Глафира

Лариса Сергеева
 Эпиграф
 " В 1840 году Александр Островский окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, но не окончил его - по желанию отца он стал писцом в суде. Эта служба дала ему материал для многих сцен из купеческого быта.
 В 1847 году Островский публикует пьесу "Свои люди - сочтемся!". Пьесу одобрили Гоголь и Гончаров. Но высмеянное влиятельное купечество отомстило ему, пожаловавшись высокому начальству, и, по распоряжению царя, Островский был уволен со службы. За ним установили полицейский надзор. Запрет на постановку пьес был снят в 1861 году. "

Подробнее на livelib.ru:

 Вступление.

  Меня несколько удивляло, что темы  пьес Островского носят однобокий характер: купечество,  уклад  жизни торговых людей.
  Ещё более удивительный факт, что еврейская прослойка их среды сумела даже запретить  автору писать свои пьесы на долгие годы. Вот что делают деньги.
 Не удивляет, однако, что одобрил его "комедии" Гоголь-известный мастер сатиры, насмешник. И Гончаров?!э Странно
 Отзывы о книге Островского:

"Сначала мне показалось, что сосед Купавиной и Мурзавецких, богатый помещик Лыняев будет положительным героем. Что именно он поможет Евлампии Николаевне, и с ним она найдет свое счастье. Но и на него находится претендентка бедная племянница Мурзавецкой - Глафира."

Ремарка.
 
 Островский действительмно в первой части своей комедии вроде подготавливает зрителя к счастливому финалу.
 Лыняев -положительный герой, помогает Купавиной,- " луч света в тёмном царстве",-спасти имение от долгов, и они живут долго и счастливо.
 Приезд  Глафиры  в гости несколько омрачает атлосферу, - чувствуется наличие интриги со стороны Мерзовецкой, -но она не кажется очень уж трагической.

 Управляющие имениями Мерзовецкой и Купавиной,- уж им ли не знать о своих хозяйках все тайны,-говорят о женитьбы племянника Мурзовецкой и Купавиной ,как о деле хорошо задуманном , и готовым к исполнению.
 Разговор ведётся в 4 явлении  первого акта комедии


Чугунов. Уж не женить ли хотят?
Павлин. Похоже на это-с.
Чугунов. Жених завидный.
Павлин. Вот теперь тоже Евлампия Николаевна вдовеют, господин Лыняев тоже холостой.
Чугунов. Обо всех-то у матушки Меропы Давыдовны забота.
Павлин. Нельзя же-с. И ах, как они чудесно рассуждают!
Евлампия Николаевна богаты очень — значит, им можно и небогатого жениха, только б молодого, вот как наш Аполлон Викторыч;
 Михаил Борисыч Лыняев тоже богаты и уж в летах, — для них теперь на примете есть барышня, княжеского рода; немолодая, это точно-с, и в головке у них словно как дрожание, а уж так образованы, так образованы, что сказать нельзя-с.
 Другими словами:

 Купавиной - бедного жениха.
 Лыняева вроде отстранён от Купавиной.
 Но ему  тоже где-то очень образованная, но бедная имеется.
 Уж не на Глафиру они намекают?!
 Замысел Мерзовецкой прочтён  управляющими: наградить своих родственников имениями двух богатых соседей.
 



Подробнее на livelib.ru:

 Отзыв на пьесу:

" Линия Глафиры — Лыняева показалась прямо-таки по-шекспировски сильной и убедительной.
 Так, значит, окручивают старых холостяков!
 Убедить в собственной безобидности (в монастырь ухожу!), затем заставить жалеть, ухаживать, целовать, а в финале — лишить всякой лазейки, способа сбежать и всё ещё остаться порядочным человеком в собственных глазах. В том, что Линяев будет счастлив, я не слишком убеждена.
 Наконец, Островский даёт несколько мудрых деловых советов: вкладывать в недвижимость, в производство, не судиться — это бросает тень на обе стороны, и многие другие.
Эту пьесу я видела в БДТ. Поставлена была Товстоноговым, а кого Басилашвили играл — не помню! Кажется, Беркутова.
 А может, Лыняева. 1984 год, Ленинград, «тут помню — тут не помню», как говорил говорит герой другой бессмертной байки.
 Посмотрела с огромным удовольствием, но читать не стала. Тогда Островский казался мне слишком «жизненным», прагматичным.
 Двенадцатилетнюю больше интересовал Дракула и прочий оккультный орнамент. А теперь — самое время!
Подробнее на livelib.ru:

 В 12 явлении первого действия Мерзовецкая даёт Глафире "послушание".



