Синтоизм

Константин Рыжов
Главной отличительной особенностью национальной религии японцев является поклонение духам природы ками. Когда в VI в. на Японских островах появились первые проповедники буддизма, местную религию стали именовать ками-но-ми-ти («путь ками»), а по-китайски – син-то. Последний термин вошел в европейские языки, и теперь древнюю местную религию японцев называют синтоизмом.
    Согласно религии синто, мир полон духов, которые скрыты во всех вещах и явлениях природы. Они олицетворяют весь окружающий человека мир – землю, горы, лес, скалы, камни. Связь человека с духами нерасторжима, а самая прочная связь – это связь с духами предков. В связи с этим, культ предков сделался со временем основой культа божеств-покровителей семьи, рода, общины и всей страны – предок царствующего дома был объявлен божеством-покровителем государства.
     Хотя на религию синто оказали большое воздействие  конфуцианство и буддизм, они не заслонили старинных языческих верований. И по сей день древний синтоизм имеет в Японии множество последователей. Именно он определяет национальные особенности характера японцев и их традиции, в том числе тесную связь японского искусства с природой, с ландшафтом. (Примечательно, что в Японии нередко гора или лес называются храмом или святилищем, хотя там нет никакой храмовой постройки: присутствие самого сооружения совершенно не обязательно для того, чтобы какую-то часть природы рассматривать как нечто священное).
    В своей классической форме синтоизм сложился в первой четверти VIII в., когда были записаны два основных свода японских мифов и исторических преданий – «Кодзики» («Записи о делах древности») и «Нихонсёки» («Анналы Японии»). Четкой определенной системы в японской мифологии нет. О некоторых богах в этих циклах рассказывается много, тогда как другие, порой не менее важные, лишь упомянуты.
    О возникновении мира повествуется следующим образом. Все началось с самопроизвольного установления самого первоначального порядка и одновременного появления высших богов-ками. Первыми из них были трое: Амэ-но минакануси – «небесный бог, владыка священного центра небес», Такамимусуби - «бог высокого священного творения» и Камимусуби - «бог божественного производства». Эти божества совершили почин творения, однако никаких подробностей о них не сообщается. По сути дела, все, что мы о них знаем, это только их имена, а также то, что они «были каждый сам по себе и не дали себя увидеть».
   За этой первой великой троицей появились еще четыре ками. Они были  уже менее абстрактны и связывались с теми или иными природными объектами. Один из них, Амэ-нотокотати - «бог, находящийся в глуби небес» -  появился как побег тростника в то время, когда земля еще не вышла из младенчества и в виде медузы носилась по морским волнам.  Следом за ним родились «бог, навечно утвердившийся на земле», и «бог обильных облаков над равнинами» – последние боги-одиночки.
     За этими высшими абстрактными богами явили себя миру пять пар более низших божеств. Раньше других возникли «бог всплывающей грязи» и его младшая сестра «богиня осаждающегося песка», а последними -  Идзанаки и Идзанами - первые из всех ками, которые имели человеческий облик и обладали способностью рождения других богов. Высшие небесные боги, явившиеся первыми при разделении неба и земли, поручили им «оформить» землю.   Для этой цели Идзанаки и Идзанами получили свыше волшебное копье, которым начали месить первозданный океан. Он постепенно густел. Когда боги поднимали копье, с него капала гуща, образовавшая первый остров Оногородзима (Самозагустевший). Он стал опорным столпом земли, и на него спустились Идзанаки и Идзанами. Они еще не ведали половых различий. Однако выяснилось вскоре, что у Идзанами «тело растет во всех частях, кроме одной», а у Идзанаки «есть часть тела, растущая сильней, чем все остальные». Они решили «то, что имеется в избытке, соединить с тем, что остается в недостатке», совершили брачный обряд и с тех пор стали жить как муж и жена. Первым их потомством стали существо, подобное пиявке и пенный непрочный остров Авасима. Разочарованные родители обратились к высшим богам за советом и узнали, что ошиблись в брачной церемонии: первые слова произнесла богиня, тогда как это привилегия мужчины.
