему удивлению, главным виновником мора назвали меня,  вызвавшего нездоровый интерес к водяным крысам.  Репутация моя пошатнулась и покатилась под гору вместе с грандиозными планами. Приглашать на конференции  перестали даже  на областном уровне.   Как по команде  не стали поздравлять меня правительственными телеграммами с днем рождения  министры, губернаторы, лидеры думских фракций. Вначале было обидно. Но со временем я окреп в мысли, что вся эта нечистоплотная возня нанесла  вред даже не мне, а экологии, нейтрализовав одного из самых активных борцов.  А  вот Забабахин, стервец, удержался на своем шестке…