Эссе о II главе романа Преступление и наказание

Людмила Ураева
Размышлениями о второй главе, я, пожалуй, завершу свои исследования по «Преступлению и наказанию» поскольку автор – Ф.М. Достоевский так и не дал сколько-нибудь сносного представления о студенте: где и в какой семье он воспитывался, что составляло его прежний студенческий быт.
Из рецензий, соглашусь с мнением Елисеева Г.С. в журнале "Современник", 1866 г. № 3 в том, что образ студента Раскольникова от начала и до конца выдуманный, «никогда не существовавший».
Для студентов того времени, как правило, обязательной была форма одежды: «Основная масса молодежи была одета в изрядно поношенную форму, такова была мода. Тужурка — нараспашку, из-под нее виднеется косоворотка, она появилась уже в начале XX века как дань народу. Лохматые головы венчали бесформенные, затертые фуражки, а из обвислых карманов торчала помятая книжка крамольного содержания. Тужурка студента Императорского Санкт-Петербургского университета была черного цвета с синим кантом и петлицами, золотыми пуговицами с орлом. Шинель черная, двубортная; фуражка с синим околышем и темно-зеленой тульей». Раскольников одет иначе, то ли продал форму, то ли никогда не носил её.
С 1857 года Университет открыл двери для обучения девушкам, часть преподавателей противилась нововведению.
Студенты считали себя особой кастой, учились, кутили, играли в карты, свободно мыслили, что вызывало настороженность окружающих.
У Достоевского бывший студент – бука: у него нет друзей, влюблённости, он проводник низших и опасных помыслов.
Во второй главе Достоевский называет фамилию героя – Раскольников. После получения денег за серебряные часы он идёт в распивочную – не в церковь и не в чайную, а туда, где собираются безвольные, неуспешные люди.
Справка о питейных заведениях Санкт-Петербурга:
«Первое время рестораны назывались «рестарасьон», или «ресторации» и только с 1840 г. было приказано изменить рестарасьон на «ресторан». В 1825 г. выходит Высочайшее утвержденное «Положение о гостиницах, ресторанах, кофейных домах, трактирах и харчевнях», где были новые «трактирные заведения»: гостиницы, ресторации, кофейные дома, трактиры, харчевни. В каждом городе предполагалось иметь строго определенное количество трактирных заведений. Например, гостиниц, рестораций, кофейных домов и харчевен в данном «Положении» не ограничивалось. Однако трактиров должно было быть 50. Названный документ содержал также указания, какая публика, какие заведения может посещать: в рестораны и кофейные дома вход был закрыт простолюдинам; трактиры предназначались главным образом для среднего купечества; женщины могли входить только в гостиницы к общему столу, в рестораны и трактиры представительниц слабого пола полиция не впускала».

 Надо сказать, что с 1859 года в России набирало движение трезвенников, открывались чайные и прочие заведения без спиртного. Но это не подходит  для криминального сюжета.
«В 1859 г. началась борьба за трезвость, что привело к открытию многочисленных чайных в городах, и крупных селах. Меню было самое простое со строгим соблюдением постных и скоромных дней. В записках иностранных путешественников XVIII-первой половины XIX веков неизменно отмечалось, что число трактиров в России огромно. Это была одна из поражавших иноземцев особенностей, которая объяснялась интенсивным притоком населения, не имевшего в городе собственного жилья и возможности столоваться дома. Питание вне дома длительное время было распространено среди самых разных слоев населения, но в первую очередь – среди небогатого населения. В начале ХХ века пищевой сервис начинает занимать оставшиеся ниши: открываются буфеты в синематографах и зоопарках, ставят киоски фруктовых вод в городских скверах. Для сторонников здорового питания появлялись молочные и кумысные заведения.
В дореволюционной России рестораны становятся целой системой. Известно, что третье место в статьях дохода бюджета Москвы и Санкт-Петербурга занимал сбор с заведений трактирного промысла, и с каждым годом этот доход увеличивался».
Образ Мармеладова, человека, которого встретил Раскольников в распивочной, замечательно сыграл артист БДТ Евгений Лебедев в фильме 1969 года. Там же достаточно убедительно представлена комната Алены Ивановны.
По своему опыту скажу, что комната Раскольникова не самый плохой вариант – расположена под крышей, стало быть, сырости нет, есть окно, через которое падает свет.
Вспомнился поход в музей Пушкина в студенческие годы безденежья и дефицита. Показывая дом поэта, рассказывая о выездах в карете, экскурсовод пыталась вызвать в нас, проживающих в питерских коммуналках, сочувствие к положению великого поэта – он всё время был в долгах. Она забыла упомянуть главную страсть поэта – карточная игра.
Кстати, сюжет «Преступления и наказания», как утверждают некоторые исследователи, возник после карточного проигрыша писателя. Не всем везло в карты, как Некрасову)
Художественная ценность произведения «Преступление и наказание», конечно, имеет место быть. Очень интересные фразы, например: «Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье». (Мармеладов)Источник:
Мне психология убийцы не интересна, поэтому завершаю эссе.
Спасибо за внимание!

Рецензия на I главу романа "Преступление и наказание" - http://www.proza.ru/2019/08/21/385