   Заново, согласно правилам, совершив обряд, Идзанаки и Идзанами стали производить на свет острова – прежде всего Японские – и самых разнообразных божеств: земли и воды, ветра и туманов, гор и ущелий. Но, когда пришла пора появиться на свет богу огня Кагуцути, произошло несчастье: Идзанами была так обожжена, что вскоре в страданиях скончалась. Идзанаки мечом отсек голову огненному сыну, из крови которого, так же как из слез его отца, появились новые боги.
   Идзанаки было тяжело остаться одному. Он решил вернуть супругу в мир живых и отправился вслед за ней в подземное царство. Вскоре он достиг замка, где она скрывалась. На его просьбу вернуться в верхний мир, Идзанами ответила, что уже вкусила пищи мертвых и ей нет пути назад. Однако Идзанаки смело ворвался в ее замок и при свете факела увидел, что его жена превратилась в полусгнивший труп, в котором копошатся черви. Она позвала его к себе, но Идзанаки в ужасе бросился прочь. Разгневанная Идзанами послала вдогонку мужу толпу злобных духов-ведьм. Когда они стали его настигать, Идзанаки сбросил свой головной убор, который превратился в виноград. Ведьмы стали пожирать его, но затем вновь пустились в погоню за беглецом. Тогда он выхватил из волос гребень и бросил назад. Тотчас перед ведьмами как частокол возникли заросли бамбука. В конце концов Идзанаки выбрался в верхний мир и загородил вход в него огромным камнем. Идзанами была вне себя от ярости и поклялась убивать ежедневно тысячу живых существ. В ответ Идзанаки пообещал, что ежедневно на свет будет появляться полторы тысячи существ. На этом отношения между супругами были окончательно разорваны.
    После пребывания в царстве мертвых, где стала править Идзанами, ее брат-супруг совершил очистительный обряд, во время которого появилось множество новых божеств. Последними возникли три могущественных бога: после смывания левого глаза Идзанаки из сверкающей капли воды возникла богиня Солнца Аматэрасу, после смывания правого глаза –  бог Луны Цукуёми, после смывания носа – бог ветра и водных просторов Сусаноо. Идзанаки распределил между ними свои владения. При этом Аматэрасу получила в управление равнину высокого неба, бог Луны – царство ночи, а Сусаноо – равнину моря. Братья были недовольны таким разделом. Особенно завидовал сестре Сусаноо. Огорченный тем, что самое лучшее – небо и Солнце – получила Аматэрасу, он плакал так долго, что у него за это время отросла борода до пояса.  Поскольку это не помогло, Сусаноо объявил, что уходит к своей матери в царство мертвых. Идзанаки разгневался и изгнал сына из верхнего неба. Тогда он отправился к Аматэрасу. Испуганная его громкой поступью, богиня приготовилась к сражению, однако его намерения оказались мирными: он предложил сестре стать его женой.
    Аматэрасу согласилась. Во время свадебного обряда она разгрызла  принадлежавший мужу меч с десятью рукоятями, из кусочков которого появились на свет богини, а Сусаноо в ответ разжевал ее чудесное ожерелье и произвел из него на свет богов. Вскоре открылось, что вероломный Сусаноо не собирается быть хорошим мужем. Чтобы досадить сестре он совершил одно за другим целую вереницу действий, считавшихся в Древней Японии тяжкими грехами: затоптал межи на небесных рисовых полях, засыпал оросительные каналы, осквернил испражнениями праздничные покои и наконец бросил шкуру, содранную с живой лошади, в помещение, где богиня вместе с небесными ткачихами изготовляла ритуальную одежду. Оскорбленная до глубины души Аматэрасу удалилась в пещеру, и верхний мир погрузился во тьму. Чтобы выманить ее из укрытия, небесный кузнец Амацумара вместе с богиней Исикоридомэ изготовили священное зеркало; на ветви миртового дерева повесили чудесное ожерелье из резных яшм. Потом боги принесли петухов, возвещающих о том, что наступило утро, а богиня Амэ-но удзуме, распустив завязки своей одежды, начала как одержимая отплясывать на перевернутом чане танец, вызвавший неудержимый хохот богов. Заинтригованная их смехом, Аматэрасу выглянула из пещеры, и ее вытянул на небосвод Амэ-но тадзикарао - самый сильный из богов. Космический порядок, таким образом, был восстановлен.
