Миниатюры, опубликованные в Альманахе 4

Евгений Говсиевич
ПОДБОРКА МИНИАТЮР, ОПУБЛИКОВАННЫХ В АЛЬМАНАХЕ №4

ОСНОВАТЕЛЕМ АЛЬМАНАХА, ЕГО ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ И СОСТАВИТЕЛЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ПАВЕЛ ЛОСЕВ

*****

СОДЕРЖАНИЕ

1. «Мишка»
2. «Притча о пути к настоящей дружбе»
3. «45 лет спустя»
4. «Встреча с мамой в Улан-Удэ»
5. «О любимом дяде»
6. «Ода библиотеке»
7. «Мой Высоцкий»
8. «Об А.Городницком и авторской песне»
9. «О концерте, посвящённом Ю.Визбору»
10. «Ну тупые» - впечатления об американском менталитете»
11. «10 весёлых тайских историй – парафраз с М.Задорновым»


Евгений Говсиевич
Доктор экономических наук.
Доморощенный литературовед.
Автор двух книг: «Серебряный век глазами очевидцев» и «Философоведение» (краткий курс)
Кредо: «Порядок бьёт класс!!»
«Лучше сожалеть о сделанном, чем о несделанном!»
«Делай, что дОлжно, и пусть будет, что будет»

*****

1. «МИШКА»

Я плохо играл в хоккей, и у меня был заклятый враг Мишка с нашего двора. Сам он в хоккей не играл, но всегда смеялся над моими неудачами. И его выражение: «Тебе бы, друг, клубничку собирать», - приводило меня в бешенство. У него не было слабостей. Просто он делал то, что умел, а то,  что не умел - никогда не делал. Я считал это трусостью, но ему это было всё равно.

Как-то мы устроили первенство среди ближайших дворов. Играли мы неплохо, и последняя игра должна была решить, кто сильнейший. Мы играли с сильной командой из двора напротив. Мишка пришёл посмотреть. «Ну, ты – клубничка, - сказал он мне перед матчем, – не в свои сани не садись».

Я зло посмотрел на него. Давно я хотел дать ему по шее, но сдерживался. Не знал, как ему отомстить. «Всё равно проиграете, - не унимался Мишка, - лучше бы я родился в другом дворе». У меня начали потеть ладони. Но тут раздался свисток – игра началась. Меня сначала оставили в запасе. Я не обижался. Ребята играли хорошо. Наш капитан Витя лучше меня  разбирался в хоккее – и я ему полностью доверял.

Первые два периода не дали никому преимущества - 2:2. Мишка злорадствовал: «Ну ты, валенок, - иди позорься – тебя капитан зовёт».  В третьем периоде я вышел играть в защите. Мы всё время оборонялись. Мишка кричал разные гадости, особенно мне. Я еле сдерживался, чтобы не подъехать и не стукнуть его как следует. Но не мог оторваться от игры. Наш вратарь Костя творил чудеса. Мишка так кричал, что мне хотелось кинуть в него клюшкой. И вдруг меня осенило.

Он стоял за воротами наших противников. Если  я прорвусь и брошу не по воротам, а в него – он уж точно заткнётся.  Я смело ринулся за шайбой, отобрал её, обвёл двух игроков и оказался один на один с вратарём…. Что мне было делать....? Считанные секунды у меня на размышления. Или кинуть в Мишку, то есть, исполнить свою заветную мечту, или попробовать забить гол.

Я взглянул на Мишку. Он крикнул: «Ну же Лёшенька, ну!» Я со всей силой бросил по воротам. Это был решающий гол. Все поздравляли меня, а я…..с благодарностью смотрел на Мишку….

Сейчас я играю центральным нападающим в первой тройке, и у меня появился закадычный друг и болельщик, который не пропускает ни одного матча с моим участием, – это Мишка.

*****

2. «ПРИТЧА О ПУТИ К НАСТОЯЩЕЙ ДРУЖБЕ»

Жили – были три друга.

Вот как-то ПЕРВЫЙ говорит: «Погода хорошая, солнечная, а не пойти ли нам на речку искупаться». «Да ну, вот ещё, неохота» - в один голос заявили оба друга. Мы лучше на лавочке посидим, семечки погрызём, в небеса поплюём». Пришлось ему одному на речку идти. А ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ веселились, плевали в небеса, и невдомёк им было, что обидели они своего друга, что ему там на речке одному невесело. Да что им до того – им то, ведь,  хорошо.

Прошло время….. ВТОРОЙ  друг как-то и говорит: «А не пойти ли нам в деревню». Он был большой любитель яблок,  и запасы его амбаров закончились. ТРЕТИЙ  друг сразу же отказал, да ВТОРОЙ и не надеялся на его согласие. Он знал, что если тому неохота, то он и не пойдёт никуда. Но к его большому удивлению и ПЕРВЫЙ  друг тоже отказал. Возмутился второй друг, обиделся – как же так, что же это значит, это же пренебрежение дружбой, взаимопониманием.

Прошло ещё время…. ТРЕТИЙ друг был большой любитель  парного молока. Давненько он его не потреблял. Соскучился, аж, слюни текут. «Ну что ж, друзья, пойдём в частный сектор - вдарим по «парному» - обратился он к своим друзьям. «Да что ты» - отвечает ВТОРОЙ  друг – «Мне неохота, я лучше пойду в теннис поиграю, да и вообще чегой-то лень. Не пойду с тобой».  ТРЕТИЙ друг знал, что ВТОРОЙ ненадёжный товарищ, и, если ему неохота, так он и не пойдёт с ним никуда. Но к его удивлению и ПЕРВЫЙ ему тоже отказал. Изумился третий, обиделся….

МОРАЛЬ:

Привыкли ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ друзья брать всё и от всех, а отдавать-то не очень любят. Трудно будет этим друзьям в жизни, если не произойдёт у них в мировоззрении переоценка ценностей. Если не научатся они ценить и уважать мнение других, подчинять свои интересы интересам других, если эгоизм, самолюбие, себялюбие, толстокожесть, узость мышления не заменят они на взаимопонимание, взаимовыручку, общность интересов, широту взглядов, доброе и бережливое отношение друг к другу.

