В поисках одной фотографии

Геннадий Кузнецов Петрусь
Автор – краевед, занимается историей церквей Фёдоровского района Саратовской области и, прежде всего, родного села Романовки.

Обращение Барградского комитета
Я изучал подшивки Самарских епархиальных ведомостей в надежде найти какие-то сведения из истории Николаевской церкви села Романовки Новоузенского уезда, когда обратило на себя внимание сообщение в июльском номере журнала «Самарские епархиальные ведомости» за 1913 год «О доставлении фотографических снимков с икон Святителя Николая и храмов ему посвященных»:
«Самарская  Духовная Консистория слушали: отношение состоящего под Высочайшим покровительством Его Императорского Величества Комитета по сбору пожертвований и построению во имя Св. Николая Мирликийского храма и странно-приемного дома при оном в г. Бари от 21 мая сего года за  № 308 следующего содержания: «Как известно Вашему Преосвященству, в настоящее время в г. Бари в Италии, где почивают мощи Святителя Николая, столь чтимого русским народом, воздвигается храм во славу и во имя Святителя, и при нем особая странноприемница для Барградских православных паломников. Для заведывания постройкой и вообще всем делом устроения в Бари этого православно-русского уголка Высочайшею Властью учрежден особый Барградский Комитет. От имени сего Комитета, как Председатель его, я и приемлю смелость обеспокоить Ваше Преосвященство ниже приводимыми просьбами, возможное исполнение коих значительно облегчит труды Комитета и поможет ему создать храм Святителя Николая с тем проникновенным благолепием и идейностью, какие естественно хотелось бы дать столь знаменательному храму, устрояемому среди инославного и иноплеменного народа.
 • Усерднейше прошу распоряжения вашего Преосвященства доставить мне подробный список всех храмов и приделов во имя Святителя Николая, существующих в Вашей епархии. Списки, представленные со всей России, дадут материал для целой книги, которая воочию покажет, сколь высоко чтит русский народ великого Святителя, ревнителя православной веры и милосердия
 • Хотелось бы, чтобы книга была написана в наглядных изображениях: есть мысль при входе в строящийся храм поместить фотографические изображения а) всех церквей, посвященных Святителю Николаю в России и б) всех особо чтимых и замечательных по древности и характеру письма икон Святителя Николая. Ввиду сего, я усерднейше прошу Ваше Преосвященство помочь Комитету в осуществлении сей мысли распоряжением всем настоятелям соответствующих церквей представить чрез благочинных и Консисторию означенные фотографические снимки.
О решении Вашем по поводу вышеизложенного покорнейше прошу почтить меня уведомлением». На сем отношении резолюция Его Преосвященства 27 мая 1913 г. за № 7325 последовала таковая: «В Консисторию».
Приказали: Чрез напечатание в Епархиальных Ведомостях отношения предписать настоятелям церквей доставить чрез Благочинных в консисторию требуемые сведения и, где возможно, фотографические снимки. На сем журнале резолюция Его Преосвященства 13 июня 1913 г. за №8157 последовала таковая: «Исполнить».
Известно, что просьба Императора Николая II была выполнена, требуемые сведения и фотоснимки храмов и икон в честь святителя Николая были переданы в упомянутый Комитет. Это значило, что среди них могли оказаться и фотографии нашей церкви. Фантазия рисовала картины того, как в храме в далекой Италии висит фото Николаевской церкви села Романовки, которую я долго и безуспешно разыскиваю.

