Выпускные экзамены

Виталий Рафиков-Виртуозов
В этом году исполнилось 50 лет окончания мной средней школы. Юбилей. К большому сожалению, встреча с одноклассниками не состоялась… Значит, не судьба. В принципе, это ничего во мне не поменяло, но на душе есть небольшой осадок, что так всё произошло. О своих школьных друзьях я знаю очень много. Двадцать лет поиска моих одноклассников принесли радость и большие огорчения. Из нашего, 10 "А, класса разыскал двенадцать человек. Трое: Лидия, Сергей и Слава живут за границей, а остальные в разных городах России, но многие живут или жили в Питере. В нашей школе очень много ребят и девчат были из финских деревень, поэтому в годы перестройки многим уехали жить на историческую родину, Финляндию. Не удалось найти четверых… Нину, Коляна, Толю и одного из лучших моих школьных друзей - Лёву. Увы, никому не интересно, где они, и что с ними… Каждый год я всех поздравляю с Днём рождения и с главными праздниками. В прошлом году не стало нашей "Зажигалки" - Ирины К. Она нас покинула так быстро, что до сих пор мне кажется, что она уехала к себе в деревню. Царство тебе Небесное, Ирина!
 А вот первый выпуск нашей замечательной школы встретился прошлым летом. Молодцы! Я рад за них! Как прошла их встреча, я тоже знаю. Замечательно!
    Свой рассказ хочу посвятить выпускным экзаменам. Вообще среднее образование в СССР было самым лучшим в мире! Экзамены были по всем основным предметам. Лично я к ним подготовился отлично. Извините, что часто приходится употреблять местоимение "Я". Но придется.
 Первый экзамен был по математике - письменный, а последний - сочинение по русскому языку. Честно признаюсь, что боялся только трёх экзаменов: по геометрии, по физике и за грамматику в сочинении. Особенно хочется рассказать о моей подготовке к экзамену по немецкому языку. Я не думал об оценке по нему, так как моя мама была учительницей в школе по нему, но только до восьмого класса. Она сильно заболела и лежала долго в больнице… Бывало, что мы с ней говорили на нём дома, по вечерам, а в шестом классе мама мне доверяла проверять тетради моих одноклассников. Как же проходила моя подготовка к экзамену? Папа каждый год выписывал немецкие газеты ГДР: "Junge Welt" и "Neues Deutschland". Брал наобум один из экземпляров и теплым июньским вечером шёл по дороге, читая её вслух. Так закреплял правильный акцент. Даже ночью, потому что под Ленинградом стояли "Белые ночи". Занимался во время экзаменов в усиленном режиме. Так же всему классу помогли факультативы по математике, химии и физике. Это основные предметы, которые были нужны на вступительных экзаменах в институт. Плюс обязательное сочинение по русскому языку. Правда, оно уже ничего не решало после успешной сдачи трёх основных экзаменов. Вот только я и Лидия могли бы сдавать один. Но… Серебряную медаль за окончание школы с одной четвёркой отменили в наш выпускной год. В нашем классе школу окончили с золотой медалью Ирина и Нина. А вот по сочинению у меня были оценки не те, которые мне приснились во сне.
Мне приснилось, что за него получил 4/5. Сочинение было на тему о творчестве А.С. Пушкина. Это мой самый любимый поэт, и не только мой - Поэт всего Мира!
Когда нам объявили результаты сочинений, то я не мог поверить, что получил  5/4. Фантастика! Это редкий случай, когда моя работа была без ошибок! Вот так меня отблагодарила грамматика за мою внимательность. Конечно, содержание сочинения было выше четырёх баллов...
  28 июня мы прощались со школой. Вечер прошёл весело, но потом, когда весь класс пошёл на стадион, нас всех накрыла грусть расставания. С нами была всеми любимая классная Мама! Почему слово написано с заглавной буквы, да этому человеку мы обязаны очень многим! Для меня Тамила Алексеевна стала второй мамой! Лишь только в 2009 году я смог возложить цветы к её гранитному портрету… Она навсегда осталась в моём сердце!
  Через два дня я улетел далеко, часто приезжая в Детство. Но оно рано или поздно уходит в прошлое. Его можно вспоминать и вспоминать, так как мы жили в прекрасное время! Не знаю, будет ли оно у моих внуков и правнука? Жизнь продолжается!

P. S. Экзамены по другим предметам мною были сданы на отлично, и только несправедливо поставленная четвёрка оказалась одной и последней в моём школьном образовании, как и защита диплома на "хорошо" в высшем образовании. Правильно сказал дедушка Ленин:
- Учиться, учиться и ещё раз учиться!  Золотые слова!

20.08.19г.