Тарантас господ Плехановых

Сергей Юров
    В прежние времена разнообразие средств передвижения было поистине впечатляющим. Люди преодолевали расстояния в каретах, фаэтонах, кабриолетах, бричках, двуколках, линейках, кибитках, тарантасах и массе других экипажей. В XIX веке дворянин или зажиточный горожанин мог заказать себе повозку у искусных специалистов, чье мастерство чрезвычайно ценилось и передавалось из поколение в поколение. Обычно она была модной, удобной и, конечно же, крепкой – по сложившейся практике, каретных дел мастера предоставляли годичный срок годности.
    В столицах богатые предпочитали ездить в красивых и дорогих каретах, провинциалы, в большинстве своем, пользовались беговыми дрожками, бричками и тарантасами. К примеру, в Липецком уезде в усадьбе дворян Сеченовых, располагавшейся возле села Грязи, в 1851 году наличествовали беговые дрожки, карета и 3 саней1. В каретном сарае дворян Масловых в усадьбе при селе Кузовлево в 1873 году стояли 2 телеги с шинованными колесами, сани и троичный тарантас2. В усадьбе дворянки Е. А. Бартеневой при деревне Королевщино в начале XX века имелось 8 cаней, дрожки, пролетка с верхом и 4 тарантаса3. В усадьбе сестры писателя С. Н. Терипигорева-Атавы А. Н. Терпигоревой при сельце Полинино также насчитывалось 8 саней, 4 тарантаса, беговые дрожки и пролетка с верхом4.
    Как видим, беговые дрожки и тарантасы содержались практически на каждом помещичьем дворе и были наиболее используемыми средствами передвижения в летнее время года. Русские беговые дрожки получили свое название от дроги - детали тарантаса. Это было простое транспортное средство с двумя осями, на которые помещалась доска. Ясное дело, что предназначалось оно для поездок на небольшие расстояния.
    В дальние путешествия отправлялись на неторопливом, но надежном тарантасе. Он как нельзя лучше подходил для этого. Кузов его крепился на длинных дрогах, которые смягчали движение по рытвинам и ухабам российского бездорожья. Позднее дроги уступили место рессорам. Главными достоинствами, на первый взгляд, неуклюжего экипажа были его простота и удобства. В путевых очерках писателя, сенатора и члена российской академии Павла Ивановича Сумарокова читаем: «Тарантасы имеют великие удобности, спокойны, доски гнутся как рессоры, поместительны, укладисты, легки, не дорого стоят, не опрокидываются»
    Подобный экипаж имелся и у липецкого потомственного дворянина Валентина Петровича Плеханова (1810-1873), отца теоретика русского марксизма Г. В. Плеханова. Тарантас был не простой, его сделал на заказ тамбовский купец и известный каретных дел мастер Оводов. Но какими бы добротными экипажи ни были, наши дороги обычно играли с ними злую шутку. Иными словами, любая прочная повозка, в конечном счете, требовала обстоятельного ремонта. А поскольку до губернского города путь лежал далек, то местные дворяне ремонтировали свои экипажи в Липецке. Вот и Валентин Петрович в октябре 1867 года обратился к услугам липецкого мещанина Семена Парфеновича Неверова, имевшего мастерскую по изготовлению и починке саней, тарантасов, бричек и других средств передвижения. Кстати, в октябре того же года Валентин Петрович приобрел у вдовы коллежского асессора Натальи Петровны Андреевой дом по улице Межевой, ставший в последствии домом-музеем Г. В. Плеханова.               
    Из контракта, заключенного 7 октября 1867 года между дворянином и мещанином, следует, что у четырехместного тарантаса требовалось выровнять колеса, «обода с передних колес заменить новыми… оси укоротить по размеру тележного хода… палубу (крышу над повозкой) убавить в длину на полтора вершка… верх долгуши (экипажа) переделать по новому фасону, убавя его спереди… крылья и к ним готовые кобуры приладить… счистить до основания старую краску, вновь выкрасить тарантас темно-синим цветом под вороно крыло подходящею краскою, покрыв лучшим лаком…»6.               
