7. Искушения сатаны

Сергей Михальчук
Иллюстрация: «Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка). 

«Искушение Иисуса Христа в пустыне»

(Антропологические аспекты аскетики Евангелия)

IV. 3. На сороковой день Спаситель взалкал и приступил к Нему сатана.

С той точки зрения, с которой мы рассматриваем исследуемый нами евангельский эпизод, то есть с точки зрения Аскетической Антропологии, нам очень интересны слова апостола Луки (4, 2): «… а по прошествии их напоследок взалкал».
Что же происходило, эти сорок дней, и, наконец, произошло, на сороковой день, с человеческой природой Спасителя, что Он взалкал? Что значит взалкал? Это представляется достаточно важным. Ибо, как утверждает апостол Матфей, именно после того как Иисус взалкал (Мф. 4, 3): - «… приступил к Нему искуситель…». И это, каким-то образом, напрямую связано с тем, что Он взял на Себя грех мира.
На первый взгляд здесь нет ничего сложного или проблематичного. Взалкал - означает начал испытывать острейшее чувство голода. Тем более что нынешний церковно-славянский словарь так это слово и переводит. Алкал и Давид, и люди, бывшие с ним. Почему же к нему не приступил искуситель, перед тем как они вошли в Храм и ели хлебы предложения?[18] И Ева, будучи в Раю, совсем не акала. А сатана, в образе змия, приблизился к ней, и, вопрошая, искусил её. Но самое интересное упоминание присутствует у апостола Марка (1, 13), говорящего, что Спаситель, искушаемый сатаной, пребывал со зверями.

[18] Тут сразу приходит на ум мысль о том, что Давид не был Богочеловеком. Это так! Но ведь и сатана, искушая Иисуса, говорил: - «если Ты Сын Божий…», не вопрошая, как Еву, так как Иоанн уже свидетельствовал, но искушая сомнением в истинности его свидетельства. По-видимому, центральным моментом здесь остаётся то, что Давид не брал на себя грех мира, он сам был не без греха, а Иисус взял.

Сначала попробуем разобраться вот в каком вопросе: - Все те 39-40 дней, которые провёл Иисус в пустыне, до того, как взалкал, Он был искушаем, или искушения начались лишь тогда, когда приступи к Нему сатана? И если Он был искушаем эти дни, то кем или чем? Ведь сатана ещё не приступил к Нему?!
Апостол Марк выражается вполне определённо (1, 13): «И был Он там, в пустыне, сорок дней, искушаемый сатаною…». С ним согласен и Лука (4, 2): - «Там сорок дней Он был искушаем от диавола…». Но вот продолжении того же стиха и далее (4, 2-3): - «…а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол…». То есть, диавол заговорил с Ним после того, как Он взалкал. Матфей тоже говорит об исходе в пустыню для искушений от диавола, но приступил к нему искуситель и заговорил с Ним, только после того, как Он взалкал.
В результате, мы имеем утверждение евангелистов о том, что все сорок дней Господь Иисус искушался. Искушался врагом рода людского (сатаною, диаволом, искусителем). Но искушался не в общении с неким умом, предлагающим Ему искусительные помыслы, то есть, в беседе с ним, ибо, ни в самом его лице, ни в его душе, не было повода для искусительных страстей, ведь он не имел на себе греха. Ни родового, ни личного греха! Поэтому в его чувствах и его мыслях отсутствовал греховный опыт, выражаемый в страстных переживаниях и порочных ощущениях. Отсутствовали и греховные помыслы, которые могли бы выступать Его собеседником, как это всегда бывает в обычной греховной человеческой жизни.
Тот грех мира, который Иисус Христос взял на себя, не имел в нём среды для внутреннего общения.[19] Грех давил на него тяжестью физических страданий, страданий плотских. Поэтому Евангелие упоминает о том, что он не вкушал пищи, и пребывал со зверями. Ни душевная Его жизнь, ни, тем более духовная, не имели общения с грехом. Они пребывали в пустыне, где общаться им было не с кем - в пустыне общения.[20] И лишь плоть Его, боролась со всеми грехами людей:
- С грехами плоти; и поэтому Он жаждал пищи, как и Давид со спутниками; и
- С грехами души (сердца и ума), как Ева и Адам, при их впадении в первородный грех.[21]
Всё это приняла на себя плоть Богочеловека, страдая от голода и жажды, жары и холода, боли и ран (терзаемая страстными зверями чужих грехов). Страдала и мучилась, но не допускала в душу Богочеловека, ни одного греховного прилога, то есть, ни единого греховного помысла, ни единого греховного колебания Его чувств.

