Боги Древней Греции

Константин Рыжов
ОЛИМПИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ. Сравнивая народную религию древних греков с религиозными взглядами и религиозными культами народов Востока, можно увидеть много общего и вместе с тем отличного. Прежде всего бросается в глаза более «светский» характер греческой религии. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни религиозно-нравственных заповедей. Жрецы не составили здесь могущественной корпорации и не играли значительной политической роли, как это было в Египте и Двуречье. Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями ритуалов, произносителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому многие религиозные представления были оформлены здесь не богословами в подлинной смысле слова, а поэтами - прежде всего Гомером и Гесиодом. Что касается учения о природе божественного, то оно было создано в основном философами. 
     О возникновении мира и богов греческие мифы сообщают следующее. В начале всех вещей из Хаоса возникла мать-земля Гея и во сне родила сына Урана. С нежностью глядя на спящую мать с высоты горных вершин, он пролил на ее промежности оплодотворяющий дождь, и она породила травы, цветы и деревья, а также зверей и птиц.
     Уран стал первым правителем мира. От союза его с Геей родилось поколение титанов:  шесть могучих сыновей и дочерей. Уран не любил их и низверг в мрачную бездну – Тартар, находившуюся в недрах земли. Гея страдала  и мучилась от этого. Однажды она вызвала детей и убедила их восстать против деспотического отца. Братья долго не решались на такое злодеяние. Наконец, самый младший и самый коварный из них – Крон, вооружившись серпом, наспал на спящего Урана и безжалостно оскопил его.
    Низвергнув отца, Крон взял в жены свою сестру Рею и сделался царем богов. Все живые существа, все боги, все братья и сестры признали его главенство. Однако Крон не мог до конца наслаждаться своим господством. Он знал, что над ним тяготеет проклятье свергнутого Урана, который предрек, что его низложит кто-то из его детей. Что было делать Крону? Он решил не оставлять в этом мире никого из своего потомства. Едва у Реи появлялись сын или дочь, Крон хватал малютку и безжалостно проглатывал. Сначала в его бездонной утробе исчезли три дочери: Гестия, Деметра и Гера. Потом пришла очередь сыновей: Аида и Посейдона. Их участь должен был разделить самый младший из братьев – Зевс. Но могла ли допустить это несчастная Рея? Лишившаяся пятерых своих детей, она решила сохранить хотя бы последнего. В тот день, когда ей предстояло родить, она укрылась в глубокой пещере на острове Крит. Здесь втайне от всего мира и появился на свет Зевс. Рея оставила его на попечении двух нимф – Идеи и Адрастеи, а мужу подала завернутый в пеленки камень. Крон отправил его в желудок, не подозревая о подмене. Он продолжал править миром, в то время как его сын подрастал на Крите. Идея и Адрастея вскармливали его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили Зевсу мед со склонов высокой Дикты. Всякий раз, когда маленький Зевс плакал, охранявшие пещеру полубоги куреты ударяли в щиты мечами, старательно скрывая его местопребывание.
     Прошло много лет. Зевс вырос и возмужал. Он узнал об участи своих братьев и сестер, и сердце его наполнилось гневом. Крон должен был понести наказание за свою жестокость! Но как добиться победы над могущественными  титанами? По совету матери Зевс взял в жены океаниду Метиду – мудрейшею из всех богинь – и с ее помощью придумал хитроумный план. Мать Рея во всем помогала ему. Однажды под видом слуги-виночерпия она привела Зевса на пир титанов. По своему обычаю те шумно веселились и не обратили внимания на вновь пришедшего. А Зевс, улучшив минуту, подмешал в медовый напиток Крона соль и горчицу. Так посоветовала ему сделать мудрая Метида. Едва Крон хлебнул из кубка, на него напала икота и он изрыгнул из своей утробы сначала камень, а потом и всех проглоченных детей.