Если смогут они преодолеть себя, то познают одно из лучших чувств, созданных человечеством – чувство настоящей дружбы и тогда поймут, как они счастливы!!!!!
В данном случае, уместно вспомнить мудрое изречение Конфуция: "Если хочешь что-то получить, то надо что-то отдать".

А ПЕРВОМУ другу тоже нечего "почивать на лаврах". Он напоминает немного «Индюка» из фильма «Верные друзья». Надо было ему своей толерантностью, своей терпимостью, мудростью старшего товарища быть примером для  двух его младших друзей. И тогда эта  ситуация стала было для них большим уроком, и они скорее бы прониклись осознанием того, что такое  НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА.  Не только разъяснения, но и Личный пример – вот истинный залог успеха воспитания.

*****

3. «45 ЛЕТ СПУСТЯ»

Представьте картинку.  1972 год. Морозный декабрь в Бурятии. Станция Дивизионная, что в 8 км. от Улан-Удэ. Молодой лейтенант собирается в ответственный «Наряд по поезду», идущему до станции «Наушки», что на границе с Монголией. Ещё час до наряда, и он с большим эмоциональным подъёмом читает сборник стихов лучших Советских Поэтов. В дальнейшем, книга затерялась…..

Вторая картинка. Прошло ровно 45 лет. Московский декабрь. Повзрослевший лейтенант разбирает архив из старых писем, открыток, фотографий, записных книжек. И вдруг……Его взгляд падает на пожелтевший от времени листок с перечислением до боли знакомых фамилий  нескольких десятков Поэтов и их стихотворений, понравившихся ему в том далёком 1972 г.

Третья картинка. Не составило большого труда, подключив интернет, мозги и  логику, выяснить, что этот сборник назывался: «Стихи о любви», 1969 г. Антология под ред. Е.Винокурова.               

В настоящее время, зная точное название книги,  приобрести её, как правило, не составляет труда…. И вот этот БЕСЦЕННЫЙ,  по воспоминаниям, ассоциациям и эмоциям, Сборник, у меня в руках. Испытываю душевный трепет, перечитывая стихи, которые читал в 70-х годах прошлого столетия. И надо сказать, что вкус у молодого лейтенанта оказался неплохим и  мне очень близким. Практически те же стихи отметил бы и сейчас.          

В списке, составленном в 1972 г., обозначено более 30 стихотворений. Большинство из них  известны. Но несколько, достаточно редких. Вот именно их я и хотел бы здесь привести. Желаю получить удовольствие от соприкосновения с настоящей Поэзией.

МИХАИЛ ЛЬВОВ
«Замены в любви не бывает,
В любви заменителей нет,
Замена в любви убивает
Верней, чем любой пистолет.

Сказавшему это поверьте!
Он это узнал не из книг,
Из собственной жизни и смерти
Он истину эту постиг…»

ЛАРИСА РУМАРЧУК
«О, как хотела я свободы,
Как ненавистен был мне дом
Когда в те памятные годы
С тобою жили мы вдвоем!
Мне было все в тебе не мило:
Что с лекций ты меня встречал.
Я даже песен не щадила,
Что для меня ты сочинял.
О, как тебя я презирала
За то, что путь у нас один!
За то, что по читальным залам
За мною следом ты ходил!
За то, что поезд слишком редко
Возил нас в дальние края,
За то, что стала тесной клеткой
Любовь и преданность твоя.
Но став отчаянной и смелой,
Себя измучив и тебя,
Я вырвалась. Земля гудела
Далеким поездом трубя.

Я по дорогам зашагала,
От слез и радости слепа.
Меня теснила и толкала
Густая пестрая толпа.
Но дальше глуше год от года
Воспоминанье прежних дней.
Теперь богата я свободой.
Скажи мне, что мне делать с ней?
Зачем по улицам рассветным
Ее я гордо проношу?
Она – окно мое без света,
Когда я к дому подхожу.
Она – мой спутник неизменный,
С которым немы соловьи,
И наказанье за измену
Неповторяемой любви».

ЕЛЕНА РЫВКИНА
«Снова нежно обнять тебя хочется,
Прикоснуться к твоим губам...
Может это чьё-то пророчество?
Может чей-то дьявольский план?

Я смотрю на тебя с восхищением,
Замираю, почти не дыша,-
Ты - надежда моя и спасение,
И к тебе моя рвётся душа.

Мы вдвоём день за днём.
Осень принесли дожди...
Но годам я не дам
Наш огонь любви.

И хоть жизнь не усыпана розами,
И терялись от счастья ключи,
Всё плохое смывается грозами -
О хорошем давай помолчим...

И от счастья, как прежде, хмелея
И молясь за тебя небесам,
Я люблю тебя, как умею,
Боль и нежность деля пополам.

Мы вдвоём день за днём.
Осень принесли дожди...
Но годам я не дам
Наш огонь любви».

ВАДИМ СИКОРСКИЙ
«Вдвоём прошли мы немалый путь,
Полный тревог.
Я так любил, что шагу шагнуть
Без тебя не мог.

Весь мир и теперь продолжает жить,
Радуясь и любя.
А я, как ребенок, учусь ходить,
Ходить без тебя».

СЕРГЕЙ  ЧЕКМАРЁВ
«Дом, построенный на песке»
«Я от взгляда её краснею,
Любуясь жилкою на виске,
Но наша дружба сердечная с нею -
Дом, построенный на песке.

Она целует меня, балуясь,
Я уеду, она - в Москве.
Что все мечты мои, все поцелуи?
Дом, построенный на песке.

Но как-то я удивился очень,
Прочитав в календарном листке:
"Как раз бывает особенно прочен
Дом, построенный на песке".

Снег колючий падает с веток...
Может, и правда, конец тоске?
И будет сиять таким чудным светом
Дом, построенный на песке?!»