[19] «Вот приближается ко мне князь мира сего, но не имеет во мне доли для себя».

[20] Пребывал ли он в этот момент в общении с Отцом. Евангелие молчит об этом. Все случаи Его личного общения с Отцом описываются в Евангелии только после этих событий! До этого знание о его Сыновстве давались только во внешних знамениях и требовали веры. Подтверждение этого чудесами, сотворёнными самим Иисусом, являющиеся несомненным доказательством, в том числе и для него, последовали только после того, как приступили к нему ангелы Божии, и служили ему. И первое – чудо в Каннах Галилейских.

[21] Поэтому, с полным правом, апостол Матфей говорит, что он постился (4, 2), то есть боролся со всем грехом, поразившим человеческую природу.

Но его человеческие силы, основанные на опыте и силе его личной безгрешной человеческой жизни, и души, очищенной от родового греха, были не беспредельны. Их хватило на сорок дней! И по истечении этих дней, он взалкал!  То есть возмутилась его природа: поколебалась плоть и смутилась душа. Сомнения вошли в его сердце, а помыслы в его ум. И приступил к нему сатана, и заговорил с ним, пытаясь искушениями и сомнениями поколебать его веру в то, что он Сын Божий, и вызвать недоверие свидетельству Крестителя Иоанна.[22]

[22] Сыновство Иисуса, для всех и всегда было и будет актом веры, в которой нет ничего механического, как говорит свт. Феофан Затворник. В том числе и для него самого. Человек Иисус Христос должен был в первую очередь сам верить в своё Богосыновство, и постоянно подтверждать свою веру, свободно поступая по воле Отца, и делая то, для чего он послал к людям Сына Своего. Иначе не было бы правды в словах Спасителя: - «По вере вашей да будет вам!» И, кроме того, не написал бы евангелист (Лк. 4,13): - «И, окончив все искушения, диавол отошёл от него до времени».

Искушение в пустыне и было первым актом веры, о котором говорит нам Евангелие. Веры его самого в то, что он - Сын Божий, и действительно взял на себя грех мира. Сорок дней Иисус Христос боролся с грехом мира как человек (но как безгрешный человек, поэтому его и хватило на сорок дней болезней и ран, без еды и воды). А затем наступил, как обычно наступает, в конце концов, кризис, критическое состояние, граница, некий порог, в котором сатана вошёл в него - человека, и заговорил с ним. То есть он заговорил сам с собой, смущаемый помыслами и переживаниями. Повторилась, как это повторяется с каждым из нас, библейская история с искушением в Раю. И он, Адам 2-ой, победил! Победил сам себя, свою человеческую природу, сатану в своём человечестве. И имел полное право сказать: - «Следуй за мной сатана!» После этого приблизились к нему Ангелы Божии и служили ему.
Ангелы, вероятно, служили ему и до этого, но временно отступили от него, чтобы он сам боролся с грехом мира. Насколько это ангельское служение было осознаваемо им самим нам неизвестно, ибо Евангелие, до эпизодов Крещения и Искушения, умалчивает об этом. Хотя Лука, рассказывая о его детстве (Лк. 2, 41-52), повествует нам о знамениях недетской мудрости богочеловеческого дитя.[23]

[23] См. прим. 20.

Каково же то понимание Крещения, как таинства, которое следует, для нас, из этих
наших анрополого-аскетических евангельских исследований?