Великая тайна храма продолжение

Галл Гелиа
ПРОДОЛЖЕНИЕ .. Что ищут осетинские историки в храме Тхаба-Ерда или Гал-Ерда?
Известные историки и шпионы  мира, включая имамов Мансура и Шамиля считали что в ингушском  храме скрыта великая тайна древних писании. Католический миссионер считал ингушский храм - модели храма гробницы Иисуса Христа.

    С момента открытия Тхаба -Ерды
(Штедером в 1787 году) ученые решают вопрос о времени его сооружения.?
"Христианский" храм Тхаба-Ерда, в прошлом ингушский храм Г1ал-ерды, храм небесного Бога, объяснить который не берутся  иудо-  христианские священники поскольку это часть античной истории отсутствует в  писаний.. Есть мнение что данный храм был связан с дохристианским Мцхета Мецхала Грузинские исторические источники уделяют особо внимание роли евреев в принятии христианства в Картли. КРЕСТА - ФАЛЛОСЫ"  И КУПЕЛЯ  в храме Тхаба-Ерда, свидетельствуют о  ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ингушского  храма..
Описание ученных "Достаточно легко можно заметить, что крест, расположенный в алтарной части храма Тхаба - Ерды состоит из двух перекрещенных фаллов. такую же роль выполняла так называемая купель, хранившаяся в святилище Тхаба-Ерды, потому что туда пробивались капли дождя и лучи света через центральное отверстие в крыше, возвышавшемся над алтарем. В алтарной части святилища Тхаба-Ерды лежит крест, составленный из двух фалов. Солнечные лучи -фаллосы. Капли дождя - небесная благодать, семя небесных богов, оплодотворяющее
землю. Алтарь обозначает матку, соответственно купели.1 Отсюда и идея крещения детей и взрослых в купели, которая была заимствована христианской религией из язычества. Человек, окунувшийся в «священную» воду, как бы заново рождался."Первый ингушский этнограф Ч. Ахриев писал о том, что обряды, проводившиеся в святилищах Галь-Ерды и Тхаба-Ерды, были связаны с деторождением
/каким образом ингушский храм, получил новое имя от рода Б1архой(гедроним  Тха бархо хи), который проживал у истока речушки Тхабархи ?
     В известных нам работах наименование храма Ткобя - Ерда встречается в различных вариантах с различным его толкованием: «Галиерг (Galiert)" по Энгельгардту. . Б.А.Алборов считает несомненным связь «Тхаба-ерды» с культом небесного бога огня и плодородия - «Гальерды»16. А.Н.Генко  разделяет мнение Б.А.Алборова, что «позднейшее «Тхаба-Ерды» имело отношение к «Галиерду», исходя из того, что у Энгельгардта храм называется «Галиерт»19.
В начале XlX в. плоскостные! ингуши, наряду с зачатками ислама, почитали своего древнего языческого «кумира Гальерды». Ингуши, кистины и галганы, - говорит М. Селезнев, - для празднования Нового года собираются в горы и там приносят жертвы Гальерду, который не имеет никакого олицетворения, считается духом, но в честь его посвящены церкви и часовни, оставшиеся от христианства... Мулла, - замечает Селезнев, - свободно кричит при колокольном звоне, кистинский кумир Гальерд покойно стоит в старой, оставленной церкви царицы Тамары»Ингуши вплоть до конца XIX в. почитали христианский храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье.
Все без исключения горцы - почитатели христианских святых, но "христианская' религия Джеров -  вейнахов была гораздо древнее . Храм являлся высокопочитаемой общенародной святыней, хотя само христианство стало здесь сдавать свои позиции где-то с 14 века. Святыней он являлся не только для жителей Ассинской котловины, но и для вейнахские сопредельных с ней обществ: на востоке – аккинского, кейского, мелхистинского; на западе – чулхойского, джераховского и феппинского и тд
Мцхета Мецхала  Из исторических документов яствует, что грузинские евреи были тесно связаны с очагом христианства – Иерусалимом.
Грузинские евреи всегда были в курсе политико-религиозных событий, происходящих в Иерусалиме
Мцхета и поныне, – отмечается далее в работе Фридриха Байерна, – около Самтаврского монастыря проживает семейство местных князей Гедеоновых, имя которых, так же как и Элиозовых, связано с историей Хитона Господня, так что есть некоторое основание предполагать, что семейство Гедеоновых, уже в продолжение тысячелетий, прикреплено к этой древнейшей святыне и бывшему когда-то значительному капищу края». ( Гада - этноним термины и топонимы в горной Ингушетии) Родина ИЛИЯ (ГУДУШАУРИ-
Шиолашвили) (род. 1933), католикос-патриарх всея Грузии....Г1уда-покровителем и «помощником» путников. Слово объясняется с ингушского «г1о» - «помощь», и «да», в значении «отец», «покровитель» или же, от «гlo-дар» - «оказывающий помощь». Вероятно, сам каменный крест или стела, которые ингуши исстари сооружали на перевалах, у дорог, у родников, символизировали «помощь». Слово в этих двух значениях содержится в ингушских фамилиях Гудиевы, Гудаевы или Гудантовы, относящиеся к различным ингушским родам. В Хевсуретии - родине многих ингушских фамилий, в том числе и фамилии Гудантовы, также имеется святилище Гудани. (Ш. Дахкильгов, «Страницы истории Ингушетии», Нальчик, 2005, с. 168)

      Храм Тхаба-ерда. Тха - наш,нарт,шерсть. Б1архой К1ант, речка Б1архи/Тхабархи, ингушский род Б1архой.
Гидроним Тхабархо -  небольшая речка в Ингушетии, правый приток р.Асса; берет начало у руин аула Барахо, впадает в Ассу на западной окраине аула Таргим.
Высокогорное поселение Барах лежало в верховьях Доархе /буквально место размытое водой/(Ассинская котловина), на горе Бархой-лоам, у подножия скал. К Бараху ведут различные тропы, в том числе и очень крутые. Наиболее удобная начинается от храма Тхаба-Ерды и ведёт всё выше и выше.
«Къаьна Б1арах» (древний Барах, верхний Барах) занимал удобное место для обозрения. Отсюда открывается широкая панорама ущелий и горных сёл: Хамхи, Эгикал, Таргим (с одной стороны), Гянти, Пялинг, Ний, Никоте (с другой), открывается вид на дорогу (ворда некх), ветка которой уходила через Барах к замковому укреплению Цори. Таким образом, Барах с севера и Цори с востока занимали стратегические места и несли функции охраны, прикрывая горную Ингушетию.(далекие времена в селении БIарах жил мужественный и сильный человек, которого люди из-за его благородства и храбрости называли БIарахой КIант (КIант-молодец, удалец)
У него была своя дружина и свой башенный комплекс, который находился выше Таргима. И назывался БIарахе.
Главным его богатством был скот и тогда его использовали в качестве денег. Рядом с Барахом находилось красивое, замкнутое ущелье и хозяин разрешал выпасать скот другим людям за определенную йоал (плату). Т.к. БIарахой чIож (Барахоевское ущелье) было закрытым ущельем люди просто загоняли туда весной скот и он пасся сам по себе, а угнать его оттуда было практически невозможно.)
Каким  образом ингушский храм, получил новое имя от рода Б1архой( Тха Бархо ), который проживал наверху, у истока речушки Тхабархо ? Версия - мыли шесть Тха в речушке Б1архи?!
Либо  Барахоевы были частью первые священники христианского храма... Работы для исследователей