Жары-Птицы. Преображение. 1

Елена Шувалова
    А, пожалуй, мы несколько поторопились признать правоту С.Е. Шубина в том, что птички, - та, от которой перо и та, которую привозит Иван, -  различной природы…  Ну и что же, что перо «холодное», а птичка – горячая?  Ведь наши срезанные или выпавшие волосы, например, так же не хранят тепла нашего тела. (А перья – «волосы» птицы).  Зато и Перо Жар-Птицы, и сама Жар-Птица, являются, как мы понимаем, символами Преображения. (Или даже – орудием его?..).

   Посмотрите, как под действием Пера Жар-Птицы преображается наш Иван:

Что за бес! Нешто нарочно
Прирядился плут полночный:
Нет рогов, ни бороды,
Ражий парень, хоть куды!
Волос гладкий, сбоку ленты,
На рубашке прозументы,
Сапоги как ал сафьян, -
Ну, точнехонько Иван.
Что за диво? Смотрит снова
Наш глазей на домового...
"Э! так вот что! - наконец
Проворчал себе хитрец, -
Ладно, завтра ж царь узнает,
Что твой глупый ум скрывает.
Подожди лишь только дня,
Будешь помнить ты меня!".

   (Кстати, последняя фраза, - это замечание Сильвио из «Выстрела», - после его окончательного дуэльного расчёта с графом Б.: «Будешь меня помнить»).

   Что здесь странно? Да то, что дурачок Иван выглядит как «ражий парень, хоть куды»! В этом и «диво», - Иван – и … не Иван! Потому «глазей» и смотрит ещё раз. Дурак не может быть ражим парнем, красавцем, с какими-то ещё с боку лентами (уж не Андреевская ли это лента?..). Он выглядит прямо по-царски!  И это творит с ним Перо Жар-Птицы. Свет Пера п р е о б р а ж а е т Дурака-конюшего в … чуть ли не царского сына, то есть, - царевича... Особенно сапоги – ал -сафьян!..

  Ведь вряд ли даже Пушкин со всей своей гениальной проницательностью мог "просечь", что значат слова, сказанные при рождении будущему царю Александру Второму московским юродивым Фёдором, – «а помрёт в красных сапогах»! *..
  Наверное, и Пушкин думал, что это значит: умрёт как царь…   Думал, что это – только указание на будущее царствование младенца, - которому во время его рождения – в 1818 году, - никакой престол  не светил (поскольку он «не светил» и его отцу, великому князю Николаю Павловичу)… То есть, в Иване здесь проглядывает царевич, - претендент на трон. Вот что скрывает «глупый ум» дурака. Преображение здесь Ивана схоже с преображением Григория Отрепьева, когда вдруг – в Сцене у фонтана, перед Мариной Мнишек, он говорит: «Тень Грозного меня усыновила, Царевичем из гроба нарекла…», - и Пушкин в этом месте  называет беглого монаха именем царевича – Димитрий! (Потом это – Димитрий – появится ещё в месте, где Григорий останавливает бой, говоря: «щадите русскую кровь»).
 
  «Дурак-то – в цари метит!» - вот до чего догадывается Спальник.

  И свидетельствует об этом имеющееся у него Перо Жар-Птицы. Кстати, если из полного прилагательного «ражий» сделать краткое прилагательное «раж», то выйдет – анаграмма слова «жар».

  О Преоб - раж (кстати!)-ении свидетельствует и сама Птица, когда Иван привозит её во дворец к Царю. Недаром от неё пошёл такой свет, что «весь люд рукой закрылся». Так же закрыли лица свои апостолы на горе Фавор, когда Христос открыл перед ними Свою Божественную природу, просияв неземным сиянием. Только вот – о  ч ь ё м преображении она свидетельствует?


Продолжение: http://www.proza.ru/2019/08/23/1329

*Как известно, Александру Второму роковым взрывом раздробило ноги - ниже колен, одев их в красные "сапоги" из крови.