Подворье в Бар-граде
Как же узнать, что за фотографии собрал для строящегося подворья Барградский комитет? Идеи были самые фантастические, вплоть до того, чтобы собраться, поехать в Бари самому и на месте выяснять судьбу фотографий. Или искать людей в Италии, которые могли бы заехать в Бари. Дочь незадолго до этого была в Италии, обзавелась там знакомыми. Именно такую идею я ей высказал. Она удивилась очень: «Зачем тебе людей искать?! Иди в интернет! Сейчас всё в интернете!»
Я так и сделал. Сайт подворья находился по адресу http://bargrad.com/podvorie/
То, что я узнал, было поразительно. Подворье в Бари снова принадлежит русской православной церкви, оно является Патриаршим подворьем Московского патриархата. И всё это произошло сравнительно недавно: церемония передачи церкви состоялась 1 марта 2009 года в присутствии президента Италии Джорджо Наполитано и президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. 23 января 2012 года мэр г.Бари господин Микеле Эмилиано вручил подготовленный муниципалитетом документ о фактической передаче собственности, который был подписан архиепископом Егорьевским Марком и священником Андреем Бойцовым.
Казалось, что ответ совсем близко. Я написал электронное письмо настоятелю подворья Андрею Бойцову, но ответа не было. Не было никакого ответа на письма, отправленные с разных адресов и сообщения с сайта. Неужели они не доходили до получателя? Я начал уже подумывать о бумажном письме. Но до этого решил позвонить по телефонам, благо они были указаны на сайте подворья. И телефон, хотя и не с первого раза, ответил. Со мною разговаривала женщина, которая замещала секретаря буквально на несколько дней. Возможно, поэтому она вникла в суть моей просьбы и переправила письмо Михаилу Григорьевичу Талалай, российскому историку, живущему в Италии, который много занимался и публиковал материалов по истории Подворья в Бари. Он ответил незамедлительно: «Да, действительно, по всей России тогда собирали фотоснимки Никольских храмов, но в Италию этот материал не был отправлен. Все материалы в итоге попали в Императорское Православное Палестинское общество в Москву, где они, по моим сведениям, сохранились. Всего Вам доброго!»

Императорское Православное Палестинское Общество
Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) ведет отсчет своей истории с 1882 года. Оно было создано Указом Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей того времени. 8 мая 1882 года был утвержден Устав Общества, а 21 мая того же года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие. Ныне ИППО находится в центре Москвы, недалеко от Китай-города.
Я написал электронное письмо туда не один раз, и ответа не было. Здесь надо заметить, что ныне председатель Общества – Сергей Вадимович Степашин; общество часто посещает и президент, и патриарх. В общем, просто так с улицы не зайдёшь, чтобы узнать о судьбе фотографий провинциальных церквей.
С того момента, как пришло письмо от Михаила Талалай, прошел уже год. Я спрашивал об архиве ИППО всех новых знакомых, что имеют отношение к Москве и к РПЦ, но все попытки вели в тупик.
Наконец, саратовский историк Александр Мраморнов дал несколько прямых контактов и посоветовал обратиться к историку Лоре Александровне Герд, доктору исторических наук, ведущему научному сотруднику Санкт-Петербургского института истории.
Она ответила: «Архив ИППО почти полностью находится в Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ) в Москве, ул.Серпуховская, д.15. Я думаю, что интересующие Вас материалы находятся там. В Петербурге есть небольшая часть архива Палестинского общества (в Институте восточных рукописей), но я там не припомню таких фотографий».

Архив внешней политики Российской империи
В фондах этого архива я, действительно, нашёл архив Императорского Православного Палестинского Общества. Ощутимо забрезжил результат.
Лора Герд детально объяснила схему взаимодействия с архивом внешней политики, однако работа в архиве требовала много времени, которого при моём напряжённом графике работы просто не было. И эту большую часть работы взяла на себя краевед Маргарита Бирюкова, живущая в Москве. Родом она из села Ахмат Краснокутского района, в котором тоже стояла церковь, посвященная Николаю, епископу Мир Ликийских. Маргарите было тоже очень интересно найти фотографии Николаевских храмов.
Из документов, присланных в ИППО со всех концов империи, разворачивалась картина почитания Св.Николая русским народом. Благочинные подробно описывали все церкви и престолы, освященные во имя Святителя Николая. Однако самих фотографий, цели поиска, в документах не было. Престолов, освященных во имя Св.Николая, было много, а вот сведения о присланных фотографиях содержали чаще всего прочерки. Священники писали, что не могут прислать фотографии из-за отсутствия фотографов профессиональных и фотолюбителей, а также невозможности пригласить таковых из города.
Что же касается основной мечты поисков – найти фото Николаевских церквей сёл Романовки и Ахмата, то она угасла на глазах: списки свидетельствовали, что от Самарской епархии (то есть Заволжье) была прислана одна фотография, а от Саратовской епархии фотографий не было прислано совсем. Искать дальше не имело смысла.

