Блок. У забытых могил пробивалась... Прочтение

Виталий Литвин
34. «У забытых могил пробивалась трава…»

                С. Соловьеву

                У забытых могил пробивалась трава.
                Мы забыли вчера… И забыли слова…
                И настала кругом тишина…

                Этой смертью отшедших, сгоревших дотла,
                Разве Ты не жива? Разве Ты не светла?
                Разве сердце Твое — не весна?

                Только здесь и дышать, у подножья могил,
                Где когда-то я нежные песни сложил
                О свиданьи, быть может, с Тобой.

                Где впервые в мои восковые черты
                Отдаленною жизнью повеяла Ты,
                Пробиваясь могильной травой.
                1 апреля 1903

     С. Соловьёв – троюродный брат Блока, племянник философа Владимира Соловьёва. В   те годы воспринимался Блоком как брат по духу.

     Напомню, что «грядущая могила» была в «пророчестве» Блока:

                «Сбылось пророчество мое:
                Перед грядущею могилой
                Еще однажды тайной силой
                Зажглось святилище Твое.

                И весь исполнен торжества,
                Я упоен великой тайной
                И твердо знаю – не случайно
                Сбывались вещие слова.
                7 марта 1901»

     В свою очередь «пророчество» – очевидно, воспоминание об одном из мистических явлений, происшествий, видений, которое произошло в ранней юности. Возможно, суть "пророчества" –  в   стихотворении «Ты свята, но я Тебе не верю»:

                «…И давно всё знаю наперед:
                Будет день, и распахнутся двери,
                Вереница белая пройдет.

                Будут страшны, будут несказанны
                Неземные маски лиц…
                Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
                Сумасшедший, распростертый ниц.

                И тогда, поднявшись выше тлена,
                Ты откроешь Лучезарный Лик.
                И, свободный от земного плена,
                Я пролью всю жизнь в последний крик.
                29 октября 1902»

     О том же происшествии, я думаю, вспоминал Блок в своем знаменитом стихотворении «К Музе»( «Есть в напевах твоих сокровенных»):

                «                …на рассвете,
                В час, когда уже не было сил,
                Не погиб я, но лик твой заметил
                И твоих утешений просил...
                29 декабря 1912»

     То есть была мучительная, бессонная ночь, и когда, на рассвете, он уже ощущал себя на грани смерти, то "попросил утешений Музы" - попробовал из всего этого ужаса сделать стихотворение - "пророчество". О чем намекнул в не менее знаменитом «Как тяжело ходить среди людей»:

                «И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
                Строй находить в нестройном вихре чувства...
                10 мая 1910»

     А как в том кругу воспринимались «могилы» можно прочитать в воспоминаниях Андрея Белого (после похорон отца):
     «…с того дня на закате ходил в монастырь, чтоб сидеть перед еще живыми   цветами цветущей могилы, едва озаряемой вспыхами маленького темно-розового фонаречка  надгробного; мраморный ангел взвивал свои белые крылья с соседней    могилы.
     …Здесь под ангелом, глядя на вспыхи лампадок, на ряд точно руки    подъявших распятий, внимая звененью фарфоровых, бледных венков, я испытывал   необъяснимую радость; мой спутник, склонясь локтями в колени, без шапки,   твердил в розоватые зори стих Блока, написанный только что, столь мной любимый в те дни:
   
                У забытых могил пробивалась трава
»

     Но о чём исходное стихотворение? Что пророчество – на грани свершение?! Нет, в стихотворении нет предчувствования, нет ожидания чуда, нет готовности к  собственному подвигу – в нем сладкая ностальгия, грустная ирония по себе юному и наивному и – безнадежность.