Цикл исследований «Лето Господне русской природы».
«Великая Тайна, в красоте зимы русской явленная».
Часть вторая «Молитва Русской Души».
Глава вторая «Устремление к Небесам»
Итак, мы остановились на последнем четверостишии стихотворения без названия И.А.Бунина, где в финале Ангел Господень наказывает царя Ирода за все совершённые злодеяния. Свершилась над палачом, четырнадцать тысяч безвинных младенцев убившим, Кара Божия!
Казнью царя Ирода завершается и традиционный Рождественский вертеп, описанный тем же И.С.Шмелёвым – и не только, конечно. Главное - что свершилось сие! Это - напоминание о том, что за всякое злодеяние ответ пред Богом держать придётся! И страшной будет кара за пролитую кровь невинных жертв! И за богохульство! …
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях Ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
«Рождественская звезда» - один из шедевров, созданных И.А.Бродским, родившимся через семьдесят лет после И.А.Бунина. Снова «русская» метель там, где привычнее жара – но повторяться не будем. Ведь главное в обоих произведениях то, что построены они словно «по нарастающей». В обоих отразилось духовное восхождение - через морозную ночь и метель к Звезде Рождества, путь всему миру указавшей, к победе над палачом Иродом...
Одна, одна над белою землею
Горит звезда
И тянет вдаль эфирною стезею
К себе — туда.
О нет, зачем? В одном недвижном взоре
Все чудеса,
И жизни всей таинственное море,
И небеса.
И этот взор так близок и так ясен,—
Глядись в него,
Ты станешь сам — безбрежен и прекрасен —
Царем всего.
Стихотворение с «говорящим» названием «Око Вечности». Эти строки поэта и философа В.С.Соловьёва даже песней стали, благодаря таланту одного из актёров духовного театра «Глас» - но не об этом сейчас.
Конечно, у «обожателя Бога», как назвал поэта К.Д.Бальмонт, немало произведений о Рождестве, о Матери Божией, о душе, к Небесам устремлённой - и образ природы в них или в привычном смысле отсутствует, или особой роли не играет. Да и здесь нет ни морозной ночи, ни метели – и всё же Звезда горит не над южным морем или цветущими тропиками, а над «белою землёю» - а значит, над Русскою землёю, снегом покрытой. Над заснеженными полями и лесами. И возносятся над землёю слова молитвы, к Небесам устремлённой, и устремляется к Небесам «эфирною стезею» душа.
Мы неслучайно обратились к трём в разные эпохи живущим поэтам, чтобы увидеть, ощутить духовное восхождение, столь русской литературе присущее. И образ природы - его неотъемлемая часть.
А в этих строках восхождение словно «завершается» - потому что «происходит» Соединение с Самим Создателем:
Ты станешь сам — безбрежен и прекрасен — Царем всего.
Ведь был же человек царём над всей тварью поставлен, но, согрешив, своё «царское положение» утратил. И вот теперь «происходит» не только восхождение, но и Возвращение - обретение того, что по грехам утрачено было. Ведь Горящая над «белою землёю» Звезда указывает на Рождённого Спасителя - на начало Всеобщего Спасения. И словно «напоминает», что Христос «не спасёт нас без нас», как сказал один из Отцов Церкви. О том, что стать «безбрежным и прекрасным», стать «Царем всего», как изначально Самим Творцом предначертано, можно только очистив душу, вглядевшись в «близкий и ясный взор» Вифлеемской Звезды - Звезды, возвестившей о приходе в мир Спасителя! ...
И белый снег, землю покрывающий, - символ чистоты…
Об этом в следующей главе.