Музей истории религии
Неожиданно я получил письмо из редакции сайта «Россия и Христианский Восток»: «Геннадий, Вы интересовались фотографиями Никольских храмов, собранных по заказу ИППО. Эти фото надо искать в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, куда после революции попали архивы ИППО».
Оказывается, несколько дней тому назад состоялась презентация книги «Храм Святителя Николая в Бари. Проект А.В.Щусева», выпущенной в рамках выставочного проекта «Итальянские постройки Алексея Щусева». Авторов больше интересовало участие русского архитектора А.В.Щусева в строительстве подворья, но в книге нашлось место и истории о сборе фотографий храмов и икон, посвященных Св.Николаю. Более того, там была опубликовано и несколько фотографий Николаевских церквей, собранных когда-то ИППО.
Долг исследователя требовал довести историю до конца, поставив последнюю точку, и я написал в Музей истории религии. От провинциальных церквей фотографий было мало, и я предполагал, что на фото от Самарской епархии будет храм либо самой Самары, либо какого-то уездного города.
Удивительно, но единственная фотография, присланная Самарской епархией, была из провинциального села Берёзового Яра Николаевского уезда. Ныне это село Березово Пугачёвского района и тоже относится к епархии Покровской и Николаевской.

Берёзовый Яр
Берёзово – одно из старейших сел Саратовской области, Пугачевского района, расположенное на крутом правом берегу реки Большой Иргиз. Оно было основано в 1706 году переселенцами – государственными крестьянами. Первая церковь была построена иждивением прихожан в 1786 году. Она была деревянной, имела один престол во имя Николая Чудотворца. Освящена была в 1789 году протоиереем из Саратова Георгием Ивановым. К приходу были приписаны соседние деревни общим числом 800 дворов, поэтому по штату полагалось 4 священника, 3 дьякона, 4 дьячка и 4 пономаря. В 1826 году церковь была перестроена.
Строительство новой церкви, фотография которой и была отправлена в Барградский комитет, началось в 1885 году. Наблюдение за постройкой церкви с ответственностью за прочность и правильность принял на себя Самарский епархиальный архитектор Павел Александрович Иностранцев. В 1886 году строительство церкви было завершено, однако освящение её отложилось на долгих 5 лет. Главный престол во имя Николая Чудотворца освятили 2 (14) октября 1890 года, придел во имя Покрова Божией Матери – 28 июля (9 августа) 1891 года. Новая церковь была тоже деревянная, покрыта железом, с отоплением, рассчитана на 1880 прихожан.
Неизвестно, кто и когда сделал эту фотографию церкви. Однако можно уверенно сказать, что инициатива отправки принадлежала настоятелю церкви Дмитрию Константиновичу Устинову, который служил в церкви Березового Яра с 1883 года. В те годы вместе с тем он исполнял обязанности благочинного VIII округа Николаевского уезда.

Послесловие
Так неожиданно закончилась история трехлетних поисков фотографий, собранных когда-то комитетом при строительстве подворья в итальянском городе Бари. Я искал одну церковь, а нашёл совершенно другую, но тоже находящуюся на территории Покровской епархии. Спасибо священнику Дмитрию Устинову – едва ли он предполагал 100 лет назад, что эту фотографию будут разыскивать по всей России.