    Таким образом братья и сестры Зевса обрели свободу. Но в мире, которым правили титаны, для них не оставалось места. Только война могла решить, кто отныне встанет у кормила власти. Вся вселенная превратился в огромное поле битвы. Дети Крона укрепились на вершине горы Олимп, а их противники – на Офрийской горе. Зевс метал в титанов молнии, а те забрасывали Олимп огромными камнями. Обе стороны сражались с величайшей отвагой, и долго оставалось неясным на чью сторону склоняется удача. Когда прошло десять лет, Зевс по совету своей бабки Геи освободил из заключения трех сторуких великанов, заточенных в недрах земли еще Ураном. Ужасные и громадные как горы вышли они на поверхность и ринулись в бой. Яростное сражение разгорелось с новой силой. От топота ног и свиста камней сотрясались горы. Крики сражающихся доносились до самых звезд. Подожженная перунами Зевса полыхала земля, в море кипела вода, а небо заволакивал дым.
    Наконец молния поразила Крона. Вслед затем сторукие великаны обратили в бегство его братьев и племянников. Все они, кроме Океана и Прометея, принявших в самом начале войны сторону олимпийцев, а также Атланта, поддерживающего на плечах небесный свод, были низвергнуты в бездну Тартара. Власть титанов над миром миновала.
     После победы сыновья Крона разделили между собой Вселенную: громовержец Зевс взял себе небо и землю, колебатель земли Посейдон – море с его глубинами, а мрачный Аид – подземное царство.               
    Зевс воздвиг свой дворец  на вершине высокого, окутанного облаками Олимпа.  Греки верили, что там никогда не бывает ни дождя, ни снега и царит вечное радостное лето. Поблизости располагаются золоченные чертоги других богов, которые проводят свое время в пирах и веселье. На Олимпе часто бывает брат Зевса Посейдон, хотя его собственный дворец находится глубоко в пучинах моря. Морская стихия в его полной власти. Волны и ветра послушны малейшему движению руки Посейдона, вооруженной трезубцем. Взмахнет им Посейдон - на море свирепствует буря, прострет трезубец над волнами – наступает тишина. Когда же он в гневе ударяет трезубцем о землю – она колеблется, отчего раскалываются горы и рушатся дома.
    Дворец старшего из сыновей Крона неумолимого Аида скрыт  глубоко под землей в царстве мертвых. Сюда никогда не проникают лучи солнца. Над берегами холодных рек и над полями, заросшими бледными цветами асфодела, носятся бесплотные легкие тени умерших. Они тихо жалуются на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Вход в подземное царство сторожит трехглавый пес Цербер. Аиду служат грозные богини мщения Эринии – страшные старухи, с извивающимися змеями вместо волос, черными как уголь телами и налитыми кровью глазами.  Они неумолимо преследуют преступников, терзая их жестокими угрызениями совести и часто доводя до умопомрачения. В свите Аида находится также могущественная Геката – богиня магии и колдовства.               
     Из сестер Зевса первое место среди богов принадлежало Гере, которую считали покровительницей брака. После того, как она была извергнута из утробы Крона, Рея отправила дочь на край земли к седому Океану, где ее воспитала нереида Фетида. Долго время Гера жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Но однажды громовержец Зевс увидел ее, полюбил и похитил у Фетиды. С тех пор она стала его женой.
    Из двух других сестер Зевса, Деметра, почиталась как богиня плодородия, дарующая благотворную силу земле, а Гестия – за ее доброту и сердобольность – как богиня домашнего очага.
    Деметра имела от Зевса дочь Персефону. Однажды девушку увидел и полюбил брат Зевса Аид. Когда он посватался за нее, Зевс дипломатично отвечал, что он не может дать согласия на брак (он понимал, что Деметра никогда не согласиться, чтобы ее дочь жила в Преисподней), но и не будет против, если этот брак состоится. Услышав такой ответ, Аид решил украсть девушку. Он уговорил Гею вырастить необычайно красивый цветок. Персефона заметила его и сорвала. В то же мгновение разверзлась земля и на черных конях появился хозяин Преисподней. Он схватил Персефону, поднял ее на колесницу и исчез в недрах земли. Спустя некоторое время Деметра хватилась дочери, повсюду ее искала, но нигде не могла найти. Тогда ее сердцем овладела тяжкая скорбь. Одетая в темные одежды, она покинула веселый Олимп и в образе смертной отправилась бродить по миру.
