Интеллектуалы как расходный материал эволюции

Виктор Попов 7
"Когда определённое число людей достигает определённой
степени развития, развивается и весь род человеческий"
Пауло Коэльо
      
      Бразильский прозаик и поэт, признанный классик современности, Пауло Коэльо коротко и ёмко сформулировал то, из чего историки пытаются городить целую науку. Его фразу, приведённую в качестве эпиграфа, можно отнести не только ко "всему роду человеческому", но и к составляющим его частям: государствам, нациям, этносам.
      
      Чтобы долго не городить уже свой огород, выразиться можно кратко.
      Назначение интеллектуалов в истории народов заключается в стимулировании развития общественного процесса (катализатор), а в случае созревания критической массы - к подрыву (запал).
      
      Возьмём декабристов, которые "страшно далеки были от народа". Да, они произвели "запал", однако взрыва не последовало, правильнее сказать, детонации основного вещества не произошло. Александр Пушкин констатировал при этом:
       Паситесь, мирные народы!
       Вас не разбудит чести клич.
       К чему стадам дары свободы?
       Их должно резать или стричь.
       Наследство их из рода в роды
       Ярмо с гремушками да бич.
      
      Совершенно по другому оценил этот неудачный "запал" В. Ленин: "Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию... Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского... Но это не была еще сама буря. Буря, это – движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах».
      
      Значительно позже Наум Коржавин, как диссидент коммунистического режима, весьма оригинально проанализировал весь этот путь эволюции-революции (катализатора и запала):

Любовь к добру разбередила сердце им,
А Герцен спал, не ведая про зло.
Но декабристы разбудили Герцена.
Он не доспал — отсюда всё пошло.

И ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать.
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же драться им,
Идти в народ, и не страшиться дыб.
Так началась в России конспирация:
Большое дело — долгий недосып!

Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул не детским сном.
Но перед этим разбудил Плеханова,
Чтоб тот пошел совсем другим путем.

Все б обойтись могло с теченьем времени,
В порядок мог вернуться русский быт.
Какая сволочь разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребенок спит?!

И с песней шли к Голгофам под знаменами
Отцы за ним — как в сладкое житьё!
Пусть нам простятся морды полусонные -
Мы дети тех, кто не доспал своё.

Мы спать хотим. И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить.
Ах, декабристы, не будите Герцена!
Нельзя в России никого будить.
      
      "Процесс пошёл" - это крылатая фраза автора перестройки М. Горбачёва по прошествии времени наводит на мысль - но ведь "процесс" никогда и не прекращался. Потому что хотим мы этого или не хотим всегда кто-то пытается нас разбудить.
      А это интеллектуалы - неугомонные люди.
      Кого к ним отнести?
      Думающих людей. Тех, кто сомневается. Тех, кто не принимает информацию на веру, а анализирует события, чтобы составить собственное мнение.
      Эволюция ведь не предполагает 100%-ю изменчивость всех особей, а проверяет варианты развития и на "белых" воронах, и на "чёрных". (Имеется в виду, что когда-то все вороны были чёрно-белые в крапинку).
      Поэтому интеллектуалов нужно рассматривать, как расходный материал эволюции.

      Известно деление революций на технические и социальные. При первых происходит коренное качественное преобразование производительных сил (техническая революция), при вторых - резкая смена социального строя (социальная революция).
      Информационная революция - это симбиоз, соединение двух начал. Она несёт в себе не меньше социальных перемен, чем технических. Она определила своё главное направление: кто владеет информацией, тот владеет миром.
      Сегодня в эпоху информационной революции интеллектуалы вершат не только техническую её часть, но и социальную, зачастую без привлечения народных масс.
      Смене общественно-экономической формации, названной революцией, во все времена предшествовала некая артподготовка - информационная обработка населения. И если раньше эти процессы шли скрытно, то сегодня маски сорваны - прямая зависимость слова и дела.   

      Для примера возьмём Брексит - выход Англии из Евросоюза.
      Кучка интеллектуалов (баламутов) внушила большинству англичан, что им будет лучше жить в независимой от Евросоюза стране. Как будет на самом деле никто не знает, но "процесс пошёл". И как остановить этот процесс, тоже никто не знает, хотя большинство уже кусает локти.
      Присоединение Крыма - успешная операция интеллектуалов по бескровному переделу границ (казалось, нерушимых) государств (казалось, независимых).
      Война в Сирии, война на Донбассе, бархатные революции в исламском мире - это всё есть следствие информационной работы интеллектуалов, которые озабочены революционным переустройством  социума.
      Ещё раз: кто владеет информацией, тот владеет миром.
      Не зря американцы всполошились о вмешательстве в их выборы.
      Не зря начались торговые войны.
      Не зря в США на смену президенту-демократу, афроамериканцу, пришёл возмутитель спокойствия с расистскими замашками президент, ведущий день и ночь активную информационную войну против кого угодно: против своих СМИ, против Конгресса, против Китая, против Ирана... Казалось бы, ядерная сделка с Ираном подписана предшественником, ан нет - аннулировал. Это дело принципа - показать, кто в доме хозяин.
      А хозяин тот, кто владеет информационным пространством.

      Становится всё более глупо делить людей по политическим взглядам: демократы, республиканцы, консерваторы, лейбористы, коммунисты, социалисты, либералы. Потому что новых идей никто не предлагает, а все только трындят: социальная защищённость, социально ориентированы, борьба с бедностью, демократия, равные права - при этом ничего не меняется. 
      Информационная революция тем временем делит всех людей на два лагеря, как это было в Древнем Риме: патрициев и плебеев. Потому что люди спонтанно разделились на разные касты.
      Патриции - это те, кто может считывать объективную информацию и умело ей пользоваться.
      Плебеи - те кого пользует информация.
      Наши интеллектуалы в большей степени имеют шанс попасть в первую группу, хотя это не факт. Информация может оказаться ошибочной, желаемое выдаваться за действительное. Но интеллектуалы свою функцию расходного материала эволюции будут выполнять даже ценой жизни хоть в случае ошибки, хоть в борьбе за правое дело.

      А как же деление людей на социальные классы? Угнетённых и угнетателей, пролетариев и буржуев, эксплуатируемых и эксплуататоров.
      Надо видеть, что информационная революция постепенно меняет привычные ориентиры: на авансцену выходит средний класс.
      Накопительство ради накопительства становиться уделом нищих духом: подобно папуасам, очарованным броскими побрякушками, многие богатые люди сознают в себе рабов, вынужденно прикованных к мифическим галерам.
      Понятно, что никто не отменял "качество жизни", и очень многие люди живут за чертой бедности, но, как бы ни печально это звучало, их проблема заключается в том, что они не умеют пользоваться объективной информацией - "даром преподаватели время со мною тратили", как пелось когда-то в известном шлягере.
      Богатый материально человек за обедом не ест по четыре котлеты, не ездит на пяти автомобилях, на седьмом небе не бывает от обладания дюжиной женщин, но проблем с сохранением и приумножением своей собственности имеет на порядок больше, чем человек "среднего класса".

      "Не завидуйте богачам, берите пример с людей увлечённых" - твердит нам проверенная информация.
      Наступит когда-то время, о котором пишет Пауло Коэльо, что определённое число людей достигнет степени развития, чтобы изменился весь род человеческий.
      Способна ли информационная революция революционно преобразовать духовность большинства людей?
      Верится мало.
      Тогда эта революция будет использовать проверенный метод: уничтожать своих активных бойцов, чтобы души убиенных создавали то коллективное бессознательное, ту духовную пыль, которыми будет пропитано подсознание её новых членов