Занимательная этимология. Тону

Светлана Каплун
    Всё с чего-нибудь начинается. Эта статья началась с Энтена. Был в Шумере такой бог-земледелец. Правда, говорят, что имя его  произошло от арабского tin, т.е. земля, глина. Но я думаю, что не совсем правильно так утверждать, поскольку, всяко, евреи и арабы «оформились» позднее шумеров. И ещё вопрос, откуда у них это слово появилось? А этимология – наука занимательная, но по моему ощущению, всё-таки не точная.

    Вот и в моей русской душе сразу созвучия зашевелились. Тону! И логика есть. Чем глина от песка, например, отличается? Своим отношением к воде. Песок просто сырым станет. А глина измениться до неузнаваемости: хоть кирпичи из неё лепи и обжигай. А в состоянии «тону» тяне-т тебя под воду, где в самом низу ты земли и коснёшься – доны-шка, дна. Если, конечно, там ила нет или тины. Иначе не дно, а топь… Как в олонецком «тяпша» - грязь, топкое место. Да и «тяпка» очень даже сельскохозяйственный инструмент. И ведь не от арабов это в русском языке!

    Говорят, «тонуть» произошло от праславянского «топнуть». Не берусь судить: то ли «п» выпадающая, то ли просто чередование п-н. Отсюда и топь. Кстати, чтобы глину обжечь, нужно хорошенько рас-топить, да ещё, чтобы тяга была. Поэтому «тянуть» выводят из праславянского «тягнути». И целый веер получился: тянуть, тяга, тащить, тас-кать, цягнуць (белорусское), тяже-сть и даже… дыш-ло. Из чего я делаю вывод, что наибольший смысловой вес имеет первый слог с согласным «т». Закономерно, что с водой и теплом связано «тай-ать».

    Поскольку наши выводы о смысловой нагрузке верны, то не удивительно, что где у арабов  tin-глина, там у египтян Та-кемет, то есть «Чёрная земля». Кстати, «кемет» – земля для египтян, а у шумеров к Инанне сватались пастух Думузи и земледелец Энкимду. Улавливаете? Так кто от кого произошёл? И про русский «камень» не забудьте.  И про "ком", "комель". Кстати, пусть земля у нас и не та, и не чёрная. Но она ведь тём-ная, как темень и тьма. А древнеегипетский почему-то из русского не выводят… Опять же, глина – она и в армянском kav. А на Руси Мать-Сыра-Земля, Ма-кошь. А у шумеров с отцом-небом Ану почиталась мать-земля-Ки (она же – фригийская Кибелла). А у египтян хоть и мать-небо, но Нут и хоть отец-земля, но Геб (здесь не столь очевидно, как в случае с еврейским земледельцем Каином).

    Про Каина я не просто так вспомнила. Это у евреев по преданию брат-земледелец убил брата-скотовода. Шумеры этого не говорили. Когда брат Эмеш (арабское машийа "скот")  попытался оспорить титул Энтена как земледельца богов, отец Энлиль однозначно заявил, что «Воды, приносящие жизнь всем странам, поручены Энтену… Эмеш, сын мой, как же ты можешь сравнивать себя с твоим братом Энтеном!» И братья помирились. Также и в истории сватовства к Инанне соперники в конце концов избежали кровопролития. Чего не скажешь про историю Лады, Перуна и Велеса. Вот и от кого она у нас? В Древнем Египте что-то похожее рассказывали (только женщин там было две, и "она сама пришла")…

    Кстати, сами шумеры вовсе не говорили, что Энтен – это Земля. Я вот тоже в этом имени уловила созвучие с Тенгри. Но верховного бога Тенгри «приписывают» то ли к тюркам, то ли к монголам. Я ещё вспоминаю Тинию этрусков и Дану скифов, и финикийского Адониса. А у шумеров в смысле «божество» употреблялось слово дингир, изображавшееся восьмиконечной звездой, сложенной из четырёх гвоздей.

    А у нас что? У нас Небо (Нева), светлое ибо День и тёмное ибо Тень, которой без света не бывает, и ветренное ибо ду-ть, дуно-вение. А ещё… динь! Но говорят, слово «тон» заимствовано при Петре I из греческого и означает «натяжение». Интересно, вот откуда у Есенина взялось «Тенькает синица Меж лесных кудрей…»? Синяя, как небо Тенгри, которое простёрто, потому что на-тяну-то. Вот это оно и означает. А вовсе не греческий «цветок» по-латински «Вступающий в бой» (Антон). Но, возможно, я погорячилась. Ведь он по-персидски "сильный, мощный, могучий" (Таван), да ещё и Возлюбленный как Давид… Да ещё и Тавр, Тур, Бык. Да ещё и Первенец (как арабский Тавий) и Сын (санскритский Танай). Даже полинезийцы называют бога неба в значении "плодородный" именем Тайн. Короче, тайна это всё, как и должно, наверное, быть. А вот «туника» латинского происхождения из неустановленной формы (возможно, из семитских языков) вполне понятна в смысле «обширная, простертая», полотно. Как впрочем, и французская "сутана" с итальянской юбкой-sottana, тоже неизвестного происхождения.

    Оказывается, и танец тоже заимствован в XVII веке. А до этого у нас был только пляс. Прошу не путать со словами плёс (озеро), палить и Палес (древнеримская богиня скотоводства).  Сложнее с разновидностью хоровода, которая называется танок и вроде как не заимствована. Да и встречается в основном только на территории Попселья (юго-западные районы Курской и северо-западные районы Белгородской областей). А толкуется название реки Псёл да пёс его знает как! То ли действительно «пёс», то ли адыгейское  «псы» — вода, река. Ну не про египетского же быка Аписа вспоминать, который связан с приливами Нила!