    В конце концов Деметра оказалась в Аттике и стала служанкой у царя Элевсина Келея. Между тем всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стояли обнаженными. Трава поблекла; цветы засохли. Прежде плодородные нивы сделались бесплодными. Повсюду воцарился страшный голод, и всему человеческому роду грозила голодная смерть. Зевс не хотел этого и отправил к Аиду своего сына Гермеса с требованием, чтобы он отпустил похищенную девушку. Аид согласился, но предварительно дал ей проглотить  зерно плода граната – символ брака. Едва Деметра увидела дочь, к ней вернулась радость, а к земле – плодородие. Снова все зацвело и зазеленело. Леса покрылись листвой, запестрели цветы, заколосились нивы. Когда мать и дочь возвратились на Олимп, Зевс решил, что отныне Персефона две трети года будет проводить с Деметрой, а на одну треть возвращаться к мужу. Каждый год, когда Персефона покидает свою мать, та погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, отцветают цветы, пустеют нивы, наступает зима. Когда же Персефона возвращается, богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои плоды людям и награждает труд земледельца богатым урожаем.
    Персефона была не единственным ребенком Зевса, прижитым им на стороне. Хотя Зевс окружил свою жену внешним почетом, их семейная жизнь была далеко не безоблачной. Очень часто Гере приходилось терпеть обиды от мужа, изменявшего ей с богинями и земными женщинами. Не имея возможности отомстить супругу, ревнивая Гера, жестоко мстила его избранницам. Когда Зевс полюбил дочь титана Коя Латону, Гера наслала на нее злого дракона Пифона. Тот преследовал несчастную по всему миру. И только укрывшись на острове Делос, она смогла родить сына Аполлона. Уже через несколько дней этот златокудрый бог отважно напал на Пифона и умертвил его своими стрелами. В дальнейшем Аполлон был принят в число олимпийских богов и пользовался величайшим почитанием как в Древней Греции, так и за ее пределами. Ему поклонялись как божеству света и видели в нем покровителя  искусств.
    Из храмов, посвященных Аполлону, самый знаменитый находился в Дельфах. На протяжении многих столетий здесь располагался наиболее почитаемый в Древней Греции оракул (так называли место, где давались прорицания). Мы знаем, что в центре его помещалась великая святыня – полукруглый камень "омфал", считавшийся центром всей земли. (Именно его, согласно легенде, подсунула своему мужу Рея, предварительно завернув камень в пеленки, и таким образом спасла Зевса). К центральному помещению примыкало второе, имеющее отдельный вход. Там из-под пола выступала расселина скалы, откуда поднимались одуряющие испарения. Здесь же стоял золотой треножник жрицы Аполлона – Пифии. Одурманенная парами, Пифия впадала в бредовое, боговдохновенное  состояние и изрекала пророчества. 
     Одновременно с Аполлоном Латона родила его сестру Артемиду. Вечно юная и прекрасная, эта богиня никогда не расставалась с луком и копьем. Древние греки считали, что большую часть времени Артемида проводит на охоте, причем от ее не знающих промаха стрел не может спастись никакая дичь. Ее почитали как покровительницу девственной природы, как владычицу лесов и диких зверей. Только те, кто пользовался ее любовью, имели удачу на охоте.
   Среди детей Зевса и Геры наибольшим почитанием пользовались братья Арес и Гефест. Как внешностью, так и характером они разительно не походили друг на друга. Прекрасного видом, но свирепого и жестокого Ареса непреодолимо влекли шум битвы,  лязг оружия, стоны раненых и хрипы умирающих. Он стал богом войны. Напротив, хромой, добродушный Гефест - искусный мастер и опытный кузнец - стал богом огня и кузнечного ремесла. Греки считали, что Гефест живет на Олимпе, в великолепном дворце из золота, серебра и бронзы, однако большую часть времени, весь черный от пыли и копоти, трудится в своей кузнеце.
    Взяв в жены Геру, Зевс продолжал любить свою первую жену Метиду. Он знал, что она родит ему двоих детей – сына и  дочь, - и оба будут обладать необычайным умом и силой. Зевс радовался этому до тех пор, пока богини судьбы мойры не открыли ему ужасную тайну. Оказалось, что сыну Метиды суждено свергнуть отца с престола и отнять у него власть над миром. Устрашенный Зевс усыпил Метиду ласковыми речами, а затем неожиданно напал на нее и проглотил. Ребенок, которого ждала богиня, так и не успел родиться. Но какое-то время спустя громовержца стали донимать отчаянные головные боли. Не зная как избавиться от этой напасти, Зевс призвал сына Гефеста и велел разрубить себе голову. Послушный Гефест взмахнул молотом и мощным ударом расколол Зевсу череп. И что же он увидел? Из головы повелителя богов вышла дочь Метиды Афина-Паллада. Она была в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом. Черты ее лица были необычайно прекрасны, а глаза горели мудростью. Никто не мог устоять перед ее обаянием. В дальнейшем Афина стала покровительницей городов и женских  ремесел (прежде всего ткачества). Греки считали ее мудрой, проницательной и вместе с тем воинственной богиней. В сражениях она всегда была на стороне тех, кто отстаивал правое дело. 
