Холод

Анна Федоровна Волкова
    Да,  сегодня  холодно.  Как  говорят  старожилы:  если  выдыхаемый  пар  «шелестит»,  а  ресницы  тут  же  покрываются  инеем,  мороз  за  40  градусов.  Все  приметы  налицо,  вернее,  на  лице,  которое  сначала  сильно  болело,  а  потом онемело.  Хорошо,  что  я  не  сменила  свои  лёгкие  ботиночки  «румынки»  на  валенки – скорее  добегу.  А  путь  мне  предстоит  неблизкий:  за  город  по  шоссе,  через  замёрзшую  реку  Ундину  на  золотодобывающую  шахту  г.  Балей  Читинской  области,  где  в  медпункте  меня  ждут.  Когда  меня  увидела  фельдшер,  она  ахнула:  «Анна  Фёдоровна,  Вы  же  щеку  отморозили!»  Белое  пятно,  свободное  от  моих  весёлых  веснушек,  напоминало  мне  о  том  морозе  не  один  год.  А  валеночки  всё  же  пришлось  купить  и  научиться  закрывать  лицо  шарфом  до  самых  глаз.
    В  детстве  я  часто  болела  - то  ОРЗ,  то  бронхит,  то  воспаление  лёгких.
А  потом  увлеклась  лыжами,  стала  обливаться  холодной  водой  - и  окрепла. А  когда  познакомилась  с  оздоровительной  системой  «Детка» знаменитого  Иванова  Порфирия  Корнеевича,  то  поняла,  что  я  на  верном  пути:   всё  дело  в  закаливании.  Ведь  автор  «Детки»  круглый  год  ходил  раздетый  и  босиком,  удивляя   прохожих.  Более  того, существует  легенда,  что  во  время  оккупации  в  мороз   фашисты  вылили  на  П.К.Иванова  несколько  ведер  воды,  а  потом  возили  его,  мокрого,  в  открытой  коляске  мотоцикла.  Он  выстоял.  И  потрясённые  немцы  назвали  его  русским  Богом. 
   Давно  известно,  что  северяне  легче,  чем  южане,  переносят  морозы.  Недавно  учёные  открыли  секрет  такой  морозоустойчивости.  Оказалось,  всё  дело  не  в  том,  что  они «привыкли»  или  «закалились,  а  в  особенности  их  «термогенеза» - поддержании  постоянной  температуры  тела.  Существуют  два  типа  термогенеза – сократительный  («знобит»),  когда  образование  тепла  происходит  за  счёт  сокращения  скелетных  мышц  и  несократительный,  за  счёт  особой  жировой  ткани   - бурого  жира,  который  трансформирует  белок  митохондрий  в  тепловую  энергию.
Такой  жир  есть у  представителей  северных  народов,  у  животных,  впадающих  в  спячку  и  у  новорожденных (5%  веса  тела).  Это  предохраняет  малышей  от  гибели  от  гипотермии  после  рождения. И  холод  они  переносят  легче,  чем  взрослые.
    Важно  знать,  что   бурый  жир активен  только  при  низкой  температуре.  Поэтому  малышей  нельзя  сильно  укутывать.  Чем  же  ещё  хорош  холод?  Оказывается,  при  охлаждении  увеличивается  расход  энергии  и  повышается  чувствительность  к  инсулину,  что  полезно  больным  сахарным  диабетом.  Вот  вам  и  «Детка»! Так  что,  учёные  только  подтвердили  то,  до  чего  наш  великий  соотечественник  дошел  опытным  путём.
   Теперь,  когда  мои  родные  говорят:   «Как  ты  спишь  в  таком  холоде?!»  я  отшучиваюсь;  «Зато  жить   буду  долго !».