Бананы

Михаил Чеклауков
Бананы…
Ну кто из нас не помнит эти очереди за бананами, где ты обычно не последний и не первый.
А народу было настолько много, что ни первого ни последнего в очереди не узнаешь,ведь они стоят от тебя так далеко.Наверное это и не важно вовсе, ибо думаю они все из нашего квартала и из близлежащих домов.
Да с теплом вспоминаешь тех ребят, кто позвал тебя к большому магазу- так мы называли его между собой, ибо он был самый большущий в нашем районе. Но продолжу о своем небольшом детском приключении. Подвоз какого бы то ни было дефицита- это всегда было чем то неординарным в то время. А тут прямо с Африки и прямо к нам в киоск. Мы же не знали откуда, что и как нам поставляют в наши магазины. Но я снова отвлекся, прошел слух , о скором подвозе зеленых, африканских радостей. И мы все по очереди бегали к киоску посмотреть и выяснить, не начала ли собираться очередь в преддверии скорой реализации подвезенного дефицита.
И конечно же мы заигрались в ножички, была у нас мальчишек, игра такая с помощью перочинных ножей, в кругу , который был разделенным на две части по числу соперников, мы отвоевывали друг у друга земное пространство. С детства мы учились, что все нужно у кого то завоевывать, да еще и с помощью холодного оружия- милитаристы малолетние…
Раздался истошный крик: бананы привезли и кто-то сорвавшись с места рванул домой за деньгами, не разбирая дороги и естественно навернулся на асфальте рассадив не успевающие заживать колени, но тут же встал и побежал дальше ведь бананы важнее…
Мы с приятелем его звали –Димка, тоже побежали, но уже учитывая увиденные содранные, чужие колени. А бежать то нужно было три двора, по пути мы рассказывали всем знакомым о привозе зеленых, запыхавшиеся , но довольные мы подбежали к киоску. А народу уже было столько, что словом много тут ничего особенного и не скажешь…И ты начинаешь маяться, а всем ли хватит, и много ли привезли. Ведь все приходят с родней, знакомыми и друзьями. Бывало и такое, что несколько часов стоишь зря. Да нынче никто не испытывает тех эмоций. Ведь таких очередей уже давно нет, со времен распада СССР. Хотя нет народ видимо ностальгируя по прошедшим временам, устраивает толпучку в магазинах по продаже мясных изделий Усольского мясокомбината.
Благо, что у приятеля родственники успели занять очередь, не так далеко от прилавка, где-то двадцатые наверное, я вздохнул завидуя им. Димка все правильно истолковал, пойдем со мной, потянул он меня. Я помотал головой мне было неудобно.
“Неудобно на потолке спать и в почтовый ящик оправляться…”-сказал он. Будучи понятное дело правым.
“Пойдем!”- дал себя уговорить я.
Подойдя к его родителям вместе с
Димкой , я поздоровался и они мне сами предложили:
“Вставай с нами Миша!”Ребенку очень мало для счастья нужно и я им преисполнился. В глубине тебя становится очень тепло, а название этой глубины узнаешь только повзровслев-душа… Душа она называется…!
Но тут подошла продавец и сказала подвезли не в наш киоск, а к соседнему магазину… Ну, что ж нам не привыкать ожидать, граждане СССР и жили в ожидании, кто квартиры, кто товара дефицитного в магазине!
Постояв немного, я вспомнил, ведь с собой нет ни денег, ни сумки. И я срываюсь с места, забыв предупредить приятеля, куда и зачем я рванул. Пробежав с десяток метров, я обернулся за мной бежал Димка и еще один товарищ имени его я уже не помню. Сама заполошность подумал я о себе, но не возвращаться же назад ради объяснения своего поведения. Потом скажу, думал я продолжая свой путь к своему дому.

Влетев в подъезд вспомнил, что бабушка собиралась идти в гости к сестре, но я уже был на третьем этаже, сейчас все выяснится. Пан или пропал, нет так придется еще один квартал на одиннадцатом троллейбусе-(т.е. ноги) добираться. На мое счастье бабушка была дома, выяснил я после того как позвонил в звонок, услышав ее неспешные шаги.
“Ну наконец то ты пришел, а я уже хотела тебя на обед звать!”-сказала она.
Время то было уже пятый час пополудни.
“Баба, там бананы привезли, я уже в очереди стою.”-говорю я ей.
“ Я за деньгами и сумку взять, бабуль, бананов на всех может не хватить ”
Бабушка мудро улыбаясь говорит-“Сейчас бутерброд с сыром и колбасою сделаю, не спеши.”
.Но я мягко даю ей понять, что за дверью еще два товарища стоят в мокрых от пота рубашках. Бабушка делает на всех бутерброды, дает еще впридачу два треугольника с молоком, только, что купленных в магазине… Я целую ее в щеку и мчусь дальше за дверь к приятелям взяв только обед на улицу, обо всем остальном забыв от избытка эмоций нахлынувших на десятилетнего пацана.
Я уже выбегаю из квартиры стараясь не хлопать дверью, но она успевает вырваться из вспотевших рук ребенка переполненного эмоциями. Бабушка успевает поймать дверь дабы она не ударила по косяку, звук обычно очень сильный, мы всегда придерживали дверь, да еще и схватить меня за руку на лестничной клетке, едва не улетевшего вниз.
“Сумку то с деньгами возьми-Торопыга!”-говорит она пряча улыбку.
Я хватаю все вышеперечисленное в кулак, и лечу вниз сломя голову.
Только бы успеть стучит в голове.
Вылетаю пулей из подъезда чуть не снеся мамочку с коляской, проходящих мимо подъезда, извините оборачиваюсь на ходу кричу я.
“Все нормально.”-кричат мне.