      Были у Зевса и другие дети.  Так океанида Диона родила ему  дочь – томную и обольстительную Афродиту -  богиню любви и красоты. Майя, дочь титана Атланта, стала матерью Гермеса – самого хитрого и плутоватого из олимпийских богов. Рассказывают, что первую свою проделку  Гермес замыслил сразу после рождения. Он решил похитить коров у Аполлона, который пас в это время стада  в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, Гермес выбрался из пеленок, выпрыгнул из колыбели и быстро как ветер помчался в Пиэрию. Там он выкрал из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал их по направлению к Пелопоннесу. Двух коров он принес в жертву богам, потом уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее. Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки. Аполлон вскоре заметил пропажу и пустился на розыски, но нигде не мог найти своих коров. В пещеру, где они были спрятаны, он даже не стал входить: ведь следы вели наружу. Наконец вещие птицы указали Аполлону, кто является вором. Он явился в пещеру к Майе и потребовал вернуть коров. Гермес упорно отрицал свою вину, но вызванный на суд к отцу, должен был все же сознаться в содеянном. Однако Аполлон так и не получил своих коров обратно! Когда он услышал игру Гермеса на изобретенной тем лире, он пришел в такой восторг, что охотно отдал ему коров в обмен на необычный инструмент. В дальнейшем Гермес занял видное место в семье олимпийских богов. Он был покровителем торговли, изворотливости, обмана и даже воровства. Считалось, что в искусстве ловких проделок ему нет равных на всем свете. Поэтому Зевс всегда возлагал на него наиболее трудные и деликатные поручения.
      Анекдоты подобного рода оживляли повествование о греческих богах, но подрывали серьезное религиозное чувство. Уже в древности богобоязненных людей скандализировали некоторые места гомеровского эпоса. Прежде всего это относится к четырнадцатой песне «Илиады», обстоятельно рассказывающей о том, как Гера (чтобы помочь испытывавшим тяжелые поражения ахейцам и отвлечь Зевса от помощи троянцам) искусно соблазняет мужа и отдается ему прямо на вершине Иды. Другой, не менее фривольный рассказ помещен в восьмой песне «Одиссеи». Суть его заключается в том, что Зевс отдал свою дочь прекрасную Афродиту в жены хромому Гефесту, который к тому же вечно пропадал в своей кузнеце и возвращался домой, пропахший потом и копотью. Афродите не интересны были заботы ее мужа и она вскоре нашла утешение в любви его прекрасного брата – бога войны Ареса. Но однажды любовники слишком долго задержались в постели. Бог солнца Гелиос заметил их и донес обо всем обманутому мужу. Рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную бронзовую сеть и незаметно прикрепил ее к кровати. Потом он сделал вид, что отправляется на Лемнос. Афродита тотчас послала за Аресом. Тот не заставил себя долго ждать. Оба с радостью возлегли на ложе и после любовных утех погрузились в сладостный сон. На это и рассчитывал Гефест! Ночью на любовников упали сети и обхватили их с такой силой, что
         …не было средства ни встать им, ни тронуться членом;               
          Скоро они убедились, что бегство для них невозможно…
   Дальше повествуется о том, как разгневанный Гефест, убедившийся, что его подозрения небезосновательны, стал громко вопить, созывая других богов – он хотел чтобы они стали свидетелями его обмана. На его крики явились Аполлон, Гермес и Посейдон. Они стали смеяться над Аресом, но вместе с тем не скрывали своего восхищения, лицезрея обнаженную Афродиту. Никакого возмущения по поводу вероломства Ареса боги не испытали.  Аполлон спрашивает Гермеса:
    «…Искренне мне отвечай, согласился ль бы ты под такою
       Сетью лежать на постели одной с золотою Кипридой?»
