В жизни встречаются разные люди...

Роза Салах
 После  весенней  сессии,  зачётов   и  экзаменов  в  педучилище,   все   уехали   домой.   В  общежитии  я  снова  осталась  одна.  Закончен  третий  курс   учёбы   в  педучилище.  Впереди  ещё  один  год,   и   я –  учитель  начальных  классов.   Пока  нахожусь   в  общежитии.   Перед  устройством  на  временную   работу   я   решила  навестить  свою  двоюродную  сестру  Лстий  в  Шлани,   Шагаю  на свою  малую  родину.  Надо  пройти  пешком от  районного  центра  до  деревни  целых  40  километров. 
  Лстий  дома  бывает  редко,  но  как  будто  чувствовала  мой  приход,   взяла  выходной   день. 
 - Шумат   учится  на  механизатора   в  Усаде,   в  Татарии   полгода.   В  сильный  мороз  пешком  прошагал   50  километров  в  одних  тонких  брюках,  в   одной   фуфайке.  В  такой  холод  как он  шёл  по  снегу,  по  бездорожью?  -  рассказывает  о  брате  моя  двоюродная  сестра. 
  В  доме  Лстий  по-прежнему  бедно,  жить  в  нём  стало  страшно,  поэтому  Лстий  с  сестрой  Эликой  переселились  в  баню.  Баня  по  площади  большая,  в  углу  поставили  кровать  и  стол.  Есть  печка,  можно  в  котле  варить  еду. 
-  Дом  бы  надо  подправить -  денег  нет,   -  говорит  Лстий. 
-  Мне  недавно  исполнилось  восемнадцать лет.  Давай  с  фермы  корову  возьму.  И  мне  будет  легче.  Иногда  мне  молока,  масла  дадите.  Всё  это  я  покупаю,  стипендии моей  не  хватает.  Вы  согласны,  если  я  с  фермы  корову  возьму?  -  ещё  раз  обратилась  к   Лстий.  -  Завтра  утром  и  отправлюсь  в  правление  колхоза,  к  председателю. 
  Утром  я  у  председателя  колхоза,  родственника  по  материнской  линии.  У  него  всегда  люди.  Долго  ждала,   когда  же  он  пригласит  меня  к  себе.   
-  Иди  к  заведующему  фермой  Степану  вот  с  этой  бумагой,  -  сказал  дядя   Ведаска.   
  Теперь  жду  заведующего  фермой  Степана -  его  на  месте  нет.   Жду  его  появления  на месте.  Времени  много  для  размышления.   Вспомнила  страшную  картину  угона  скотины  с  нашего  родного  двора   тогда  председателем  колхоза  Степаном  и его  помощниками.   Видели  и  возмущались  действиями  председателя  колхоза  Степана  многие  соседи,  как  он  командовал  угонщиками  всей  скотины:  коровы,  овец,  даже  кур,  гусей. Кто-то  из  толпы  собравшихся  свидетелей   крикнул:   
-  Оставьте  для  детей  корову!  Детям  нужно  молоко!  У  Бетки  коровы  нет -  тоже  угнали!  -   Оставьте  хотя  бы  одну  овцу  на  мясо  детям  Арслана  в  дорогу!  -  Надо  же  их  оформлять  в  детский  дом! – из  толпы  слышится  голос  Зины,  соседки  дома  напротив.
 - Детей  приютил  Бетка!  -  теперь  возмущается  поступком  Степана  другая  соседка.   -   Всё  забрали  и  угнали  со  двора  и   у  Бетки!   
    Видел,  слышал   всё   Бетка,  старший брат   моего  отца  Арслана,  не  вернувшегося  с   войны,   погибшего  в  январе  1944  года   под  Ленинградом.   Видели   соседи,  как  Степан,  тогда   председатель  колхоза,   на   следующий  же  день   после  смерти  моей  матери,  после  похорон,  угона  скотины  пришёл  к  нам   ещё  раз,  сам  лично  на  дверь  повесил огромный  замок,   надолго  закрыл   наш  родной   дом.  Через  год,  другой  распорядился  открыть  в  доме  один  класс начальной  школы.  А  на  следующий  же  год   техничка   школы  Лариса   по  неосторожности   сожгла  наш   дом  дотла – лишь  обуглившиеся  брёвна,   как  чёрная  сажа,  долго  красовались,  валялись  на месте  дома  родного,   как память,  что  здесь  когда-то  жила  очень  дружная,  трудолюбивая  семья   с  двумя  маленькими  детьми. 
  Вот  к  такому  человеку,  ставшему  теперь  заведующим  колхозной  фермой,   Степану  я,  восемнадцатилетняя девушка,  студентка,  через  год  выпускница   Йошкар-Олинского   педучилища,  отправилась  на  ферму  за  своей  коровой.  Уже  вечереет,  на  улице  появились  первые  коровы.  Колхозные   коровы,   понурив  головы,  идут  медленно,  поминутно  наклоняясь,  срывая  зелёную  траву  с  земли.  Пастух  гонит  стадо.  Степан  на  ферме,  на  своём  посту.  Доярки,  как  ни  странно,  в  белых  халатах  спешат  к  коровам.  Которая  же  наша?  Её  доила  мама,  бабушка,  иногда  двоюродная  сестра  Лстий. 