*****

4. «ВСТРЕЧА С МАМОЙ В УЛАН-УДЭ»

ПРОЛОГ
      
В 1971-1973 гг., после окончания МХТИ им.Д.И.Менделеева, по распределению,  я проходил службу в СА в Забайкальском ВО (г.Улан-Удэ, ст.Дивизионная).  Молодой офицер, который был назначен на должность командира радиационной и хим. разведки в хим. роте танкового полка, входящего в  танковую Дивизию,  прибыл к месту службы не один, с супругой, ибо за неделю до прибытия в ЗАБВО, они стали молодожёнами.

1 апреля 1972 г. родился карапуз с гигантским весом 5 кг., и когда поздно вечером, медсестра роддома  сообщила об этом молодому папаше, он не поверил своим ушам и ответствовал: «Да бросьте, вы,  эти первоапрельские шуточки». Но на следующий день, приехав в роддом, он увидел табличку и убедился, что с ним не шутили..

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

3 апреля  моя мама взяла отпуск и 8 тюков снаряжения для молодой семьи в придачу, так как то было время дефицита, а в Бурятии,  тем более. Я собирался в аэропорт, но мне не дали возможности встретить маму, а  направили в «наряд по поезду». Я договорился со знакомым майором, который любезно согласился встретить маму и привезти её к нам на 2 участок, где мы жили (без водопровода, отопления и проч. удобств: вода из колонки, тепло из печи, туалет во дворе, а зимой 30-50 град...).

Оказалось, что  самолёт задержался на 8 часов,  и майор был вынужден идти на  службу…..

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Прилетев в Улан-Удэ с 8 тюками, и увидев, что её никто не встречает, мама подумала о том, что случилось  непоправимое: либо с ребёнком, либо с невесткой.  Взяла такси (с вещами, видимо, помогли) и «рванула» в роддом. Там всё разрешилось…. Удалось связаться с майором, который забрал её и отвёз к себе домой на 1 участок….

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Приходит молодой лейтенант после наряда домой, а мамы нет. Как такое может быть? Прошли сутки… Только одна реальная и подлая мысль в голове:  «Что-то случилось с самолётом». До 1 участка  несколько километров. За сколько секунд, минут или часов было преодолено это расстояние??? Наверное, это был мировой рекорд, а казалось, что время остановилось.

Не хватало воздуха, слёзы мешали видеть дорогу, знаменитый забайкальский ветер дул в грудь, а я бежал скрюченный как вопросительный знак,  в горле комок, в душе пустота и предчувствие непоправимой беды...

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

Войдя в подъезд, в один прыжок, как тигр, я преодолел проём в 5 этажей и оказался около двери майора….  Сердце выпрыгивало из груди - не было сил ни физических, ни душевных нажать  на кнопку звонка…..

Мамочка, в целости и сохранности, ждала меня, пила чай и не думала, что такие страсти и шок испытал её любимый сынок…. «Были бы мобильные телефоны»,  - подумал я сейчас… Но тогда мы даже не знали о их существовании и реальной пользе. Как мы вообще жили без них?! Извините, отвлёкся от темы.

ЭПИЛОГ

Через несколько дней славный малыш с молодой мамой были дома, а в начале мая, пробив себе командировку в Читу, к нам (на обратном пути в Москву) прилетел Батя.  И всей семьёй,  мы в Улан-Удэ отмечали  месяц со дня рождения Ромашки (так, в честь дедушки - моего отца, назвали малыша), а заодно, и большие майские праздники 1972 года.

Несмотря на бытовые, психологические и армейские сложности, это время было лучшим временем моей жизни.

Его никогда не вернуть. За повторение этих праздников, можно отдать жизнь….

*****

5. «О ЛЮБИМОМ ДЯДЕ»

История такова. Несколько лет тому назад я читал «Воспоминания» Михаила Шрейдера «НКВД изнутри. Записки чекиста».* Читаю, читаю и вдруг……. начинаю понимать, что М.Шрейдер пишет о моём дяде Зиновии Ильиче Алёшинском, родом из Харькова, к которому был вызван на допрос в Бутырской тюрьме.

Мне было известно, что дядя работал в органах и участвовал в строительстве «Беломорско-Балтийского канала». Но про его работу следователем  в Бутырке читал впервые. 

Я был в шоке, потому что не знал, какими словами опишет М.Шрейдер этот допрос. До сей страницы всем следователям и другим должностным лицам М.Шрейдером были даны резко уничижительные характеристики…

Вот цитата из книги:

«…Впервые я попал в знаменитый следственный корпус Бутырской тюрьмы. Помещение это на верхнем этаже напоминало большой, хорошо освещенный зал театрального фойе. Справа и слева вдоль зала было множество дверей в кабинеты следователей.
Еще не дойдя до зала, я услыхал страшные крики истязаемых мужчин и женщин. По залу в это время прохаживались вахтеры и «отдыхающие» следователи с самодовольными мордами.
Меня ввели в один из кабинетов, где находился следователь лет тридцати пяти, брюнет, выше среднего роста, по фамилии, как я потом узнал, Алешинский. Ранее я никогда его не видел, но из разговора с ним понял, что он переведен в Москву с Украины.
Этот следователь был единственным светлым пятном в истории моего более чем двухлетнего нахождения под следствием. Пригласив меня сесть, он вежливо спросил, почему я просился на допрос.
Я рассказал ему, что меня посадили в одну камеру с моим однодельцем Чангули, давшим на меня ложные показания. Он был поражен и, тут же, сняв трубку, справился у кого-то, как это могло случиться. Не знаю, что ему ответили, но, видимо, распорядились перевести меня в другую камеру.
Затем Алешинский стал говорить со мною. Он не кричал, не оскорблял меня, не ругался, а спокойно спрашивал о сути дела. Я стал рассказывать ему подробно о допросе у Ильицкого и Минаева, о пытках, о больничной обстановке.
Вдруг из соседнего кабинета раздался страшный женский крик. Мне показалось, что голос похож на голос моей жены: в те дни я был уверен, что она тоже арестована.
Алешинский, видимо, понял меня и, не дожидаясь моего вопроса, сказал: — Насчет вашей жены, а также Миши и Вити не беспокойтесь.
Конечно, имена детей он мог узнать из лежащего перед ним следственного дела, в котором находилась и анкета, но думаю, что он знал о том, что жена не арестована.
Затем он произнес крайне удивившие меня слова:  — Михаил Павлович, я знаю, что ни Чангули, ни вы ни в чем не виноваты, но, к сожалению, вам не избежать всего того, что происходит с другими. Если я смогу, то помогу. А пока давайте так... — Тут он перешел на полу шепот. — Я буду стучать по столу кулаками, а вы кричите, будто бы я вас бью. Другого выхода из положения у меня нет.
Я был благодарен и тронут до слез. И с готовностью начал периодически инсценировать крик избиваемого.
Приблизительно через полчаса крика следователь позвонил и попросил принести два стакана чаю с пирожными. Когда девушка-буфетчица принесла чай, он при ней грубо сказал мне:
— Ну, пей, а то еще подохнешь.
Как только за буфетчицей закрылась дверь, мы тихо и мирно выпили с ним чаю. Он открыл и положил передо мною пачку папирос «Казбек» и, когда «допрос» был окончен, дал мне с собою штук десять папирос, предупредив вахтера: — Я дал ему папиросы, так что не отбирайте.
На этом мы расстались. Больше я никогда этого следователя не видел и ничего не слышал о нем. Но думаю, что, скорее всего, его постигла участь многих честных коммунистов-чекистов, которые не могли участвовать в грязной работе и были уничтожены….»