Пробегая мимо нашего любимого палисадника заросшего тополями и кленами, где мы так любили играть в прятки, чувствую не выстою в очереди два-три часа, мой мочевой пузырь убьет длительное ожидание. Нужно облегчить свой организм грамм на триста-четыреста…
Пошел искать дерево пошире. Палисадник у нас старый с этим проблем не было, деревья давно посаженные, успели вымахать не только вверх, но и вширь. А еще желательно контролировать верхние этажи, процесс это опасный. Бабки ревнители-порядка на нас детей за эти шалости, были злые. Когда успевали заметить, наказывали нас выливая банки с водой холодною или горячей. Зависело это от того как часто они нас ловили за этим занятием.
А кому то повезло, раз ведро целое вылили, полностью мокрый пошел домой переодеваться-облегчился блин. На сей раз все прошло спокойно. Я ни я и лужа не моя.  Напевая эту песню я продолжил свой путь к киоску.
 
На мое счастье или нет, еще тогда не понял, пока не пришел домой затемно. Но машина с бананами еще не приехала. Постепенно по очереди стали расползаться слухи, якобы подвоза сегодня уже не будет. Я с приятелями начал немного ехидно улыбаться. Зная многих наших окрестных бабок и дедов, что у многих суставы в очереди начнет ломать, а кого и неверие доконает. Многие возможно скоро уйдут домой. Но минут через двадцать подошла машина и начали отгрузку. Пятнадцать минут и грузчики управились. Но препятствия с покупками бананов еще не закончились, позвонили продавщице-у нее заболел ребенок-ветрянка..
И она наскоро переодевшись рванула домой. Мы с приятелями поежились, в своем десятилетнем возрасте мы ветрянкой еще не успели порадовать свой подрастающий организм.

Подошедшая заведующая поспешила успокоить очередь- “Народ не переживайте, через пять минут подойдет продавец и отпустит товар!”
 С небольшим опозданием подошла огромная бабка в грязном переднике, и пошла долгожданная реализация!

Ну наконец то с облегчением вздохнула очерединая змея.
Бабка заорала-“Не ссы народ, на всех хватит,на этот раз много привезли!”
Я уже час маялся в очереди, но без эксцессов как обычно не обошлось!
 Какой то пьяный, незнакомый мужик полез к прилавку без очереди пытаясь сдуру прорваться переоценив свои силы, но два здоровых мужика не сговариваясь один сзади схватил  за шкирку, второй за руку и за ногу и они приподняв его пронесли пару метров и выкинули спиной на тротуар. Мужик смачно шлепнулся всем телом об асфальт, из раны на голове потекла кровь, но он пролежав так секунд тридцать, встал и накинулся на одного из обидчиков. Мужик видел его телодвижения и ждал его, с удовольствием встретив его мощным ударом кулака. Возмутитель спокойствия опять ушел отдыхать на асфальт, на сей раз он пролежал так минут пять. Очередь с замиранием следила за происходящими событиями. Хотя такие казусы были в то время частыми…
Побитый любитель халявы решил больше не испытывать судьбу-кряхтя и утирая сопли он отправился восвояси.

Минут через десять о нем все уже забыли…
Очередь двигалась медленно, наглецов прущих нахально к прилавку, оттуда вышвыривали, но знакомых и родственников подходящих к стоящим в очереди, все всегда стоически терпели в очередях.
Ожидание начинало сначала бесить, а потом и утомлять…Мы уже и на качели сбегали покачались.  Уже в сон клонить начало, но тут прибежал счастливый Димка и руками показал пойдем очередь подходит.


Как оказалось он пошутил, нашел повод для шутки. Промаялись мы в очереди часа три-обсудили,  всех кто на наш детский взгляд имел для этого причины в нашей памяти, промыли кости всем окрестным девчонкам.
И в конце-концов очередь принесла нас к долгожданному прилавку. Подтарились незрелыми, дефицитными, долгожданными Африканскими деликатесами. Я купил на ту сумму, которая была наспех собрана бабушкой в кошельке, а она как раз недавно сходила в магазин. Два килограмма, тоже удовольствие.
Но товарищ купил на перспективу, он же был с родителями, они к покупке были готовы. Ладно зависть плохое чувство.
Мы с товарищами счастливые, но обманутые продавщицей шли домой. Весы то механические были, ладно на ее совести, бабке тоже жить лучше хочется, пусть это будет ее бонусом за переработку. Что нас детей постоянно скорее всего обманывали в магазине это мы узнали уже повзрослев.
Спотыкаясь в темноте о корни окружающих нас деревьев и облаянные местными шавками, но счастливые и довольные мы шли домой, забыв на радостях о не сделанных уроках к завтрашнему дню.

Дома нам все высказали о нашем вечернем длительном стоянии в очереди и про уроки не преминули напомнить, но самое главное похвалили за настойчивость, назвали добытчиками. Что слово значило не сразу понятное дело поняли. Но все равно приятно. Бананы были завернуты в газету и спрятаны в кухонный шкаф на дозревание, но они о своей участи не догадывались ибо съедались не дозревшими.

Я и теперь стараюсь покупать бананы в магазах не дозревшими, они мне по прежнему такими нравятся, это либо привычка-либо испорченный вкус.
А по мне это ностальгия, ностальгия по детству…!!!