-  Дядя  Степан, -  обращаюсь  я  к  нему,  протягиваю  ему  бумагу  от  председателя  колхоза  Кугергина  Ведаски.  – Я  пришла  за  своей  коровой.  Вы  мне  дадите? 
-  Ты  кто  такая?  Можно  ли  тебе  выдать  корову?  Корова  бодается.  Доить-то  умеешь?  -  болтает  подвыпивший  заведующий  фермой. 
-  Я – Роза,  дочь  Арслана  и  Пиканай,  тогда  бригадира  Вашего  колхоза.  Мне  недавно  исполнилось  восемнадцать  лет.
- Сколько  лет  прошло,  как  твоя  корова  пришла  сюда?  Она  уже  старая,  может,  и  умерла,  в  ход  на  мясо  пустили.  А  ты  её  помнишь?  Иди  за  мной!  Не  справишься!  Больно  хилая,  маленькая!  В  детдоме-то  тебя не  кормили?  Где  теперь?  Учишься?  Куда  тебе  корову?  Куда  поведёшь!  К Лстий  что  ли? 
  Подошли  к  стойлу.  Однорогая  корова  жуёт  кукурузу. 
-  Бери,  уведи  корову.  А  то  всю  кукурузу  съест. 
  Не  знаю,  с  какой  стороны  подойти  к  корове. 
 - Помогите,  дядя  Степан,  пожалуйста,  помогите,  -  прошу  я.  -  Пусть  кто-нибудь  поможет. 
  -Это  тебе  не  детдом!  - кричит  заведующий   фермой.  -  Эй,  Максим,  иди  сюда.  Помоги  вот  этой  девочке,  уведи  корову  к  Лстий.  Что  она  сама-то  не  пришла?  Молока  захотели,   а?  - хохочет  Степан. 
   Максим  спокойно  вывел  корову  во  двор,  достал  верёвку,  привязал  её  к  единственному  рогу,  повёл  по  деревне  к  дому  Лстий.  Дорогой  Максим  сказал,  что  корова  старая,  молока  даёт  мало.   Она  всегда  была  колхозной. 
  На  другой  день  корова  не  пошла  вместе  с  деревенскими  -  убежала  на  ферму.
  Лстий  неудобно.  Я  снова  шагаю  на  ферму  за  своей  однорогой  коровой.   Утро.  Степан  стоит  у  крыльца   с  длиннющим  кнутом. 
 -Ты  что  не  следишь  за  своей  коровой?   - кричит  на  меня  Степан.  -  Она  вон  кукурузу  ест.  Забери  её!  -  сказав,  взмахнул,  громко  щёлкнул  кнутом,  свистнул,  ударил   корову  по спине…
  Я  заплакала,  не  ожидала,  что  старый  человек  так  будет  издеваться  надо  мной,   будет  бить  безвинное  животное.  Сквозь  слёзы  сказала: 
 - Пусть  Ваши  дети…Ваши  дети,  если  они  у   Вас  есть,  увидят  такое…
  Оставила  корову  этому  человеку,  убежала.  За  всем  этим  наблюдал  вчерашний  Максим-скотник,  пастух.  Помог  мне  увести  корову  к  Лстий. 
  Через  день  я   уехала  из  деревни,  до  начала  учебного  года  устроилась  на  работу  в пионерский  лагерь.  Лстий  корову  продала,   купила  телёнка,  подправила  дом,   куда  переселились  из  бани.   
   Прошло  несколько  лет.  Я  снова  навестила  Лстий,  двоюродную  сестру,  заменившую  мне  мать,  родную  сестру.  Приезжала  к  ней на  неделю,  две.  Без  внимания  не  оставляла  Катерину,   дочь    младшего  брата  своего  отца  Эвакима.  Но  однажды   с  Катей   на  минутку  забежали  в  их  дом,  где  я  снова  встретилась со  Степаном,  тоже  подвыпившим,  сидевшим  за  столом  с  бутылкой   и  стаканом  самогона.   Увидев  меня,  узнав,  Степан  ничего  не  мог  сказать.  Молча  закрыл  своё  лицо  руками,  чуть  ударился   головой   об  стол,  зарыдал,   как  дикий  зверь…
  В  нашей  жизни  встречаются  разные  люди:   злые,   коварные,   жестокие,  как  Степан.  Зло  наказуемо.   На  своём  жизненном  пути  мне   чаще  встречались    добрые,   порядочные  люди,   друзья,   достойные  любви  и  уважения.  Так  и  должно  быть!               
                Август.  2019  год.  Новочебоксарск.