    За свои порочные поступки Сусаноо был изгнан с неба на землю. Он отправился в страну Идзумо к реке Хии. Пройдя вверх по течению, он встретил горько плачущих старика, старуху, а также их молодую дочь. Оказалось, что почтенную чету терроризирует ужасный Ямато-но Ороти («змей-страшилище восьмихвостый-восьмиголовый»). Он уже съел у них семь дочерей и должен прийти за последней, самой младшей и красивой по имени Кусинадо-химэ. Сусаноо попросил выдать за него эту девушку и, получив согласие, устроил для змея ловушку. Он велел восемь раз очистить рисовую водку сакэ, так что получился чистый спирт. Затем по его указанию была построена ограда с восьмью воротами. У каждого из них была поставлена бочка спирта. Когда змей явился за девушкой, он стал просовывать в голову в каждые из ворот и выпил весь спирт. Сильно захмелев, он погрузился в сон. Сусаноо убил его спящего и разрубил тело на куски. В хвосте чудовища он обнаружил чудесный булатный меч, который в знак примирения послал Аматэрасу, а сам женился на спасенной девушке.
      Потомком  Сусаноо в шестом поколении был земной бог О-кунинуси, также являвшийся героем многих мифов. Самый известный из них повествует о том, как добрый и справедливый О-кунинуси и его старшие братья отправляются просить руки богини Ягами-химэ. Однако богиня, увидев их всех, согласилась стать женой только О-кунинуси. Братья рассердились, решили избавиться от соперника и убили О-кунинуси, спустив на него с высокой горы раскаленный камень. Впрочем, их козни не достигли цели. Дева-молюск Умуги-химэ, поскоблив свою раковину и помазав этим порошком убитого, «как материнским молоком», вновь оживила О-кунинуси в облике прекрасного юноши. Тогда злые братья забили в огромное дерево клин, втолкнули О-кунисуни в образовавшуюся щель и выбили клин. Несчастный был раздавлен насмерть, но вскоре опять возрожден к жизни богами.
    Оставив злых братьев, О-кунисуни отправился в далекую страну мрака, где правил Сусаноо, и посватался к его дочери Сусэри-биме. Сусаноо устроил для жениха ряд испытаний. Сначала он послал О-кунисуни в змеиное жилище, но того выручил волшебный шарф, отгоняющий змей, украдкой данный ему Сусэри-биме. Вторую ночь жених должен был провести в помещении, полном ос и ядовитых сороконожек. От верной смерти его опять уберег волшебный шарф. Наконец, О-кунисуни приказали отыскать на лугу в горящей траве стрелу, пущенную Сусаноо. Его ждала верная гибель, но мышь пустила юношу к себе в нору и спасла от огня. Она же разыскала и вручила ему стрелу. Разгневанный успехами О-кунисуни, Сусаноо приказывает ему вычистить из его волос ядовитых насекомых. О-кунисуни взялся за дело и во время этой процедуры сумел усыпить тестя. Молодые взяли его меч, лук, лютню и бежали, предварительно крепко привязав Сусаноо за волосы к стропилам дворца. Освободившись, тот бросился в погоню и преследовал беглецов до прохода из страны мрака в страну света. Не сумев их догнать, Сусаноо сменил гнев на милость и благословил новобрачных.
    Другой цикл мифов повествует о том, как О-кунисуни обустраивает земной мир. В этом ему помогает божественный карлик Суку-набикона. Вместе они сажают деревья и травы, знакомят человека со способами врачевания недугов. Когда, благодаря О-кунисусуни, земля приняла цветущий вид, богиня Аматэрасу пожелала подчинить ее небесным богам. С этой целью она направила на землю Такэмикадзути – «бога могучего удара мечом». Один из сыновей О-кунисуни – Такэминаката  - попытался вступить с ним в единоборство, но не имел успеха. Такэмикадзути дал взять себя за руку, но тут же превратил свою руку сначала в ледниковую сосульку, а затем в лезвие меча. Такэминаката потерпел поражение, и земля перешла под управление небесных богов.