Мурзавецкая. Глафира, я хочу дать тебе послушание.
Глафира. Приказывайте, матушка.
Мурзавецкая. Я тебя свезу сегодня к Купавиной; подружись с ней, да в душу-то к ней влезь; она женщина не хитрая; а тебя учить нечего.
Глафира. Слушаю, матушка.
Мурзавецкая. Да коли увидишь, что Мишка Лыняев обходит ее, так не давай им любезничать-то, а постарайся разбить, очерни его перед ней, — а Аполлона хвали!
Глафира. О, с удовольствием, матушка, с удовольствием.
Мурзавецкая. Да и сама-то на Лыняева глаз не закидывай! У меня для него готова невеста.

 Реплика.
Хорошее приказание:хвалить одного, очернить другого!
Глафира радостно соглашается не давать Лыняеву любезничать с Купавиной, так как наметила его себе в жертву.
 Но тут Мурзавецкая строго советыет Глафире не рассчитывать самой на Лыняева, т.к. ему она приготовила другую невесту.
 Здесь замыслы Мерзовецкой и Глафиры расходятся.
 Влияние тётушки в округе Глаафире хоРошо известно. Знает она, что все браки  без благословения Меропы не обходятся.
Как же она решилась выступить против строгого "наказа" своей родственницы?1
 На что надеется?
 На своё умение обольщать? На ловкость?
 В предыдущем отзыве сомневапся, что Лыняев будет с Глафирой счастлив. Я же предполагаю, что вряд ли Глафира выйдет за него замуж.
От помолвки до свадьбы большая дистанция.
Лыняев может объявить о своём мнимом банкротсве, не  поедет в Париж, в Швейцарию  летом -тем более.
Целый год не быть в усадьбе, рискуя её потерять?!
 Он потому и богат, что живёт там безвыездно,пресекая всякие на неё "покушения"
 Мерзовецкая, со своей стороны, утратвв  надежду на имение Купавиной, не за хочет
 итказаться от идеи завоевония его имения женитьбой на намеченной ею невесте.

 Впрочем, если Главира станет женой Лыняева, Тётушка сумеет подобраться к его имению.
 Но сейчас она очень не довольна " ослушанием" своей племянницы. Уверена, что и в дальнейшем Глафира будет действовать по собственному разумению, вопреки её строгим наставлениям.


Мурзавецкая. Вот как! Уж и вместе.
Глафира. Да чего ж мне церемониться, Меропа Давыдовна? Мишель очень дорог для меня, я не хочу с ним расставаться ни на минуту.
Мурзавецкая. Ну, будущая мадам Лыняева, просим любить да жаловать! Садитесь!
Лыняев. Меропа Давыдовна, извините меня, что я поторопился предложить руку Глафире Алексеевне, не спросив вашего дозволения!
Мурзавецкая. Не виновата я, батюшка, ни в чем не виновата.
Лыняев. Я вас и не виню; я прошу меня извинить.
 Реплики Мурзавецкой в этой сцене звучат саркастически: "Какие слова  вы найдёте в свою оправдание?!"
 За Лыняева говорит Глафира, он только вроде только соглашается с ней, давая понять Мепопе
Глафира. Он хочет поблагодарить вас. (Лыняеву.) Что ж ты молчишь, Мишель?
Лыняев (со вздохом). Да-с, поблагодарить...
Глафира. Ему особенно понравилась во мне моя кротость. (БросПавлин.
Мурзавецкая. Вот как! Уж и вместе.
Глафира. Да чего ж мне церемониться, Меропа Давыдовна? Мишель очень дорог для меня, я не хочу с ним расставаться ни на минуту.
Мурзавецкая. Ну, будущая мадам Лыняева, просим любить да жаловать! Садитесь!
Лыняев. Меропа Давыдовна, извините меня, что я поторопился предложить руку Глафире Алексеевне, не спросив вашего дозволения!
Мурзавецкая. Не виновата я, батюшка, ни в чем не виновата.
Лыняев. Я вас и не виню; я прошу меня извинить.
Глафира. Он хочет поблагодарить вас. (Лыняеву.) Что ж ты молчишь, Мишель?
Лыняев (со вздохом). Да-с, поблагодарить...
Глафира. Ему особенно понравилась во мне моя кротость. (Бросая Лыняеву шаль.) На, Мишель, подержи шаль! (Мурзавецкой.) Мое смирение. (Лыняеву.) Возьми хорошенько, не мни! (Мурзавецкой.) Моя скромность. А воем этим я обязана вам. (Лыняеву.) Ты все молчишь, Мишель, так уж я за тебя ( (Мурзавецкой.) Моя скромность.  (Лыняеву.) Ты все молчишь, Мишель, так уж я за тебя говорю.
 Реплика.