Понимая, что работа в органах была не из деликатных, я испытал облегчение и гордость за своего дядю, старшего брата моей мамы. Они были очень близки. Дело в том, что, когда моей будущей маме было 12 лет, у них умерла мама (отец ушёл из жизни ещё раньше), и вся забота, по дому легла на плечи 12-летней Муси, а Зэка, который был старше мамы на 17 лет, был не только старшим братом для Муси и ещё одного младшего брата Гриши, но, по-существу, заменил им отца… Дядя Зэка ушёл из жизни очень рано. Рак лёгких.

В 1953 г. ему было 52 года, а мне 6. Что может помнить 6-летний ребёнок? Но я помню, что он меня боготворил. Своих детей у него не было. Помню о страшных страданиях, которые он испытывал  от болезни, не щадящей никого. Помню, что они с тётей Тасей, его женой, всё время боялись «стука в дверь».

Думаю, что, если бы он не ушёл сам, то его забрали бы. Об этом пишет и М.Шрейдер в своей книге: «честные  люди не вписывалась в те нравы».

Дядя похоронен на Ваганьковском кладбище. В этой могилке теперь покоятся и мои родители…Светлая им память!!!

*М.П.Шрейдер — проработал в системе ВЧК-ОГПУНКВД около двадцати лет: начиная с гражданской войны и по 1938 г. включительно. Занимал различные должности в центральном аппарате ОГПУ-НКВД, служил в некоторых областных управлениях, а в 1938 г. был назначен на пост замминистра НКВД Казахской ССР. В том же году был арестован по прямому приказу Ежова….

*****

6. «ОДА БИБЛИОТЕКЕ»

«Окружающие тебя книги всегда должны быть такими, чтобы, обратившись к книжным полкам, иметь все основания сказать: «Друзья мои - книги» и услышать от них воображаемое ответное признание: ведь биография книг есть в то же время и биография того, кто собирает их» (В.Лидин).

«У ГЁТЕ БЫЛА БИБЛИОТЕКА В 2000 томов».

«В моем шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке – словно дом,
Обложку – дверь откроешь второпях –
И ты вошел, и ты уже в гостях…
Как переулок – каждый книжный ряд,
А весь мой шкаф – чудесный книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож –
Из прошлого в грядущее пройдешь,
Заглянешь в страны и во времена,
Любая книга – время и страна…
Здесь, в комнате, из года в год
Все человечество в ладу живет».
(Д. Кугультинов).

"Некоторые книги нужно пробовать, другие — глотать, а очень немногие — прожевывать и переваривать"
(Фрэнсис Бэкон).

"Книги, которые читаются, имеют настоящее. Книги, которые перечитываются, имеют будущее"
(Александр Дюма-младший).

"Я часто говорю своему сыну, что люди, которые читают книги, будут управлять теми, кто их не читает"
(Кончаловский А.).

Дядя Полежаева Николай Струйский самозабвенно любил литературу. Он собирал библиотеку, размещая книги  в специально отведённой для этой цели комнате в его роскошном доме, которую он  называл «Парнасом». В ней стояла статуя Аполлона и 9 муз. Здесь был устроен специальный беспорядок: рядом с куском сургуча лежал бриллиантовый перстень, старый башмак и хрустальный бокал. На всём этом лежал толстый слой пыли и потому….как объяснял Струйский, что пыль - лучший сторож – по следам на ней сразу видно, не хозяйничал ли кто в его отсутствие на «Парнасе».

В.ШКЛОВСКИЙ: "Библиотека - это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги  надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения".

1. КНИГОЧЕЙ и КНИГОЛЮБ

Книголюб – это тот, кто любит собирать, коллекционировать книги.
КНИГОЧЕЙ – это тот, кто, кроме того, что любит собирать книги, любит их и читать.
Прочитал примерно 70% книг из своей Библиотеки. На протяжении многих лет читаю в среднем по 50-60 стр. в день.

2. БИБЛИОТАФ

Библиотаф – это человек, имеющий прекрасную Библиотеку, но не позволяющий пользоваться другим  её книгами.
Я даю читать книжки из Библиотеки. Но есть у меня один принцип: человеку, не вернувшему книжку,  другую уже не даю (пока не вернёт предыдущую).

3. НАЧАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ

В 2004 г. начал активно собирать Библиотеку. На тот момент в ней было 600 книг. Я спросил у своего приятеля  (профессионального филолога, члена Союза Писателей РФ, который всю жизнь занимается литературоведением и критикой), имеющего огромную библиотеку о его мнении относительно того, какую Библиотеку можно считать «условно хорошей» (по количеству книг). Ответ был следующим: «Более 500 книг».

4. ПРИНЦИПЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ КНИГ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ               

Передо мной встал вопрос о том, какие книги, прежде всего, должны пополнить хорошую, качественную Библиотеку. У меня, несомненно, было своё видение этого вопроса, но я  понимал, что при формировании Библиотеки, мнение профессионала может быть очень полезным. И я снова обратился к своему  другу.  Я составил ряд вопросов, ответы на которые, хотел получить. Так родились различные Рейтинги, которые опубликованы на моих страничках.

