Я так хочу быть знаменитой, и пусть меня за это ос

Тамара Воронина 2
« Я так хочу быть знаменитой, и пусть меня за это осуждают..»    Из афоризмов Ирины Одоевцевой. Это ее знаменитая фраза… «Я сделаю Вас знаменитой,.. Мы будем с Вами знаменитыми»…Это было  просто и естественно, но так заразительно, и, действительно, что особенного в том, что человек хочет быть знаменитым.. Ничего особенного, и даже прекрасно, ведь это стимул к поиску себя в себе-это огромный труд над собой и раскапывание внутри себя чего-то такого, что удивит  и …привлечет внимание…Мы должны чем-то таким непохожим завоевывать нестандартное  положение в  окружающем  пространстве. Когда мы  только бросим легкий взгляд на тексты Ирины Одоевцевой, мы сразу увидим непохожесть на тексты других писателей, но не сразу поймем, в чем дело. Ее тексты, ее рукописи  изобилуют ТОЧКАМИ. Короткая фраза -ТОЧКА. И это особенность ее авторского  «Я». И  это у нее отмечали все ее читавшие и знавшие : и, прежде всего, Гумилев. Она с гордостью себя называла «Ученицей Гумилева». Она с гордостью носила это звание. Ее писательский стиль отличали «ТОЧКИ». Но ведь и во внешности  была такая удивительная деталь, которая отличала ее, выделяла.   Это, конечно, все знают- БАНТ. «Я маленькая поэтесса /С огромным БАНТОМ». И, удивительное дело, ей подражали. Многие, и в окружении и гости, украшали этой деталью -Бантом-платье, волосы, даже на запястье завязывали бантик. Я сама, тоже, когда выходила на сцену, к зрителю, читать мемуары Ирины Одоевцевой, в моем туалете присутствовала эта деталь -концертный шарф завязывался бантом на шее, на шляпке тоже присутствовал бантик, непременно перчатки. Весь костюм прорабатывался модельером.  Все детали были согласованы с автором, ведь она сделала со мной две сольные программы, т.е. четыре отделения по двум ее замечательным книгам воспоминаний  « На берегах Невы», «На берегах Сены». И это все создавалось в течение года. Должна сказать ее словами: «Если бы я не была писательницей, я бы стала актрисой»,- В ней было много  артистизма, она была  великолепным режиссером, ее показы были яркими, понятными, образно точными. Я до сих пор слышу ее голос, грассирующую речь, которую хотелось слушать и слушать. Мне приходилось еще и самой все отрабатывать. Живя в комнате рядом, я глотала ее тексты, быстро  запоминала, т.к. к нам, все время, приезжали телевизионные каналы  и российские и зарубежные, и была острая необходимость читать ее  стихи,  она все время просила прочесть то одно ,то другое, и от меня требовалась предельная мобильность. Я должна было все помнить и в любой момент выдавать. Она сама обладала просто феноменальной памятью, километры ее собственных произведений в голове. Уникальная личность. Мы стали устраивать литературные  СРЕДЫ, или ЧЕТВЕРГИ. В гостиной собиралось много гостей, слушателей, ленинградские поэты, писатели, ученые.. Надо сказать, что она получила квартиру от Союза писателей СССР,. да, да.. она была принята в члены Союза Писателей. Она любила людей, шумное общество, радостное настроение. А выход, или выезд на кресле-колясочке (из-за перенесенных операций, ей трудно было ходить) был красивым. Волосы покрашены, она признавала только светлые тона, тщательно причесана, макияж, красивые ручки в перстнях, на ногтях маникюр, в руках платочек, выбирали кофточку, завершающая деталь-ахматовский платок на плечах. Когда  мы ее вывозили, это было, конечно, событие. Часа два звучали стихи, она читала, и это было для нее праздником, а потом все переходили в огромную кухню, и там до глубокой ночи продолжалось застолье, чаевничали, шутили, она была  дома в России, на Родине. И  я не раз слышала от нее, что Георгий Иванов так любил Россию, так тосковал, что так и не принял  французского  гражданства и остался в чужой стране РУССКИМ. « Я - русский, я -русский - грассировала Одоевцева, - Надо Жоржика перевезти сюда. Он так любил Россию…». Да,  сегодня  это звучит  для тех, кто бросает Родину, или называет  ее неуважительно « рашкой»,  звучит, как его обращение:  «Любите Россию, любите Родину». Он ушел из жизни в ностальгии, Бунин тоже ушел в тяжелой ностальгии по России. «Любите  Россию и она  ответит Вам любовью». Это все звучало в квартире на Невском , 13, и имело глубокий смысл. И это было  постоянным желанием  Ирины Владимировны  - вернуть  поэта  на  родную землю. Мне думается, что, когда  ни будь, это ее желание да исполнится, и Георгий Иванов –Жоржик, как она нежно называла своего  мужа,  вернется не только стихами, а прахом опустится в родную землю.   Меня не оставляет Надежда, что наши великие  деятели, которые создавали  русскую, европейскую, наконец, мировую культуру,  вынужденные  когда-то покинуть Родину, наконец-то, вернуться в  родную землю, хотя бы своим прахом. Дорогой  ценой заплачен разрыв с Родиной. И пусть это  станет примером, как надо сегодня любить, уважать, помнить , ценить, дорогое сердцу  Отечество,   для всех нынешних и будущих поколений .
Народная  артистка  России Тамара  Никитична Воронина.
Мемуары об Ирине Одоевцевой.
   20 августа 2019г.