    Воот… Так я и не сказала вам, как сами шумеры толковали имя Энтен. Зима.

    Решив, что на земле должны произрастать различные деревья и растения, дабы в его стране воцарилось изобилие, Энлиль сотворил двух братьев. Одного из них он назвал Эмеш (Лето), другого – Энтен (Зима).

    И опять мне что-то послышалось. Но уже не родное, русское. Другое. Энтен – Зима? Как по-английски 10? Ten! Улавливаете, если без неопределённого артикля a/an? Это у шумеров-то! Ну и кто от кого произошёл? Кстати, для нас десятый месяц – это декабрь (от латинского 10 decem).

    На этом можно было бы и завершить. Но мне же про Лето стало интересно. Э-меш. Нашла только в грузинском «солнце» – mze. Аккадцы-семиты бога солнца называли Шамаш. Не очень понятно. То ли как Са Осирис (сын Осириса) понимать? Но тогда Солнце сын Маша? А это про кого? Да ещё арабское шамс "солнце". Чуете, как близко английское «лето» summer? Но тогда арабское «шамс» - это как Э-меш, но наоборот. А профессиональные лингвисты утверждают, что это дилетантский подход! Судите сами.

    Кстати, я поняла что значит «сын Маша». У шумеров Уту, солнце, был сыном Меся-ца, бога луны по имени Син.



    П.С. С арабским tin-глина перекликается и латинская terra-земля. С латынью не всё так просто, потому что буковка "р" тоже имеет значение (ар, area, край, ирий-рай, район, русский "рубеж"). Рубеж от "рубить", отделять часть; участок, участь...

    Между Апеннинским полуостровом Италии и островами Сицилия, Сардиния, Корсика и Эльба плещется Тирренское море. Название моря происходит от слова tyrrhenoi (tyrsenoi), которым древние греки называли выходцев из Лидии (Малая Азия), переселившихся на Апеннинский полуостров в район нынешней итальянской провинции Тоскана. По сути, тиррены - это "земляне"! А поскольку ещё и выходцы из Малой Азии, то понятно, почему просматривается связь с семитами.

    А вот у македонцев земля - zemjata. Таким макаром мы выходим ещё на одних "землян"... жемайтов! Правда, жемайты -  это этническая группа в составе литовцев в Западной Литве. Но ведь уже говорилось, что прибалты являются теми же славянами, сильно "смешанными" с угорскими племенами. Считается, что название происходит от лит. zemas «низкий, низменный» в отличие от «верхних» аукштайтов, которые жили выше по течению реки Неман. Согласно альтернативной гипотезе, слово «жемайты» произошло от лит. zemе «земля». Сдаётся мне, что альтернативная гипотеза наиболее верна. Кстати. Предки жемайтов в V веке населяли бассейн реки Швентойи. Затем племя продвинулась на запад до Жемайтской возвышенности в верховьях рек Дубиса и Юра. Говорят, Швентойя - это Святая река, поскольку князь Ягайло крестил в 1386 году в ней первых литовцев. Я-то думаю, что тут если не о Свароге, то о деве Сва в первую очередь нужно вспоминать!

    Но вернёмся к тирренам. Тирренов в Древнем Риме называли этрусками. Однако, в этрусском языке есть одна особенность: tus – туск и rasn – расен. В чём разница? Предлагаю окунуться в предания.

    Когда в Лидии был голод и недород, отец отправил Тиррена с большей частью людей за море. Тиррен основал 12 городов, назначив их устроителем Таркона, и назвал страну Тирренией. Погиб в море, названном Тирренским. Отец Туска. А вот Тархон — правитель этрусков, чьё имя сопоставляют с лувийским богом Тархунтом, и чьим именем назван город Тарквинии,  заключил союз с Энеем. В свою очередь, Эней — легендарный предок основателей Рима Ромула и Рема, царевич из рода Дарданов, который привёл спасшихся троянцев в Италию.

    Утверждают, что ближайшими родственниками лувийцев (наследницей которых была и Лидия) являлись индоевропейцы хетты неарийского происхождения. А вот в отношении дарданов-троянцев я предполагаю совершенно другое. Думается мне, что, если мы говорим о существовавшей некогда славяно-германской общности, нужно в голове держать и этрусков!



    П.П.С. Энтен. Десятый. Зима. В германских языках зима - это winter. В отличие от русских, вот это недо"вэ" в начале и "эр" в окончании англичане обыкновенно не озвучивают. Поэтому шумерский Зима вполне сопоставим с зимой германцев (англов и саксов в том числе). А так же и с германским ветром wind (а у нас ветры - стрибожьи внуки, внуки Стрибога - бога пространства). Но что ещё интересно... Инки. Есть у них бог Инти. Правда, это бог солнца и по статусу он ниже бога Виракочи. Однако. Во времена государства Тауантинсуйу Праздник солнца (Инти Райми) был важнейшей церемонией, проводившейся в городе Куско (Пуп земли). И проводился он в дни зимнего солнцестояния. Сейчас этот обряд возродился, и теперь Праздник солнца отмечают как Новый год в Андах. Но поскольку полушарие южное, то и зимнее солнцестояние приходится на 24 июня.