    Неверов обязался купить для покраски тарантаса «лучшей лавры полфунта, аглицкого лаку три фунта» и положить под ноги новый коврик. Мастер обещал заново покрасить и отремонтировать тарантас «прилично во всех частях» к 15 февраля 1868 года. Все возможные упущения он должен был исправить «по требованию Плеханова… беспрекословно»7.
    Заметим, клиент Неверова был человеком прямым, требовательным и принципиальным. Шутить шутки с ним было накладно. Родные считали, что Валентин Петрович «во многом напоминал старого князя Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»8.               
    Всего в контракте относительно ремонта тарантаса насчитывается 15 пунктов. Неверов, вдобавок, брался с помощью своих материалов починить беговые дрожки и зимние санки отставного штабс-капитана – «к санкам добавить лубка нового, сколько потребуется, передок санок обить новыми досками, укрепить эти санки в копыльях и кузове твердо»9. Санки должны были быть отремонтированы к 1 ноября 1867 года.
    В случае неисполнения заказа в указанные сроки Неверов брал на себя обязательство выплатить Плеханову 100 рублей серебром. При подписании сего контракта свидетелями были и руку к нему приложили купеческий сын Михаил Болховитинов и мещанин Василий Осипов сын Демин.
   К слову сказать, в эти же годы в Липецке процветало еще одно каретное предприятие. Заведовал им купец 2-й гильдии Василий Максимович Милованов. Это был известный коммерсант. На паях с родными братьями он держал самый крупный в городе железоделательный завод10.
    В начале 1860-х годов Семен Парфенович Неверов значился в купеческом звании. Купцами были и его предки. В исповедальной ведомости соборной церкви бывшего г. Романова 1797 года отмечен купец Никита Васильев Неверов с сыном Игнатом. Это – прадед и дед мастера11. И, похоже, каретное ремесло было у Неверовых семейным делом – родной дядя Семена Парфеновича занимался тем же самым. Из сохранившихся документов следует, что в 1856 году мещанин Иван Игнатов Неверов взялся изготовить за 160 рублей небольшой двухместный тарантас «на манер» коляски и доставить его в Рязань в штаб ««гренадерского Его Императорского Высочества Великого князя Александра Александровича полка» штабс-капитану М. И. Шотену12. Похожего вида экипаж три года спустя «липецкий мещенин каретник Иван Игнатов Неверов меньшой» изготовил для помещика села Малый Самовец генерал-майора Дмитрия Алексеевича Пахомова13.   
    Ну, а сомневаться в том, что С. П. Неверов справился с поставленной задачей, вряд ли стоит. Репутация делового человека в дореволюционной России имела огромное значение. Терять ее липецкий мастер, безусловно, не хотел. Отремонтированные потомственным каретником тарантас, беговые дрожки и зимние санки, надо думать, служили господам Плехановым долгие годы.


Примечания
1 ГАЛО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 381-383 об.
2 Там же. Д. 148. Л.14 об.
3 ГАТО. Ф. Р - 946. Оп. 1. Д. 144. Л. 9.
4 Там же. Л. 38.
5 Сумароков П. Прогулка по 12-ти губерниям с историческими и статистическими замечаниями в 1838 году. СПб. 1839. С. 161.
6 ГАЛО. Ф. 183. Оп. 1. Д. 5. Л. 148 об. -149.
7 Там же. Л. 149.
8 Душа полна воспоминаний. Георгий Валентинович Плеханов и Липецкий край. Липецк. 2006. C. 9.
9 Там же.
10 ГАЛО. Ф. 183. Оп. 1. Д. 4. Л. 148 об. -149.
11 Юров С. Д. Город Романов-в-Степи и его округа. Липецк. 2014. С. 163.
12 ГАЛО. Ф. 8. Оп. 3. Д. 4. Л. 38.
13 Там же.