В этом же 2004 г. я начал системно читать книжки (по 50-60 стр./в день). Это увлечение продолжается и по сей день, правда, большое количество времени стало «забирать» участие на Сайте. Тот же вопрос занимал меня: какие же книжки надо обязательно прочитать, какие приоритеты в последовательности чтения? Опять же – вкусы и понимание ситуации были при мне. Но мнение того же профессионала помогло мне в выборе некоторого вектора, и эти Рейтинги помогали мне в отборе книг для чтения. 

Отмечу, что придерживаться его (вектора) было невозможно, т.к. читая одну книгу, встречаешься с упоминанием других, которые тоже интересно и полезно прочитать. Я это называю «одно тянет другое» - поэтому Список из 100-ни книг, которые наметил к чтению, не сокращается.

Таким образом, для меня эти Рейтинги имели не только прикладной литературоведческий интерес, но и реальное практическое значение.
Можно даже сказать, что мне "Рейтинг строить и жить помогает"-:))))

5. ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ – ПО ТЕМАТИКАМ И СЕРИЯМ

Все  книги размещены по тематикам:

- зарубежная классика из серии «Зарубежная классика» («ЗК»);
- русская классика из серии «Русская классика» («РК»);
- книги Великих Писателей России (Пушкина, Толстого, Достоевского, Лермонтова, Чехова, Гоголя……)
- книги, систематизированные по странам: французская, английская, немецкая, американская, итальянская, испанская…….литература;
- собрания сочинений;
- зарубежная поэзия;
- книги российских и советских Поэтов, систематизированные по временному признаку и Рейтингам;
- книги российских и советских Прозаиков, систематизированные по временному признаку и Рейтингам;
- философия;
- альбомы и справочная литература по Живописи;
- поэзия, проза и мемуарная литература Серебряного века;
- мемуарная литература;
- военные мемуары;
- книги нобелевских лауреатов;
- библейская и религиозная тематика;
- медицинская тематика;
- справочная литературоведческая и проч. тематика;
- книги знаменитых критиков;
- книги  выдающихся историков России и западных стран;
- географическая тематика;
- фолианты;
- книги, размещённые по сериям, например, «БВЛ», «ЛП», «БСБП», «МСБП», «ЖЗЛ»….

6. ЛИЦО (ГОРДОСТЬ)  БИБЛИОТЕКИ и ЕЁ СЛАБОЕ ЗВЕНО

- Поэзия, Проза и Мемуарная Литература Серебряного века – 130 книг;
- Альбомы и справочная литература по Живописи – 100 книг;
- Книги по философии – 80 книг;
- Раритетные (редкие) издания:               
• Большой энциклопедический словарь в 22-х томах, под ред. Южакова, начала XX в. Членом редколлегии был Николай II (под псевдонимом  «Онъ»);
• Фолианты 1930-х годов XX в.: Пушкина, Лермонтова, Чехова, Гоголя, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Шиллера;
• Книги по философии 1930-х годов XX в.:  Демокрита, Т.Мора, Ф.Бэкона, Дидро, К.Маркса.
 
«Слабым звеном» библиотеки является небольшое количество «Собраний Сочинений».

7. БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО КНИГ

Книг В. Аксёнова – 22;
Л.Толстого и Дюма – по 16;
Пушкина, Достоевского и Фейхтвангера – по 13;
Пастернака – 11;
Ахматовой, Цветаевой и Белого - по 10.

8. САМЫЕ ОБЪЁМНЫЕ КНИГИ и САМЫЕ МИНИАТЮРНЫЕ

1-2. – по 1500 стр.: «Большой Библейский словарь» и Плутарх «Сравнительные жизнеописания»;
3. – 1450 стр. – «Большой энциклопедический словарь»;
4. – 1400 стр. – Гроссман «Дилогия – За правое дело и Жизнь и Судьба»;
5-6. – 1300 стр. – Вазари «Жизнеописания знаменитых  живописцев…»,
5-6 - 1300 стр. - Дос Пассос «Трилогия»;
7. – 1100 стр. – Музиль «Человек без свойств»
8. – 1050 стр. – АФОРИЗМЫ (Подар. Изд-е)
9. – 1000 стр. – Карамзин «История Государства Российского».               

Самые миниатюрные книги: Кант, Вуйчич, Англо-русский словарь.

9. О СИСТЕМЕ ЗАПИСИ КНИГ

Любую книгу очень легко найти, т.к. есть Общий список книг, составленный по алфавиту, с указанием номера конкретного стеллажа и номера полки (в т.числе, и второго ряда).
Кроме этого, есть Список книг, размещённых на каждый полке.   

10. НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

В 2004 году в Библиотеке было 600 книг. На сегодняшний день в ней более 2200 книг.
В первых рядах 1600 книг, во вторых  - 600.
Всего полок – 50

11. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Книги, как живой организм. Когда сидишь на диване и смотришь на них, или проходишь мимо стеллажей, ощущаешь их положительную энергетику. Смотришь им в лицо, вспоминаешь, как их приобретал, как читал, как листал.

А утром, когда здороваешься с ними, чувствуешь, как они откликаются на приветствие, кивают в ответ. Это заряжает положительной энергией на весь день.

Поэтому 100 раз права Ахматова, которая говорила, что «Книга во втором ряду – это «мёртвая» книга». Да, их не видишь и не ощущаешь, и они не могут тебя поприветствовать…. Жаль, но места в первых рядах уже не хватает.

И ещё хотел бы отметить один эмоциональный момент, когда испытываешь «enjoy». Это происходит в том случае, когда читаешь какое-нибудь литературное произведение, или смотришь литературоведческую передачу, в которых упоминается какая-нибудь хорошая книжка, и ты понимаешь, что она в Библиотеке есть. И очень становится приятно тогда, когда речь идёт о каком-либо хорошем произведении Автора, и, открывая сборник, ты этот конкретный рассказ или стихотворение находишь.... 

