Испуганные пугают

Наталья Троянцева
Очередное задержание Юлии Галяминой, и так уже измученной внезапно обрушившимся произволом, производит сильное впечатление. Вероятно, та же участь уготована и Дмитрию Гудкову. Илья Яшин и Константин Янкаускас – в том же положении вновь арестованных. Очевидно, что повседневное существование этих политиков, умеренных в своей принципиальной позиции, совсем не тех, кто зовёт на баррикады – даже в страшных снах не допускало такого развития событий. Силовой блок демонстрирует беспредел. Испуганные – пугают.

Я не хожу на митинги так же, как избегаю любого толка «народных гуляний». Массовое ликование и массовое негодование для меня равно чужие. Это не мешает мне симпатизировать радостному или сочувствовать печальному. Я не испытываю страха, он мне органически не свойственен. И я точно знаю, что в любой ситуации человек противостоит обществу в одиночку. Человек, который отстаивает свой личный интерес, находит общественную поддержку только и исключительно, как показывает опыт, в случае противостояния условному общему врагу. Преподаватель, которого решил уволить ректор, не находит поддержки коллег. А вот если коллеги объединятся против ректора, каждый сможет примкнуть к коалиции и «выжить» неприятного или просто неудобного ректора. И новый ректор легко уволит любого из бывшей коалиции при молчаливой поддержке или же молчаливом негодовании той же коалиции.

Я точно знаю, что, окажись я в колонне протестующих бок о бок с любым редактором, тот же редактор выкинет в спам моё резюме, не прочитав его, а, прорвись я к нему для прямого разговора, выставит заслон из охранников и секретарши – поскольку я примчусь к нему в том же приподнятом состоянии внутреннего воодушевления, в котором шла вместе с ним рядом на митинге протеста. И ему совсем не захочется оказаться со мной один на один в ситуации его – не столько профессиональных обязанностей, сколько – профессиональных клише и непрофессиональных предрассудков.

Надо сказать, эти новые лица молодых и не очень политиков, которые я увидела в многочисленных интервью, возбудили некую надежду на то, что возникла новая формация людей, готовых лично отвечать за каждый свой шаг. Система обрекла их на одиночество в рамках силового произвола, которому каждый противостоит сам. Система даёт понять, что участь Олега Навального или Олега Сенцова грозит и Юлии Галяминой, и Дмитрию Гудкову, и Илье Яшину. И перед каждым из них стоит сейчас задача – как остаться верным своим принципам и избежать поражения перед лицом испуганной системы? Как не испугаться?

Для того, кто отбывает срок, фактор общности перестаёт иметь значение. Перед лицом прямого произвола он – один. И он – жертва.

Как не стать жертвой? Снова и снова задаю я этот вопрос. И точно знаю сама, что каждый миг моего существования в России воспроизводит ответ: ни при каких обстоятельствах не ощущать себя жертвой обстоятельств. Всегда играть «свою игру» и, осознавая, что пока нет надежды на выигрыш, просто не вступать в неё, создавая, формируя условия игры, подходящие именно тебе.