   В ответ Гермес чистосердечно признается, что, окажись сетей хоть втрое больше, и пусть все богини ругают его, он не отказался бы от такого удовольствия. Некоторое время спустя, он добился исполнения своего желания, и Афродита родила от него сына Гермафродита. Вот и все, что получил Гефест в результате своей хитрости!

       ДИОНИСИЙСТВО. Наряду с Олимпийской религией Гомера и Гесиода,  в Древней Греции существовали другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами. Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший глубокое влияние на все эллинское сознание. О появлении на свет этого бога рассказывали следующее. Фиванский царь Кадм имел сына Полидора, а также четырех дочерей: Автоною, Ино, Агаву и Семелу. Младшая принцесса была самой прекрасной и более всех сестер мечтала о замужестве. Она часто молила богов послать ей красивого и знатного супруга, и вот  с некоторых пор в ночном мраке и в сонной полудреме ей стал являться  Некто невидимый. Ночь он проводил в спальне Семелы, а перед рассветом, прежде чем солнце успевало осветить землю, - исчезал. Дивно то было Семеле. Сестрам и родителем она ничего об этом чуде не рассказывала. Но однажды заглянула к ней во дворец старая кормилица. Семела не удержалась и поведала ей о своем таинственном супруге. "Удивляюсь я твоему простодушию, – воскликнула старуха, - как ты могла стать женой ночной тени? Откуда ты знаешь, что он не урод?" – "И в самом деле, - растерялась Семела, - мне не разу не довелось увидеть его лица. Что же делать?" – "Заставь его поклясться в том, что он исполнит твое желание, - сказала гостья, - а потом потребуй, чтобы он явился к тебе в своем подлинном обличии". Совет этот очень понравился Семеле, и она решила им воспользоваться. Бедняжка не знала, что ее мужем был сам владыка богов Зевс, а под видом кормилицы к ней явилась ревнивая Гера, помышлявшая только о том, как ее погубить.
    И вот, когда Зевс в очередной раз опустился на землю и проник в ее спальню, Семела сначала потребовала от него означенной выше клятвы, а потом воскликнула: "Явись передо мной таким, каков ты есть!" Что тут началось! Удары грома потрясли дворец Кадма, и в блеске молний перед несчастной принцессой возник сам Громовержец! Он был воистину прекрасен, но, увы, это зрелище не предназначалось для смертных очей. Все, что было вокруг, погибло в испепеляющем пламени. Несчастная Семела тоже была обречена, но прежде, чем она умерла, у нее родился сын Дионис – крошечный, слабый, не способный жить ребенок. Чтобы сохранить ему жизнь, Зевс тотчас зашил его в своем бедре и извлек на свет божий только через несколько месяцев, когда Дионис окреп и ему уже ничего не угрожало. Это был чудный мальчик – игривый, веселый, ласковый. Отец поручил его воспитание сначала нисейским нимфам, а потом – старику Силену.
     Когда Дионис подрос, он открыл секрет виноделия и решил научить этому искусству всех людей. В сопровождении веселой толпы сатиров (веселых козлоногих божков) и менад (так называли восторженных почитательниц Диониса, которые с громкими прославлениями повсюду следовали за ним) он отправился странствовать по свету и прежде всего посетил Египет. Оттуда он отправился в Индию, обучил ее народ виноградарству, дал ему законы и основал несколько больших городов. Из Индии Дионис вернулся в Европу и стал распространять виноделие во Фракии. Тамошние жители поначалу встретили его очень враждебно. Но после того, как по воле Диониса земля сделалась бесплодной и перестала родить, фракийцы решили поклоняться ему как богу. Обойдя затем всю  Грецию и обучив ее жителей виноделию, он  отправился в плаванье по островам. Как и прежде вокруг него творилось множество чудес. Рассказывают, что он являлся в образе козла, льва, быка и пантеры, заставлял бить из-под земли фонтаны вина, молока и меда. К друзьям он был добр и внимателен, а те, кто пытался ему мешать, несли заслуженное наказание.  Однажды Дионису надо было добраться до острова Наксос. Он нашел тирренский корабль, который отправлялся в нужную ему сторону, и спокойно взошел на него. Но едва судно вышло в море, открылось, что вся его команда состоит из отпетых негодяев и свирепых разбойников. Они только для того и взяли с собой юношу-Диониса, чтобы похитить его и продать в рабство. Прежде пираты не раз проделывали подобные штуки, и это всегда сходило им с рук. Однако на этот раз они просчитались. Как только злодеи попытались схватить свою жертву, начали происходить необъяснимые вещи: из палубы выросла виноградная лоза, опутавшая всю мачту, оснастка оказалась оплетенной плющом, весла превратились в змей, а сам Дионис обернулся львом. Корабль наполнился дикими зверями, зазвучали флейты. В ужасе пираты попрыгали в воду и сделались дельфинами. Слух об этом чуде далеко прославил Диониса и заставил многих уверовать в него как в бога. Наконец, установив свой культ во всем мире, он отправился на Олимп и был принят в семью бессмертных богов. В Греции и многих других странах Диониса почитали как бога виноделия и буйного веселья. Яркой отличительной чертой его культа являлись, так называемые, дионисии – разнузданные женские оргии. В определенные дни почтенные матери семейства, женщины и девушки стекались в глухие леса и здесь, опьяненные вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они всецело принадлежали божеству производительной силы природы – Дионису или Вакху. Культ Диониса не был связан с каким-то особым вероучением или ритуалом, а являлся, по определению Вяч. Иванова, «психологическим состоянием по преимуществу». Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и включалась в стихийные ритмы мироздания.
      