12. ОТНОШЕНИЕ К ЭЛЕКТРОННЫМ КНИГАМ: +/-

Электронная книга (не планшет) имеет плюсы:

- удобно читать, не напрягая зрения, т.к. есть возможность увеличить шрифт;
- удобно пользоваться на отдыхе, т.к. можно закачать несколько книжек для чтения.

К минусам электронной книги можно отнести:

- сложность чтения, если в конце книги приводятся комментарии и сноски;
- в отличие от бумажной книги, электронная книга бездушна, и читая её, ты не ощущаешь того «жизненного контакта», который присутствует при чтении бумажной книги.

13. КАК Я ЧИТАЮ

При чтении книжки, я обязательно выделяю (подчёркиваю) те абзацы, которые представляют для меня литературоведческий или прочий интерес. Если читаю электронную книгу, то тоже есть различные возможности для запоминания прочитанных абзацев (кстати, это ещё одно серьёзное преимущество бумажной книги перед электронной - на её полях легче отмечать абзацы, к которым надо будет вернуться).

После прочтения книги, я возвращаюсь к выделенным разделам, для того, чтобы составить извлечения и занести их в свой Литературный Архив. Таким образом, по существу, я прочитываю книжку дважды.   

14. РАЗГОВОР, ПОДСЛУШАННЫЙ НОЧЬЮ В БИБЛИОТЕКЕ
Это стихотворение написал мне друг, когда мы отмечали приобретение 2000 книги.
 
«Как-то ночью, когда Джон
В свои думы погружен
Размышлял о судьбах мира,
Зашумела вся квартира.

Спор возник средь тысяч книг:
Кто для Джона всех дороже?
Без кого он жить не может?

Слово взяли иностранки:
«Итальянки мы, Испанки.
Самолетом прилетели,
Разместились, обрусели.
Папа Джон нас выбирал
И в музеях покупал».

АЛИК! Имя прозвучало!!!
И тогда все замолчали.
Мы от Алика пришли,
Дом родной мы здесь нашли,
Джон нас всех пересчитал,
Каждому местечко дал.
Нас не 10 и не 100:
Нас уже четыреста.

Слово взяли старожилы,
Те, что с Батею дружили.
Помним мы еще Хрущева,
Брежнева и Горбачева.
Среди вас мы всех мудрей
И хозяину родней.

«Что устроили скандал?-
Век Серебряный сказал.
Мы хозяину дороже,
И без нас он жить не может».
Мы - начало всех начал.
Нас он долго изучал.
Даже книжку написал.

Мы в музеи не ходили,
Мы в провинции все жили.
Мало нас, но горды мы:
Своей редкостью сильны.
Нас по почте присылали
И курьером доставляли.
А как Миша нас любил!
На машине привозил.

Тут проснулся мудрый Джон
Шумом этим разбужен
Не галдите, всех люблю,
Одинаково ценю.
Вы мне дороги, друзья!
Вы со мной и с вами я!»

*****

7. «МОЙ ВЫСОЦКИЙ»

В Рейтинге «Поэты середины и конца XX века» Владимир Высоцкий занимает 7 место.
В Рейтинге «Барды России» Владимир Высоцкий на втором месте.

Несколько слов о «моём Высоцком». Мы знаем Владимира Высоцкого, как Поэта, Барда, киноактёра, но не очень хорошо, как театрального актёра. В 60-е, 70-е годы прошлого столетия  билет на спектакль в Театр на Таганке достать («добыть») было очень сложно. Мне повезло, у меня была возможность смотреть спектакли Театра на Таганке и некоторые из них, даже по два  раза.

Владимир Высоцкий был гениальным актёром: его роли навсегда останутся в народной и театральной памяти.

Расскажу только об одной его роли – роли бандита Хлопуши в спектакле «Пугачёв» (по С.Есенину). У него небольшой 8-минутный монолог Хлопуши, который порывается увидеть Пугачёва: «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека». Высоцкий раздет по пояс (задумка Ю.Любимова, все мужские роли аналогично одеты/раздеты). Актёр играет на пределе: видно как тело покрывается потом, жилы вздуваются, глаза наливаются кровью, актёр хрипит и….падает на цепь. В зале буря овации. В следующий раз, когда  я был на этом спектакле, роль Хлопуши играл Б.Голдаев.  Мне была интересна реакция зала после этого монолога – ни одного жидкого хлопка.

И ещё один эпизод остался в памяти. К нам, в МХТИ им.Д.И.Менделеева, в 1966 г. с концертом приехал Владимир Высоцкий. Билетов, конечно, на всех не хватило. Высоцкий начал концерт, студенты, не попавшие в зал, напирали на входную дверь, в результате чего,  снесли её с петель. Высоцкий прекратил концерт и сказал: «Заходите все».

И только после того, как всё расселись, он продолжил свой феноменальный концерт. Думаю, что он полностью реализовался в Поэзии и в театре, но в кинематографе ему не повезло: ему не  удалось достичь больших высот. По разным причинам его не снимали. К огромному сожалению, всего несколько киноролей соответствовали уровню его таланта.

На мой взгляд, ему удалось реализовать свой потенциал в «Месте встречи…», «Служили два товарища», «Маленьких трагедиях»….

Следует признать, что интерес к его творчеству и личности в настоящее время снизился. Я часто бываю на «Ваганьково» (там захоронены мои родители) и вижу, что цветов у памятника ВВС практически нет. А какой раньше был ажиотаж у его могилки. Толпы людей приходили к памятнику: несли цветы, фотографировались, читали его стихи, пели песни, вели дискуссии…..

Об этой недооценённости  В.Высоцкого очень точно сказал М.Веллер: «Уверяю вас: пройдет время, и эта фигура, – трудно сказать, через 30 лет или через 130, – в русской литературе будет равновелика Пушкину; или совсем близко к тому. И, конечно, гораздо крупнее Пастернака или Бродского, которые совершенно сядут вот туда вот вниз, как, условно говоря, протокольные фигуры, но нереальные, неживые».
 
