Памяти Аракчеева Алексея Андреевича

Александр Шуринов
4 октября 2019 года исполняется 250 лет со дня рождения замечательного патриота России, великолепного изобретателя и честного чиновника Алексея Андреевича Аракчеева.
Вот что пишет о нём Википедия. «Граф (с 1799) Алексей Андреевич Аракчеев (23 сентября [4 октября] 1769, имение отца Гарусово в Новгородской губернии — 21 апреля [3 мая] 1834, с. Грузино, Новгородская губерния) — русский государственный и военный деятель, пользовавшийся огромным доверием Павла I и Александра I, особенно во второй половине царствования Александра I («аракчеевщина»). Реформатор русской артиллерии, генерал от артиллерии (1807), военный министр (1808—1810), главный начальник Императорской канцелярии (с 1812) и военных поселений (с 1817). Первый владелец дворцово-паркового ансамбля в Грузине (не сохранился). Большой любитель муштры и фрунта[3][4]».

Историческая объективность требует заметить, что А.А.Аракчеев был из мелкопоместной дворянской семьи (20 крепостных). Был очень талантлив, честен и исполнителен. Он закончил  артиллерийский кадетский корпус и за успехи был оставлен в нём преподавателем. Добился он своего карьерного восхождения  беспримерной честностью и любовью к России, исполнительностью, неуклонной борьбой с казнокрадами и взяточниками. Но за свою принципиальность и чиновничью дотошность всю жизнь преследовался завистливыми придворными аристократами и высокородными прощелыгами.
    Работая над усовершенствованием  артиллерии в период правления Павла I, он, следует заметить, впервые создал конструкторское бюро, которое совершенствовало пушки и обслуживающие устройства, разрабатывало правила-инструкции по обслуживанию орудий, транспортировке, подготовке к боевым действиям и самим боевым действиям. Сам лично принимал активное участие в проектировании. В 1799 году в благодарность императора Павла I за беспорочную  службу и деятельность был удостоен графского титула.
    Благодаря  его разработкам и инициативам наши пушки не уступали европейским, что стало залогом конечного успеха в Отечественной войне 1812 года и освобождения в 1813 – 1814 годах Европы от тирании Наполеона и его псевдореволюционной идеологии и соответствующих спекуляций.
     Был в составе православно-патриотической партии, которую возглавлял Александр Семёнович Шишков, с которой активно убеждал императора Александра I  принять Указ о запрете тайной масонской деятельности в России. И такой Указ вышел 1/14 августа 1822 года.
    Относился весьма высоко к деятельности императора Александра I, памяти которого посвятил своё Завещание (ушёл из жизни  21 апреля [3 мая] 1834, с. Грузино, Новгородской губернии).
   Вот основные параграфы его завещания:
«1) Я, нижеподписавшийся генерал артиллерии, граф Алексей Андреевич Аракчеев, который будет ценить до могилы незабываемые достижения и доб-рые дела императора всея Руси Александра Павловича, уважение и почитание моё к которому не знает границ и который оказал мне честь своим высочайшим доверием, в 1833г. кладу на депозит  в Государственном банке 50 000 рублей, чтобы эта сумма осталась на 93 года неприкосновенной , с процентами и без извлечения пени.
2) Эта сумма будет пожалована русскому писателю, который в 100-летие со дня смерти прославленного императора , т.е. к 1925 г., напишет на русском языке лучшую историю царствования императора всея Руси Александра - полнейшую, правдивейшую и изящнейшую по стилю.
3) Ценность этой истории должна быть определена и принята самой знамени-той академией словесности, под которой может подразумеваться группа самых выдающихся академиков ….
…………………
6) Через 82 года, начиная с 1833г., т.е. в 1915г., Российский государственный банк, в который помещены деньги на премию, и Российская академия словес-ности должны снова опубликовать моё завещание  во всех существующих газетах в России и за границей с новостями о сроках и общей сумме вознаграждения.
7) Десятилетний срок отводится для написания истории, в конце этого срока, 1 января 1925 г., автор должен представить свою книгу в наиболее известную русскую академию. В течение 1925 г. академия должна изучить полученные труды, следуя методам, принятым в настоящее время для трудов, получаемых академией. Награждение следует провести ни в какой иной день, кроме 12 декабря )день рождения Александра I). Вознаграждение за наиболее приемлемую историю Александра I должно составлять 3/4 суммы, включая проценты, накопившиеся за 93 года.
8) Оставшаяся четверть должна находиться в Российской академии словесности  для нижеследующих целей:
9) Для издания этой истории в лучшем издательстве того времени вместе с гравированным портретом Александра I, пояснительными планами и картами.
10) Для публикации 10 000 экземпляров этой истории, которые должны быть проданы по цене, доступной даже бедным.
..…..
13) Учитывая проценты, которые в настоящее время составляют 42/2 , сумма в 50 000 рублей вырастет к 1925 г. до 1 918 960 рублей. Согласно этому подсчёту, вознаграждение для автора лучшей работы составит 1.439220 рублей; а четвёртая часть, 479 740 рублей, останется в академии для целей, описанных в параграфах 9,10 …

Подписано генералом артиллерии графом Алексеем Аракчеевым, в воскресе-нье, 2 апреля 1833г., в деревне Грузино» (архивная разработка автора).

Из биографии:
«Аракчеев был отправлен в отставку Николаем I. Сохранив звание члена Государственного совета, Аракчеев отправился путешествовать за границу; его здоровье было надломлено отставкой и убийством дворовыми в Грузине Н. Ф. Минкиной — наложницы Аракчеева и управительницы его имением. В 1833 году Аракчеев внёс в государственный заёмный банк 50 000 рублей ассигнациями с тем, чтобы эта сумма оставалась в банке 93 года неприкосновенною со всеми процентами: ; из этого капитала должны быть наградою тому, кто напишет к 1925 году (на русском языке) лучшую историю царствования Александра I, остальная четверть этого капитала предназначена на издержки по изданию этого труда, а также на вторую пре-мию, и двум переводчикам по равной части, которые переведут с русского на немецкий и на французский языки удостоенную первой премии историю Александра I. Аракчеев соорудил перед соборным храмом своего села великолепный бронзовый памятник Александру, на котором сделана следующая надпись: «Государю-Благодетелю, по кончине Его». Последним делом Аракчеева на пользу общую было пожертвование им 300 000 рублей для воспитания из процентов этого капитала в Новгородском кадетском корпусе бедных дворян Новгородской и Тверской губерний.
    Здоровье Аракчеева между тем слабело, силы изменяли. Николай I, узнав о его болезненном состоянии, прислал к нему в Грузино лейб-медика Вилье, но последний не мог ему уже помочь, и накануне Воскресения Христова, 21 апреля 1834 года, Аракчеев скончался, «не спуская глаз с портрета Александра, в его комнате, на том самом диване, который служил кроватью Самодержцу Всероссийскому». Лейб-медик, присланный Николаем I, ничем не мог помочь ему, а он все кричал, чтобы ему продлили жизнь хотя бы на месяц. Наконец, вздохнув, проговорил: «Проклятая смерть», — и умер. Прах Аракчеева покоится в храме села Грузина, у подножия бюста импе-ратора Павла I.
Умер, не оставив наследников».
    Современные исследователи характеризуют его «как одного из наиболее эффективных в отечественной истории администраторов» и считают, что он был «идеальным исполнителем, способным воплотить в жизнь грандиозные предначертания».
    В советское время прекрасные постройки-дворцы села Грузино были полностью уничтожены, имя Аракчеева было опорочено, финансовые вклады его были изъяты из банков революционным правительством.