ОРФИКИ. В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения. Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя Орфея – легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию божественного Духа. По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и жил в глубокой древности. Игра и пение Орфея были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он путешествовал с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой. Самый знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку, закрывали свои пасти, успокаивались злобные Эринии, сам властитель Аида был покорен Орфеем. Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну – на этот раз навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не находя покоя. Однажды во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в припадке исступления разорвали его на части.
       Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего еще до начала Троянской войны. Однако у современных историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже. Главным источником для знакомства с ним служат так называемые «Орфические гимны». Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а в нынешней форме они не старше II в. до Р.Х. 
     Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма, в  основе мироустройства лежат два начала: женская материнское естество и оплодотворяющая сила Диониса:
                Два начала в мире
                Суть главные. Одно – Деметра-мать
                (она же Земля: как хочешь называй)…
                Ее дары дополнил сын Семелы.
 Но в то же время в орфизме имела место идея верховного Единства, заключавшаяся в некой божественной стихии, предвечном мировом Лоне.  В некоторых текстах оно именовалось Хроносом, Временем. Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши Вселенной: богов, титанов и людей. Когда гигантское яйцо раскололось, из него вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный – бог, объемлющий собой все природное многообразие.
    Далее орфическая теогония следовала поэме Гесиода: из земли вышло племя титанов, которым правил Крон, против него поднялись его дети-олимпийцы под предводительством Зевса. Однако это было не главное. Орфей учил, что Зевс, поглотив Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков – единственное мировое божество, являющееся во многих ликах:
                Зевс – первый, Зевс же и последний, громовержец.
                Зевс – глава, Зевс – середина, из Зевса же все создано…
                Зевс – основатель земли и звездного неба…
                Зевс – корень моря, он – солнце и вместе луна.
                Зевс – владыка, Зевс сам – всему первородец
Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало.
   Но этим история богов не заканчивается. Громовержец вступает в союз с Преисподней и от ее царицы Персефоны родит сына – Диониса-Загрея.  Появление этого божества не означает отказа от веры в единую Силу, пронизывающую космос.  Дионис-Загрей для Орфея был как бы ипостасью Зевса – его мощью, его «одождяющей силой».
Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс – не кто иной, как Первородный.
    Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце – носитель Дионисовой сущности. Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что человек имеет двойственную природу – божественную и титаническую. Последняя приводит людей к озверению и она же безжалостно ввергает их в темницу тела. Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование. Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил, что после смерти душа – эта дионисова искра - под гнетом низменной природы вновь возвращается на землю и вселяется в другое тело. Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы освободить душу из плена материального мира - выйти из бесконечной цепи перевоплощений и вновь вернуться к Божеству. Для этого человек должен развивать в себе божественную сторону бытия – Дионисово начало. Этому служили особые мистерии орфиков и весь их образ жизни. Прежде всего от вступающего на путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так Орфею приписывался запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь орфиков проходила в кругу сложных магических обрядов.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190