Любовь

Шафран Яков
ЛЮБОВЬ

«Сущность мужчины есть Любовь, облик его есть Премудрость. Сущность женщины есть Премудрость, облик ее есть Любовь ... Мужчина есть Любовь в Мудрости, женщина есть Мудрость в Любви».

Элифас Леви.

«Любовь — это мать Красоты, и сама является дочерью Кра-соты»

(Восточная мудрость)

Русской женщине посвящено множество литературных произведений: стихотворений и поэм, рассказов, романов и повестей. Ей посвящают музыку, о ней слагают песни. Вдохновленные ее образом художники рисуют и пишут картины. Драматурги, сценаристы, театральные и кинорежиссеры создают ее образ на сцене и на экране. Правда, в наше время героини в жизни изыскиваются несколько иные, чем в прошлом, и тем более в позапрошлом веке; да и образы, создаваемые современными мэтрами пера (вернее компьютерной клавиатуры и «мышки»), звука, кисти, теле- и кинока-меры уже другие, соответствующие духу времени (или временному духу? а может быть и иному духу?..) В недалекий еще исторический период ради нее совершались неординарные поступки, некоторые из которых приравнивались даже подвигу (имеются в виду, дорогой читатель, деяния, не связанные с добычей любыми путями и средствами денег, которые тогда, извините, еще пахли). Вдохновленные ею ученые дарили миру открытия и изобретения. Из-за женщины сходили с ума — сражались с «ветряными мельницами», давали немыслимые обеты, вызывали на дуэли, кончали с собой (весьма трудно даже приближенно представить себе нечто подобное в наш потребительский, «долларовоценностный» и толерантный век). Без героинь, без их образов история России и русской культуры: прозы и поэзии, музыки и живописи, театра и кино была бы совершенно иной — пресной, скучной и беспросветной. Даже страшно подумать, что в наше время не стало бы произведений великой русской культуры с женскими образами, которые она нам оставила.

Образ женщины в искусстве неразрывен с любовью. Любовь всегда была, есть и будет  соединением физического, душевного и духовного влечений. А в наше (в какое наше? так и хочется сказать — в их) время проповедуется в основном одна плотская страсть, в лучшем случае с примесью некоторых сопутствующих душевных чувствований.

Но не подумай, читатель, что женщина из русской культуры — раз и навсегда застывший идеал, нечто наподобие бюста Ильича, стоявшего в прошлом веке везде и всюду и вызывавшего реакцию, обратную той, ради которой он ставился. Нет, она идеальна и своей незавершенностью, и своей глубинной загадочностью, и невозможностью до конца по-знать. Да, ей свойственен цельный и сильный характер, верность, в хорошем смысле гордость, стойкость, благодаря воспитанию в русле традиций. И в то же время — она может быть и немного наивной, и неопытной, и слегка кокетливой, не выходящей за рамки правил жизни, иметь некоторую примесь тщеславия и внешнего впечатления. Однако всегда и за всем видно стремление к идеалу, к совершенству в жизни и в душе, ко всему, что в современной женщине при-сутствует как, в той или иной степени, примесь, а не основа.

Ни в чем так не выражается  индивидуальность, как в любви, ибо она, любовь, это — самое явственное и полное воспроизведение «я» человека. Иначе говоря, какова твоя любовь — таков ты. Если перефразировать это выражение, то получается, что каковы проявления любви в своей массе в современном обществе, таково и его состояние. А оно печально. Посему всякое привнесение настоящей любви в жизнь людей будет, хотя и локально, но целительно. Это как у хорошего хозяина на земле. Он, если решил серьезно заняться крестьянским трудом, будет сеять только добротные семена и озаботиться с самого начала их приобретением. Тогда и хорошо обработанная земля уродит добрый урожай.

... А любовь может преобразить жизнь человека, придать ей смысл, сделать судьбу иной, об этом все знают. Посему и бьют, прежде всего, по женщине, зная, во-первых, что именно женщина всегда «впереди планеты всей» воспринимает все новое и массовое, будь то хорошее или плохое, а, во-вторых, именно она оказывает на близкого мужчину самое мощное влияние.

Если любовь имеет позитивную духовную основу, то ря-дом с ней будет чисто. Это — признак того, что дух проникает в плоть, в физическую и материальную жизнь и облагораживает их. Такой любовью и в себе и в других следует дорожить, беречь ее.
 
… Это требует мудрости, умения трезво глядеть на вещи и психологической устойчивости. Дабы беречь такое достояние, как настоящая любовь, и особенно в это время (опять чуть не сказал «в наше»), время свободы зла и вседозволенности, время подмены понятий, когда с утра и до утра ежедневно всеми доступными средствами — через телевизионные и кинофильмы, книги, музыку и песни, статьи и рекламу в газетах и журналах, через слоганы на растяжках и баннерах, через «писк моды» — такая любовь, как сила божественная и созидающая, подменяется чисто физической страстью — «горячкой», «болезнью», началом греховным, в котором никакой красоты нет и быть не может.

Элементы страсти всегда оправданы только тогда, когда они — проявления взаимных сердечных чувств любящих друг друга мужчины и женщины, растущих из духовной ос-новы. Как дурманящий аромат цветов истекает из необыкновенной красоты бутонов, растущих на ветках кустов, корни которых уходят в питающую их землю, так и интимные проявления страсти любящих красивы и эстетичны. И как вырванные из земли цветы вянут, безобразно усыхают и перестают источать чудесный аромат, так и страсть безобразна без любви и духовной основы.

«Вы говорите, что я знаю только безобразие страсти, а не красоту ее: это не совсем так. Страсть всегда безобразна, красоты в ней быть не может, или она — не страсть» (1), говорит Райскому его петербургский товарищ Аянов, не знавший настоящей любви.

И на самом деле мы всюду видим, к каким последствиям приводит людей, в том числе и подростков, нашествие этих пожирающих все и вся (как в фильме «Роковые яйца»(2)) змей страсти, шипящих и грозящих уничтожить каждого в отдельности, а значит и народ.

В заключение скажем, что сокровища культуры, даже самые замечательные, могут быть здесь, на Земле, разрушены временем и «благодарными» потомками. Но на Небесах все будет сохранено. Только созданное в духовном плане и единственно свою душу заберет человек с собой в мир иной. Поэтому и сказано — «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(3). Совершенствовать душу с помощью Веры, Добра, Красоты, Любви и Гармонии — разве это не достойно нашей жизни?

(1) Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8-ми т. М., 1980. Т. 6. (Роман «Обрыв»). С. 314.

(2) «Роковые яйца» — российско-чешский комедийно-фантастический художественный фильм режиссера Сергея Ломкина, снятый в 1995 году по мотивам одноименной повести Михаила Булгакова с некоторыми пересекающимися сюжетными линиями других его произведений: романа «Мастер и Маргарита» и повести «Собачье сердце».

(3) Евангелие от Матфея, Глава 6, стихи 19—21.
                25 июля 2011 г.

© Шафран Яков Наумович, 2019