Аквамарины

Андрей Павлович Костебелов
  Было это в году 2009-2010, сейчас уже точно и не помню.
  "Нарезал" я тогда по всей Британской Колумбии (Канада) тысячи и тысячи километров каждый сезон на своём, уже далеко, не новом GMC "Gimmi". Порой "залетал" На Аляску, Юкон Территории и Северо-Западные Территории.
   И вот однажды, во время своей очередной экспедиции, остановился я на большой реке Liard River (Лиард река) в районе маленького населённого пункта Аппер Лиард. Сразу за деревушкой был огромный мост через реку. Проехав по мосту я, почти тут же, спустился к реке вправо и выехал на огромнейшую песчано-гравийную отмель. Если посчитать с плавным загибом, то эта отмель была в длину не менее одного километра и шириной около двухсот метров. И решил я на этой косе заночевать. Лёгкий ветерок обдувал комара и не было не единой души. Белая северная ночь и могучее течение большой реки завораживали сознание своей красотой и первозданностью. Надо сказать, что в таких экспедициях, я спал всегда в машине. В западной Канаде очень много медведя и не только чёрного - почти не опасного, но и гризли, экземпляры которых порой доходят весом до одной тонны. На реках они не дают прохода. Много рыбы идёт на нерест и они до самой зимы жируют по берегам нерестовых рек и речушек. Иногда их скапливается по два-три десятка на участке в сто метров. Вечером я забирался в машину, клал с собой рядом заряженный на предохранителе карабин, на поясе всегда был нож и только после этого спокойно засыпал. Если ночью просыпался сходить в туалет, то вначале заводил машину, включал фары, включал мощный фонарь и осматривал из машины ближайшее расстояние. 
   Так вот и заночевал в этот раз, как всегда.
   Проснувшись, очень рано, выпив кружку чая из давно остывшего термоса, я пошёл к берегу проверить твёрдость грунта, чтобы попробовать подъехать на машине ближе к воде и помыть что-нибудь лотком, авось, что-нибудь и попадёт.
   Грунт был достаточно твёрдым почти до самой воды. Медведя вокруг не было. Вернувшись к машине, завёл её и не доехав до воды метров десять-двенадцать остановился. Оглянулся назад. След от машины остался совсем не глубокий - буквально пять-семь сантиметров, это означало, что я спокойно выеду обратно.
   Достал из машины свой нехитрый инструмент - пластиковое корыто, лопату, два сита с разным размером ячеи, пару лотков, совок и ведро. Сначала начал промывку лотком. Но золота было не так много и оно было очень мелкое. Решил взять сито с ячеёй в пять миллиметров и попробовать помыть минералы. Когда-то - года два до этого я в этом районе, но на другой - более меньшего размера речке собирал буквально руками небольшие аквамарины и непривлекательные изумруды. Вот и здесь решил попробовать. И уже во втором-третьем сите увидел прозрачный зеленовато-голубоватый кристалл аквамарина. Он был размером шесть-семь миллиметров и довольно не плохого качества.
   Промыв до четырёх дня сотню килограммов песка с гравием, я сумел отмыть порядка пятнадцати кристаллов аквамарина. Все они были примерно одного цвета и отличались друг от друга только насыщенностью, одни были более тёмные и сочные, другие же более светлые и прозрачнее. Из всего этого материала несколько кристаллов были великолепного качества и размером в сечении, приблизительно, семь восемь миллиметров.
   И тут, подняв голову от сита, я обратил внимание, что с запада заходит синяя, почти чёрная, грозовая туча. Буквально через пару минут начали раздаваться первые ещё далёкие раскаты грома. Прямо на меня шла гроза. Бросив весь свой инструмент, запрыгнув в машину, я решил вернуться к лесу где ночевал, потому-как в одиноко-стоящую машину на огромной пустой площади может ударить молния. Развернувшись я поехал той же колеёй, по которой ехал к воде. Подъехав на свое место, опять развернул машину но уже по направлению к берегу, включил музыку, выпил пол-стаканчика своей настойки, закусил, закурил, а тут и гроза, да такая, что в пяти метрах света белого не видно. Сижу, отдыхаю, слушаю на диске Михаила Круга.
   Но грозы длительными не бывают, на то они и грозы - пришла и через пол-часа ушла. Через какое-то время стихли последние капли дождя по крыше машины и опять выглянуло солнышко. Решил вернуться на берег, помыть ещё часик-полтора и начать готовится ко сну - запалить костерок, приготовить ужин, заварить в котелочке чайку и завалиться спать. Машину решил к берегу не подгонять, кто его знает какой грунт после такого ливня.
   Пошёл пряменько между своей колеи от машины. А в той колее по двум бороздам водичка бежит стекает после ливня. Иду под ноги поглядываю. И вдруг! В этом маленьком жиденьком ручейке лежит кристалл! Да какой! На два сантиметра. Поднял и ахнул, здесь же пятнадцать-двадцать карат - не меньше! И тут я начал буквально ползать по песку и гравию.
   За два часа на коленях, в мокрых насквозь штанах, на расстоянии в сто пятьдесят метров до берега, я насобирал целую горсть зеленовато-голубых аквамаринов. Примерно одна треть из всего этого материала была высокого ювелирного качества.
    И задержался я на этом месте на два дня. Намыл и просто визуально насобирал две горсти аквамаринов разного качества.
   К чему этот мой рассказ? Я в очередной раз убедился, что камни, особенно те, которые имеют удельный вес с общей массой грунта, надо собирать или после бурного паводка, или после вот такого ливня. Потом, когда грунт высыхает, камни не блестят, не светятся и не горят своим естественным изумительным светом.