 Поэтому Глафира, мне думается, рано демонстрирует на людях свою власть над Лыняевым, бросая ему свою шаль на руки.
 Скоро захочет болонку завести, которую Лыняев,- как ей преставляется.-  будет "покорно" носить за ней.  Называет его без почтения "Мишель"

МУрзавецкая выносит свой "приговор" паре Лыняев- Глафира.

Мурзавецкая. Об одном, батюшка, я тебя прошу: не пеняй ты на меня, своя воля была. Вот эту пару так уж точно я сосватала, вот за них должна буду богу отвечать; а вы — как знаете.
 Реплика.
 Она отказывается нести ответственность за их скорополительное признание. Тем самым даёт Лыняеву отказаться от своей "помолвки".
 Воспользуется Лыняев мудрым советом, или напротив , это подтолкнёт его к "женитьбе", мы не знаем.
 Но по свойственной людям нашего времени, думаем, раз была помолвка, значит женится, никуда не денется.
 А в то время очень часто люди после оглашения не доходили до "венца".Особенно, ески речь шла о больших имениях.
 Мурзовецкая может принудить Глафиру уйти в монастырь на то время, когда она посватает Лыняева за ту, которую уже ему наметила.
Она не собирается менять свои планы.
 Да мало ли, кто ещё мог  появиться в городкенарушив планы Глафиры. Нашёлся бы для неё другой кавалер, она и сама ушла бы с удовольствием от Лыняева.


"Купавина. Да, я все мечтала о свободе... я потом убедилась, что наше женское счастье неразлучно с неволей.
Мурзавецкая. Не клевещи, матушка, на женщин! Всякие бывают; есть и такие, что не только своим хозяйством, а хоть губернией править сумеют, хоть в Хиву воевать посылай. А мужчины есть тоже всякие: есть вот и такие молодцы (показывает на Беркутова), а то видали мы и таких, что своей охотой к бабам в лакеи идут.
 Лыняев  последней фразой ставит перед зрителем вопрос, к какой групе он сам себя зачислит.
 Он, может, не считает себя такой безобидной обечкой. Побудет в женихац, да и останется холостым.
 Может, и от другой навязываемой ему "невесты" тоже сумеет избавиться.
 В пьесе намекается, что он не раз уходил от "расставленных сетей".

Лыняев. Да, на свете волки да овцы, волки да овцы.



 Глафира слишком резво решила "взять быка за рога",
 требуя Лыняеву сесть на козлы, уступив место  Анфусе, родственнице Купавиной, роняя его авторитет в глазач окружающих, подрывая его здоровьем.
 Он своим покоем, благополучием дорожит больше всего на свете.

 Заключение.  Так кто же он, Лыняев: положительный герой? Волк ли оечка?
Островский на это не даёт ответ. Если следовать афоризму Беркутова о женщинах, что их решениями управляют,хотя они убеждены, что сами решают свою судьбу,то Лыняев заставил Глафиру,  девицу, гоняться за собой так, чтобы создать у неё сознание, что она покоряет его.
 Поэтому экранизации пьесы "Волки и овцы" отличаются друг от друга такими противоречивыми вариациями.