*****

8. «ОБ А.ГОРОДНИЦКОМ И АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ»

30 мая 2019 г. по ТВ-программе «Культура» состоялась очередная передача И.Волгина «Игра в бисер». Она была посвящена Поэзии А.Городницкого. И конечно, одной из основных тем  была тема Авторской (бардовской) песни.

В Рейтинге «Барды России» А.Городницкий замыкает лучшую пятёрку.       

А.Городницкий - советский и российский поэт, один из основоположников жанра авторской песни в России, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, член Союза писателей России и московской городской организации Союза писателей России, член международного ПЕН-клуба и русского национального центра ПЕН-клуба, геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института океанологии имени П. П. Ширшова Российской академии наук  (родился в 1933 г.).

Вот некоторые выдержки из беседы.

Бардовская песня появилась в 60-е годы, что было одной из примет литературной оттепели. Б.Окуджава говорил, что «Бардовская песня родилась на московской кухне».

В известной статье «Армия поэтов» О.Мандельштам пишет о том, что «соединение поэтической деятельности с профессиональной — математической, философской, инженерной, военной — может дать лишь блестящие результаты. Сквозь поэта очень часто просвечивает государственный человек, философ, инженер. Поэт не есть человек без профессии, ни на что другое не годный, а человек, преодолевший свою профессию, подчинивший ее поэзии». Эти слова вполне можно отнести к А. Городницкому.

В истории литературы есть только одна фигура органически соединяющая в себе поэтическое и научное начало – М.В.Ломоносов. А.Городницкий – продолжатель этой традиции (да ещё и песни пишет).

Поэзию А.Городницкого ценил Е.Евтушенко. Однажды он позвонил А.Городницкому и сказал» «Саша, извини, я думал, ты бард, а ты настоящий русский поэт. Я читал твои стихи и плакал».

Визитная карточка А.Городницкого - «Атланты держат небо», стала официальным гимном «Эрмитажа».

Звёздные часы бардовской песни кончились. Она исчерпала свои возможности. Гениев Авторской песни, таких как Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор на горизонте не видно. Их отличало от современных бардов то, что они были «поющими ПОЭТАМИ».

Когда в России появятся такие Поэты, как А.Твардовский и Д.Самойлов, Б.Пастернак и О.Мандельштам, тогда смогут появиться и Поэты «бардовской песни».

В заключение передачи И.Волгин высказал интересную мысль: «Критик пишет свои критические статьи для того, чтобы лишний раз процитировать любимые стихи, что мы сегодня и сделали в нашей беседе».

Привожу названия нескольких стихотворений, прозвучавших в передаче: «Блокада», «Россия для русских»,  «Родство по слову», «Определение дома», «Мою внучку зовут Рахиль», «Авторская песня».

*****

9. «О КОНЦЕРТЕ, ПОСВЯЩЁННОМ Ю.ВИЗБОРУ»

22 июня в «Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя» состоялся юбилейный концерт-посвящение знаменитому барду Юрию Визбору (85-летие со дня рождения). Это был незабываемый вечер. Прозвучали лучшие песни Ю.Визбора: «Милая моя», «Серега Санин», «Ты у меня одна», «Когда мы вернемся», «Давайте прощаться», друзья», «Ночная дорога»…..

За бортом концерта остались песни, которые всегда были с нами: «Домбайский вальс», «Охотный ряд», «Мама, я хочу домой!»,  «Зато мы делаем ракеты», «Люди идут по свету».

Выступали многие известные российские барды… Но, к большому сожалению, не было на вечере  А.Городницкого, Ю.Кима, Т.и С.Никитиных…

Юрий Визбор (1934-1984 гг./50 лет) – советский автор-исполнитель, киноактер, писатель и журналист, прозаик, киносценарист, документалист, драматург, поэт, художник. Основоположник жанра авторской, туристской песни, создатель жанра «песня-репортаж».

В честь Юрия Визбора названы горные вершины «Пик барда Визбора» (Алтай) и «Пик Визбора» (Памиро-Алай). На Памире и в Забайкалье существуют перевалы Визбора, по  Икшинскому  водохранилищу  ходит буксир "Юрий Визбор".

За 33 года творческой жизни им написано более 300 песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами.

В Рейтинге «Барды России» Ю.Визбор замыкает Великую тройку Б.Окуджава-В.Высоцкий-Ю.Визбор.

В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя проходят концерты церковных хоров, симфонической музыки, фольклорных коллективов, различные фестивали, торжественные акты, конференции, детские праздники, заседания и другие мероприятия.

 Зал оснащен современной акустической аппаратурой, рассчитан на 1250 мест. Стоит прийти сюда и полюбоваться великолепием его убранства: удивительной росписью, искусной флорентийской мозаикой. Центральная композиция мозаики – "Сошествие Святого Духа на Апостолов", слева и справа от нее – "Град Небесный" и "Град Земной".

На колоннах подвешены платы-потолки, украшенные живописными лучами и множеством миниатюрных ламп, напоминающих звездное небо над Москвой.

В фойе Зала находятся зимние сады, завораживающие посетителей мелодичным журчанием маленьких водопадов, красотой живых растений и скульптур фантастических деревьев и птиц. Говоря о Ю.Визборе, нельзя обойти стороной важный пласт его жизни – отношения с Адой Якушевой (женаты с 1957 по 1966 год, дочь Татьяна).

Думаю, что вполне можно утверждать, что на самом плодотворном творческом этапе жизни, они были Музами друг для друга.

*****

10. «НУ, ТУПЫЕ – ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОБ АМЕРИКАНСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ

1. Звонки на телефоны абонентов Нью-Йорка из отеля платные, а в отель – бесплатные. «Ну, тупые».

2. Розетки не приспособлены для нашей бытовой техники и источников питания и требуют переходников. «Ну, тупые».

3. Очень неудобная система открытия и закрытия кранов в душе. «Ну, тупые».

4. Вода в кране умывальника настолько жёсткая, что намыленные руки невозможно смыть.  Кроме этого,  очень неудобно открывать баночки с шампунем, а геля  для душа вообще не дают. «Ну, тупые».

5. Нет ни одного русского канала телевидения. «Ну, тупые».

6. Каждое утро в номер доставляют комплект газет на английском языке. «Ну, тупые».