   Новым правителем и основателем императорской династии стал Ниниги – прямой потомок богини Аматэрасу. Отправляясь на землю, он получил от своей прародительницы нити с нанизанными на них резными бусинами-магатама, зеркало и меч (тот самый, что извлек Сусаноо из хвоста восьмиглавого змея Ямата-но Ороти). В последующем эти предметы считались символами священной власти японских императоров. (По другому варианту мифа, Ниниги был дан рисовый колос, сорванный со священного поля богов). Пробившись сквозь восемь гряд облаков, Ниниги и его спутники опустились на пик горы Такатихо на острове Кюсю. Вскоре он женился на Конохана-Сакуя-химэ - дочери бога О-ямацуми.
    О потомках Ниниги мифы сообщают следующее. Когда Ниниги услышал от жены, что она собирается произвести на свет дитя, он заподозрил, что отец будущего ребенка не он, а земной бог, «потому что Сакуя-химэ затяжелела за одну ночь». В доказательство того, что будущий ребенок – дитя потомка небесных богов, Сакуя-химэ разрешилась от бремени в покоях, объятых огнем. На свет появились три божества: Ходэри, Хосусэри и Хоори. Ходэри сделался рыбаком, а Хоори – охотником. Однажды Хоори предложил брату поменяться занятиями. Ходэри отдал ему свой рыболовный крючок, но Хоори не удалось поймать ни одной рыбешки, и в довершение всего он уронил крючок в море. Ходэри отказался взять взамен предложенные ему пять сотен других крючков. Пришлось Хоори в поисках пропажи отправляться на морское дно. С помощью морского божества Сиоцути он попал во дворец морского царя Ватацуми-но ками и женится на его дочери Тоётама-бимэ. Вотацуми-но ками нашел крючок в одной из рыбьих глоток, заколдовал его и вручил Хоори. Он также подарил ему две жемчужины, управлявшие приливом и отливом. Ходэри не знал, что его крючок заколдован, продолжал ловить на него рыбу и с каждым днем становился все беднее и беднее. Наконец, он решил убить Хоори, в котором видел виновника всех своих несчастий. В борьбе со старшим братом Хоори пришлось прибегнуть к помощи волшебной жемчужины. Однако в последний момент, когда Ходэри, настигаемый приливом, находился на грани смерти, он даровал ему жизнь. После этого братья помирились. Между тем Тоётама-бимэ  пришла пора разрешиться от бремени. Она попросила Хоори построить для нее на берегу моря специальные покои и не смотреть на нее во время родов. Но Хоори нарушил запрет жены, и та приняла свой  первоначальный облик морского чудовища (кашалота или крокодила). Оставив мужа и сына, она возвратилась  в море.
    Сын Хоори и Тоётама-бимэ, Угай-фукиаэдзу-но-микото –  правитель страны Пимука на острове Косю - был отцом основателя ныне царствующей японской императорской династии  принца Пикопоподэми, более известного по своему посмертному китайскому имени Дзимму-тэнно. В 667 г. до Р.Х. во главе большого числа воинов Дзимму отплыл на восток, на поиск неведомых земель. После семи лет скитаний, пережив множество приключений, он прибыл в страну Ямато (располагавшуюся в центральной части острова Хонсю, в районе нынешнего Осака). Часть местных кланов признала его власть, другие пытались сопротивляться и были перебиты. Земля Ямато понравилась пришельцам, и они решили в ней обосноваться. В 660 г. до Р.Х. были построены столица и дворец Касипара, где Дзимму официально принял власть.  С 1871 г. день начала правления Дзимму - 11 февраля – стал отмечаться в Японии как общенациональный праздник.  С этого времени и вплоть до окончания второй мировой войны синтоизм считался в Японии государственной религией. Тогда же был официально провозглашен догмат о божественности императорской власти. Его священной воле обязан был повиноваться каждый японец. После оккупации Японии в 1945 г. религия синто потеряло статус государственной, но по-прежнему остается верой большинства японцев. Существуют десятки сект синто, многие из которых сохраняют следы древних культов духов стихий, но есть и обновленные. Так, секта тенрикё поклоняется божественному вселенскому разуму Тенри. Однако, в целом синтоизм предполагает поклонение многочисленным богам, не только общим, но и местным, а также семейным (считается, что каждый умерший превращается в ками, а потому глава семьи или рода обязательно совершает моления духам предков).

Страны Восточной и Юго-Восточной Азии http://proza.ru/2012/12/22/1932

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190