Ч. 12. Последняя встреча

Дарима Базарсадаева
Предыдущая часть http://www.proza.ru/2019/08/23/171

Где бы я, моя семья не жила, мы старались почти ежегодно ездить к родителям-дедам-бабушкам в с. Боржигантай. Из-за сложностей транспортного сообщения, особенно в годы так называемой «перестройки», приходилось добираться до Читы самолетом, а уж до конечной точки –  в село и обратно разными путями, на всех видах транспорта, вплоть до тракторов и гужевого на последнем - предпоследнем этапах пути, иногда даже несколько дней.  Что однажды описал мой сын-пятиклассник в изложении на заданную тему «Как я провел лето». Учительница русского языка одной из подмосковных школ обозвала его фантазером, поставила тройку только за отсутствие ошибок. Еще и обвинила ребенка за текст, якобы «украденный» из неизвестного произведения, вероятно, ХУШ-Х1Х вв., в чем он не желает ей сознаться. В связи с чем развила бурную деятельность, вызвала за это меня, мать, в школу. Но и я, по ее словам, поддерживая такого сына, тоже оказалась, в лучшем случае, фантазеркой. Слов нет….

Из-за транспортных сложностей мы часто ездили не через райцентр, ж.д.станцию Могойтуй, а разными другими путями - через ж.д.станции Степь, Оловянная, Ясная, Солнцево, расположенные поближе к нашему  селу, а далее – как придется. Только в 1997г. мы с сыном, уже из села, специально поехали в Могойтуй, чтобы встретиться с Руфиной Федоровной, заодно я хотела показать сыну свою школу.

Как всегда, Руфина Федоровна встретила нас приветливо, поговорила со мной и с сыном, закончившим седьмой класс, похвалила его за разносторонность знаний. Рассказала, кто из нашего класса, из выпусков до и после нас, приезжал в недавние времена. О том, что приезжал мой одноклассник, «сын школы» Юра Рубцов, подполковник авиации, у него есть жена и дочь.  И еще о многих из других выпусков, которых я знала и помнила.

Викентий Робертович был болен. Вообще сколько помню, он часто болел, сказывались нелегкое детство – он родился в партизанском отряде (!), фронтовые годы, да еще с войны у него в теле остался осколок, который давал о себе знать, особенно при простудах. Только благодаря мужеству, благородству, верности, преданности супруги, коллеги – Руфины Федоровны, ее постоянному вниманию, опеке, как за ребенком, своевременному лечению, помощи и поддержке во всех его делах, Викентий Робертович прожил такую длинную жизнь (1919-1998гг.), реализовал множество своих планов за тридцать пять лет их совместной жизни.

Руфина Федоровна ранее писала мне и в эту встречу рассказала, что еще до ухода на пенсию, когда школу-интернат перепрофилировали, одна уезжала на свою малую Родину, но не смогла там остаться ни жить, ни работать.  Как и предрекал муж. Все было не то: и люди, и ученики, и педагоги, и их взаимоотношения, отношение к учебе в школе. И климат. Хотя рядом был ее единственный родной старший брат со своей семьей.

Вернулась в наше солнечное Забайкалье, навсегда.

Впервые в жизни в эту нашу, оказавшуюся последней, встречу, Руфина Федоровна призналась, как им тяжело жить – школы-интерната уже нет, нет учеников, мало осталось рядом друзей-коллег - все разъехались в разные края. Несколько лет им самим, а на самом деле ей самой, приходится возделывать огород, чтобы иметь хотя бы какие-никакие овощи. А самое страшное – на двоих у них остался видящим только один ее глаз и ничего с этим уже нельзя поделать. Ехать куда-то обследоваться, лечиться она всегда отказывалась, не хотела оставлять одного Викентия Робертовича, Вики, как она его называла дома.  Впервые в жизни она с горечью сожалела, что у них нет своих детей. У Викентия Робертовича от первого брака была дочь. Но она сама себя оправдывала тем, что в случае появления в их семье ребенка, они оба не смогли бы отдаваться педагогической деятельности так, как им удавалось всю жизнь. Понадеялась, что всегда будут жить рядом и ради детей, воспитанников школы-интерната, а они – рядом с ними обоими.

Руфина Федоровна всегда отказывалась от подарков, тем более – от денег, еще сама норовила что-то подарить. И я смогла только писать ей письма, изредка навещать.

Спасибо их ученикам, учителям, их коллегам, поддерживавшим их в тяжелые времена и сумевшим им помочь переехать в Читу, в 1997 году, в благоустроенное жилье, с медицинской и иной помощью – в Пансионат для ветеранов войны и труда, где имели возможность их навещать ученики и коллеги.

Многие выпускники разных лет нашей школы-интерната № 8 теперь ввели хорошую традицию - ежегодно организовывают встречи в г. Чита 22 июня – в день рождения Руфины Федоровны.

Фото: Руфина Федоровна Черкасова.