Устремление к Небесам

Гайкова Нина Николаевна
      Цикл исследований «Лето Господне русской природы».
       «Великая Тайна, в красоте зимы русской явленная».    
       Часть вторая «Молитва Русской Души».
        Глава вторая «Устремление к Небесам»
  Итак, мы остановились на последнем четверостишии стихотворения без названия  И.А.Бунина, где в финале Ангел Господень наказывает царя Ирода за все совершённые  злодеяния. Свершилась над палачом, четырнадцать тысяч безвинных младенцев убившим, Кара Божия! 
 Казнью царя  Ирода завершается и традиционный Рождественский вертеп, описанный тем же И.С.Шмелёвым – и не только, конечно. Главное - что свершилось сие!                Это -  напоминание  о том, что за всякое злодеяние ответ пред Богом держать придётся! И страшной будет кара за пролитую кровь невинных жертв!  И за богохульство! …
 В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях Ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
 «Рождественская звезда» - один из шедевров, созданных И.А.Бродским, родившимся через семьдесят лет после И.А.Бунина.  Снова «русская» метель там, где привычнее жара – но повторяться не будем. Ведь главное в обоих произведениях то, что построены они словно «по нарастающей». В обоих отразилось духовное восхождение - через морозную ночь и метель к Звезде Рождества, путь всему миру указавшей, к победе над палачом Иродом...
   Одна, одна над белою землею
     Горит звезда
И тянет вдаль эфирною стезею
     К себе — туда.
О нет, зачем? В одном недвижном взоре
     Все чудеса,
И жизни всей таинственное море,
     И небеса.
И этот взор так близок и так ясен,—
     Глядись в него,
Ты станешь сам — безбрежен и прекрасен —
     Царем всего.
    Стихотворение с «говорящим» названием «Око Вечности». Эти строки поэта                и философа В.С.Соловьёва даже песней стали, благодаря таланту  одного из актёров духовного театра «Глас» - но не об этом сейчас. 
   Конечно, у  «обожателя Бога», как назвал поэта К.Д.Бальмонт, немало произведений о Рождестве, о Матери Божией, о душе, к Небесам устремлённой - и образ природы в них или в привычном смысле отсутствует, или особой роли не играет. Да и здесь нет ни морозной ночи, ни метели – и всё же Звезда горит не над южным морем или цветущими тропиками, а над «белою землёю» -  а значит, над Русскою землёю, снегом покрытой. Над заснеженными полями и лесами. И возносятся над землёю слова молитвы, к Небесам устремлённой, и устремляется к Небесам «эфирною стезею»   душа.
  Мы неслучайно обратились к трём в разные эпохи живущим поэтам, чтобы увидеть, ощутить духовное восхождение, столь русской литературе присущее. И образ природы -  его неотъемлемая часть. 
  А в этих строках восхождение словно «завершается» - потому что «происходит» Соединение  с Самим Создателем:
Ты станешь сам — безбрежен и прекрасен — Царем всего.
 Ведь был же человек царём над всей тварью поставлен, но, согрешив, своё «царское положение» утратил. И вот теперь «происходит» не только восхождение,                но и Возвращение - обретение того, что по грехам утрачено было.  Ведь Горящая                над «белою землёю» Звезда  указывает на Рождённого Спасителя  - на начало Всеобщего Спасения.  И словно «напоминает», что Христос «не спасёт нас без нас», как сказал один из Отцов Церкви. О том, что стать «безбрежным и прекрасным»,                стать «Царем всего», как изначально Самим  Творцом предначертано, можно только очистив душу, вглядевшись в «близкий и ясный взор» Вифлеемской Звезды  - Звезды, возвестившей о приходе в мир Спасителя! ...
   И белый снег, землю покрывающий, - символ чистоты…
Об этом в следующей главе.