Питер Брейгель. Падение Икара

Алина Алексеева-Маркезин
     ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ .ПАДЕНИЕ ИКАРА. ок. 1558 Холст, масло. 73,5 ; 112 см Королевский музей искусств Брюссель.

    Это единственная картина Брейгеля,написанная на мифологический сюжет,рассказывающего об афинском изобретателе Дедале, заточенном на Крите вместе со своим сыном, Икаром. Задумав бежать из заточения, Дедал смастерил крылья для себя и Икара, предупредив сына, чтобы тот не приближался к Солнцу, которое может расплавить воск, скрепляющий крылья.
 Икар не послушал советов отца, поднялся слишком высоко и, лишившись крыльев, рухнул в море.
      Вот как у Овидия говорится о полете Дедала и Икара:
"Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,
Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, –
Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу,
За неземных принимали богов."(Пер Шервинского)
Художник повествует о падении Икара трогательно и меланхолично, показывая не столько само событие, сколько его последствия, а точнее - полное отсутствие таковых.

О СМЫСЛЕ КАРТИНЫ.

      При первом взгляде на картину в глаза не бросается, что там есть некий Икар, и сначала зритель видит пахаря, который идет по борозде за лошадью.
На втором плане пастух с собакой о чем-то задумался. По воде под парусами плывут куда-то торговые суда. Рыбаки закидывают сети. В общем, мирная сельская жизнь. Так люди жили веками, в гармонии с природой.
Лишь внимательно вглядевшись, можно заметить торчащие из воды ноги и несколько кружащихся над поверхностью моря перьев.

    Отсутствует на картине и Дедал: лишь пристальный взгляд пастуха, устремлённый в небо, позволяет предположить, в каком направлении он скрылся. Падение Икара проходит незамеченным: ни пастух, смотрящий ввысь, ни пахарь, опустивший глаза к земле, ни рыбак, слишком сосредоточенный на своей удочке, не видят его.
 Мимо проходит корабль, но лица матросов обращены в противоположную сторону; впрочем, если кто-то из них и заметил тонущего, то едва ли огромный корабль замедлит свой ход ради его спасения.

      Однако есть на картине одно малозаметное существо, которому судьба Икара должна быть небезразлична. Это существо — Серая куропатка, сидящая на ветке на краю утеса. И в этой детали Брейгель следует мифу в изложении Овидия: в «Метаморфозах» говорится, что отец Икара Дедал был вынужден бежать на Крит после того, как убил своего юного племянника Пердикса.

 Пердикс был учеником Дедала и обнаружил столь блестящие способности, что Дедал стал опасаться соперничества с его стороны. Он столкнул Пердикса с Афинского акрополя, но Афина сжалилась над мальчиком и превратила его в куропатку.
Так что у маленькой куропатки есть все основания злорадствовать, наблюдая, как гибнет сын её обидчика: для неё гибель Икара — не трагическая случайность, а справедливое возмездие, настигшее Дедала.

     И, что любопытно, парадоксы на этом не заканчиваются... Даже солнце, являясь полноправным «героем» картины и главным виновником трагедии, скрыто за непроницаемой расплывчатой дымкой.
     Бледное, полупрозрачное оно садится за линию горизонта. И совершенно не понятно как неяркие вечерние лучи солнца могли расплавить воск, который крепил крылья Икара. И в этом также присутствует очередная загадка художника.
 
     И еще один нюанс - это меч, кошель или сума и мешок, лежащие на камне перед пахарем и его лошадью. Сегодня сложно однозначно определить, что именно вкладывал в эти символы Питер Брейгель Старший и его современники, но по большому счету это указывало на то, вокруг чего вертится жизнь простого человека – защита себя, борьба с нищетой и забота о пропитании.
      
     Смысл, который Брейгель вкладывал в своё произведение, оставляет широкое пространство для интерпретаций. Чаще всего картину считают воплощением нидерландской пословицы «Geen ploeg staat stil om een stervend mens» («Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает»). Жизнь сурова, и гибель одного человека не может даже на миг прервать её течения.

    По другой версии, художник осуждает гордыню Икара, противопоставляя его безрассудному порыву скромный повседневный труд простого пахаря. Не случайно фигура пахаря является и композиционным центром, и самым ярким цветовым пятном на картине.
 Кроме того, в глаза бросаются ноги пахаря в тяжелых башмаках: они представляют собой своеобразную Антитезу ногам Икара, беспомощно болтающимся в воздухе. Пахарь твердо стоит на земле, а мечтатели, витающие в облаках, подобно Икару, рано или поздно будут оттуда низвергнуты.

     Ещё одна интерпретация  картины:она повествует о гибели одного из самых смелых, дерзких и прекрасных героев человечества. Полёт Икара символизирует полёт человеческой мысли и фантазии; стремление человека к новым открытиям, достижениям, завоеваниям. В этом случае картину можно интерпретировать как поражение возвышенного в борьбе с обыденностью, которой нет никакого дела до тех, кто стремится к свету.