7. Информацию о температуре воздуха дают в Фаренгейтах, а не в Цельсиях. «Ну, тупые».

8. В ресторанах в меню не представлена информация о ценах на спиртные напитки,  и даже пиво. «Ну, тупые».

9. Цены  в магазинах представлены без налога «такс». Поэтому рассчитать точно сумму покупки, хотя бы для того, чтобы избавиться от огромного количества накапливающейся мелочи,  невозможно, и в результате сумма покупки и количество мелочи увеличиваются. «Ну, тупые».

10. Не все российские сим-карты и мобильные телефоны могут функционировать в роуминге, так как в США не все диапазоны GSM  поддерживаются. Несмотря на то, что телефон по указанной причине в роуминге не функционировал, на него каким-то образом прошёл входящий звонок и списано 200 руб. «Ну, тупые».

11.  При прохождении таможенного контроля забирают и не возвращают спиртные напитки, даже в течение одного дня. «Ну, тупые».

12. В DUTY FREE не продают  спиртные напитки пассажирам, следующим местными рейсами. А рюмку виски можно выпить только после 8 утра. «Ну, тупые».

13. Взяли в аэропорту «Хейнекен» за 6 долл. Смотрим, а вокруг все пьют местное пиво и оставляют по 1,5 долл. «Ну, тупые».

14. В ресторане, т. к. отсутствуют цены на спиртное, спросил у официантки: «Сколько стоит виски?» Пока она узнавала,  взял их в баре. А тут она появляется и несёт виски. Я объясняю, что «я же спрашивал только о стоимости виски, а не заказывал их. И поскольку я уже купил виски в буфете, мне,  то что она принесла, уже не нужно». Она спокойно виски унесла. А в счёт включила. «Ну, тупые»…..

*****

11. «10 ВЕСЁЛЫХ ТАЙСКИХ ИСТОРИЙ - ПАРАФРАЗ С М.ЗАДОРНОВЫМ»

Из жизни весёлых и симпатичных тайцев

1. Однажды я попросил симпатичную горничную-тайку, убирающую номер, чтобы она положила 2 лишних BIG-полотенца (так удобнее для пляжа). Она оставила 4 BIG-полотенца, но не положила ни одного FACE–полотенца.  «Ну, весёлые!!»

2. Без 20 бат (1 бат примерно 2 рубля), оставляемых симпатичным горничным-тайкам  за ежедневную уборку, их энтузиазм резко снижался, что сказывалось либо в ухудшении качества уборки, либо  в уменьшении количества обязательных предметов, пополняемых каждый день. «Ну, весёлые!!»

3. Сначала разговоры с нашим гидом, с телефона на ресепшн, были бесплатными, а потом симпатичная администраторша-тайка потребовала оплаты 25 бат за минуту. «Ну, весёлые!!»

4. Симпатичные водители «тук-туков» за 100 бат отвезут вас куда угодно (хошь, в Россиию))), да ещё и песенку споют. «Ну, не весёлые ли??!!»

5. При выезде, сдаю ключи от номера, предъявляю квитанцию о депозите в 100 баксов и прошу мне их вернуть. Симпатичная администраторша-тайка начинает грозно талдычить: «Сатака, сатака!!!» и намекает, что я должен оплатить за некую  «Сатаку» 100 бат. На всякий случай, говорю, что мини-баром не пользовался и везде расплачивался наличными. Вдруг ВСЕ симпатичные администраторши-тайки одновременно как заголосят: «Сатака, сатака, сатака!!!» и стали рисовать мне какие-то предметы цилиндрической формы. Я позвонил гиду по своему мобильнику, что в разы дешевле, чем звонок с телефона на ресепшн, и дал трубку симпатичной администраторше. Оказалось, что они требуют 100 бат за разбитый стакан. Я объяснил гиду, что стакан разбила симпатичная горничная-тайка, когда при нас убирала номер и которая потом его и заменила на целый. Гид перевёл это симпатичной администраторше. После некоторых выяснений между собой, мне вернули депозит в полном размере. «Ну, весёлые!!»

6. Обратный рейс был задержан на сутки по техническим причинам неприбытия самолёта  из Москвы. С одной стороны, это лишний день на море, но с другой, определённые неудобства. Пришёл на ресепшн к симпатичным администраторшам-тайкам и говорю, мол, готов доплатить за полдня проживания в номере. Нет, говорят, отель переполнен, и, будьте любезны, в 12.00 освободить номер. Трансфер приехал за нами в 18.00. Специально посмотрел, вселился ли кто-нибудь в наш номер. Таки нет. «Ну, весёлые!!»

7. При задержке рейса на сутки, по идее, должна предоставляться гостиница. Как решают эти вопросы весёлые и сообразительные тайцы??!! По дороге в аэропорт привозят в ресторан, потчуют довольно-таки вкусным ужином и оставляют в аэропорту с 22.00 до 7 утра – на 9 часов!!! «Ну, не весёлые ли??!!»

8. «Дьюти фри» напомнил знаменитые «Путешествия Гулливера в Лилипутию или Страну великанов». Симпатичные продавцы-тайцы предлагают спиртные напитки или в ёмкостях свыше 1 л., или «мерзавчики» по 50 мл. «Ну, весёлые!!»

9. Спрашиваю в аэропорту симпатичную продавщицу-тайку: «Сколько стоит пицца?» - Она отвечает: «250 бат». – «А в долларах?» - Она отвечает: «8 долларов». «ОК», - говорю, даю ей оставшиеся 80 бат и спрашиваю: «Сколько теперь я должен доплатить в долларах». Она: «10 долларов». Я: «Может быть, 10 бат?» - «Нет», - говорит, - долларов». Пришлось в обменнике поменять доллары на баты и купить пиццу за 250 бат. «Ну, весёлые!!»

10. А то, что прогноз погоды каждый день обещал дожди и грозы, а их не было вовсе, а то, что разница во времени составляет +4 часа к московскому (что очень неудобно), разве не свидетельствует о весёлости характеров симпатичных тайцев??!!

Можно было бы вспомнить ещё кое-что, например, о «кусающемся планктоне», но, как говорится, это  другая история, тем более, уже не такая весёлая….