Флешбек

Акопян Анна
Очередной флешбек. Мне девять, у меня день рождения. ОНА пригласила на него своих важных знакомых с детьми. Я почти никого из них не знаю. Но я должна с ними дружить - так говорит ОНА. Это полезные знакомства. И я верю. Но, черт возьми! Ты серьезно? Полезные знакомства в девять лет?

Я не сопротивляюсь, потому что хорошие девочки должны слушаться старших. Потому что так правильно. Потому что я ей обязана - она же воспитывает меня, столько сил вкладывает.

Хочу открыть подарки, мне же так интересно. Но нельзя - это неприлично, невоспитанно. Вместо этого меня ставят перед гостями как цирковую обезьянку и просят прочитать монолог Сальери из "Маленьких трагедий" Пушкина. Все умиляются, хвалят ЕЕ.

Кто-то из детей схватил моего любимого плюшевого мишку. Прошу, чтоб аккуратнее с ним играли, он ведь старенький. ОНА отводит меня в сторону и говорит, что я плохо себя веду. Гостеприимные люди так не поступают. И вообще, я должна подарить свою игрушку, если ребенку она нравится. На мое возмущение получаю: "Ты не центр вселенной, не все крутится вокруг меня." ОНА не может ошибаться. И я верю ей. Долго еще будет сниться этот плюшевый медведь. Но я не центр вселенной.

Именно тогда я для себя окончательно решила, что должна быть правильной. Должна радовать взрослых и всех вокруг. Потому что так ведут себя хорошие девочки.

Мое мнение никогда не учитывалось. Я носила то, что ОНА выбирала. Я читала то, что ОНА считала правильными. Я слушала ту музыку, которую ОНА разрешала.

Потому что я не центр вселенной. Я стала удобным ребенком, управляемым. Стала хорошей девочкой.

А потом я выросла. И стала бороться за право иметь собственное мнение. ОНА назвала это переходным возрастом и думала, что перебешусь и успокоюсь. Но нет, я просто раз и навсегда решила, что я - центр вселенной, своей вселенной. Ведь мир, который я вижу вокруг, именно такой только через призму моего восприятия. Он такой, каким делаю его я. И каждый человек - центр вселенной, которая его окружает.

Быть удобным, быть правильным для окружающих - значит потерять себя, значит крутиться спутником по чужой орбите.