Итальянский альбом Брюллова

Алина Алексеева-Маркезин
   ИТАЛЬЯНКА В ЖЕЛТОЙ ШАЛИ. 1832.ИЗ «ИТАЛЬЯНСКОГО АЛЬБОМА»
Бумага, акварель, графитный карандаш. 330x213. ЗПИФ «Атланта Арт»

     "Итальянский альбом" Карла Брюллова впервые был  представлен широкой публике в рамках выставки "Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов", которая проходила в Михайловском замке в марте 2012 года,позже эти работы были выставлены в Москве в музее им. Пушкина.(ГМИИ)
          
     «Итальянский альбом» на протяжении более полутора столетий хранился в частном собрании, в семье графов Витгенштейнов, и оставался не доступным исследователям. Он содержит тридцать три рисунка и акварели, а также титульный лист с автографом художника - посвящением графине Стефании Витгенштейн (урожденной Радзивилл), на котором обозначены место и дата: «Римъ апрђлъ 3./ MDCCCXXXII.».
      Подношение было сделано в одну из последних встреч Брюллова с семьей Витгенштейнов в Италии. После рождения их второго ребенка - сына Петра доктора нашли у графини чахотку, и супруги уехали из Италии в Эмс. Однако лечение на водах во Франции не принесло результатов: 14 июля 1832 года 22-летняя Стефания Витгенштейн скончалась.

     3 апреля того же года Стефании Витгенштейн вместе с титульным листом был подарен один или несколько рисунков альбома. Большинство входящих в него листов, скорее всего, попали в семью Витгенштейнов другими путями. Об этом свидетельствует больший по сравнению с титульным листом размер рисунков, которые просто не могли войти в сложенную вдвое обложку с посвящением. Известно, что Брюллов поддерживал дружеские отношения с мужем Стефании графом Львом Петровичем Витгенштейном, встречался с ним в Италии и Петербурге7, состоял в переписке.
    
      Поэтому логично предположить, что альбом был сформирован в последующие годы его владельцами. По всей вероятности, Брюллов нередко дарил некоторые свои работы (рисунки, эскизы, наброски) в дополнение к заказным работам тем из своих заказчиков, которые были его особенными поклонниками и с которыми у него завязывались дружеские отношения. Именно этим можно объяснить появление в собрании Нарышкиных серии «Итальянские натурщики в национальных костюмах», а у Витгенштейнов - «Итальянского альбома".

 В 1993-м альбом был куплен в Англии у потомков знатного рода банком "Столичный", а с недавних пор попал в распоряжение ЗПИФ художественных ценностей "Атланта Арт".
         
     Работы, выполненные Брюлловым в короткий отрезок времени - во второй половине 1820-х - начале 1830-х годов, в период первого пребывания в Италии, являются еще одним свидетельством его увлечения жанровыми мотивами и пристального отношения к натуре. Эти произведения раскрывают творческую лабораторию художника: позволяют увидеть путь от непосредственно натурных наблюдений-набросков к тем мастерски сочиненным жанровым акварелям и сепиям, которые принесли Брюллову славу одного из лучших акварелистов и рисовальщиков своей эпохи, став предметом настоящей «охоты» ценителей искусства.

    Одна из серий Рисунков Брюллва «Итальянские натурщики в национальных костюмах», состоящая из четырнадцати листов, была обнаружена А.Н. Бенуа и П.И. Нерадовским в 1920 году в бывшем особняке Нарышкиных в Петрограде, в 1926 году она поступила в Русский музей. На протяжении многих десятилетий произведения вызывали противоречивые оценки - от восторженного отношения к этим натурным штудиям, столь отличным от широко известных «итальянских жанров», до отрицания самой возможности считать их частью наследия художника.

    За внешней легкостью исполнения, той маэстрией, которую высоко ценили современники мастера и отличающей все «итальянские жанры» художника, стояла долгая и кропотливая подготовительная работа, проделанная Брюлловым в таких сериях, как «Итальянские натурщики в национальных костюмах», «Итальянский альбом», в многочисленных альбомных зарисовках.