Встречи с высокопоставленными

Васильев Валерий Васильевич
Запомнились встречи с высокопоставленными руководителями желдорвойск.

Со знаменитым генералом, героем соцтруда, Ш. Н. Жижилашвили, приходилось встречаться пару раз. Первый раз, на станции Иртышская, где занимался строительством различных объектов: жилых зданий, локомотивного депо, мастерских и пр. Приехал он в своём вагоне, который поставили на станции. Пробыл на объекте дня два-три. В первый же день приезда, меня вызвали на стройплощадку для беседы (я в то время был инспектором по охране труда в батальоне - лейтенант): кто-то из бойцов получил травму. Пошел на встречу.
Смотрю, стоит генерал-лейтенант, в окружении командования батальона, среднего роста, упитанный, с усами. Подошёл, представился. Он мне говорит: "Сынок ! Вот если бы ты был на моём месте, то обязательно бы сказал: А на х*я мне такие инженера по т.б. нужны, когда сплошные нарушения правил безопасных работ. Так, или я не прав ?.." Приобретя к тому времени уже кое какой опыт при разговоре с начальством и зная, что перечить ни в коем случае нельзя, прикинулся пеньком, приложил ладонь к фуражке и молодцевато отрапортовал: "Так точно, товарищ генерал !.."  На этом наша беседа и закончилась. Какой либо злобы в его вопросе я не заметил, в общем он был добродушным человеком. Но барином был. Пока он находился на Иртышской, машина комбата беспрерывно колесила по окрестным аулам, в поисках ему свежего молока и сметаны, что осуществлял зам по тылу майор Катков.

Другой раз пришлось встретиться через много лет, году в 73, на линии Тюмень-Сургут. Меня, капитана, инженера 4-го корпуса, направили на строительство моста ч/р Демьянку, с задачей: произвести установку металлического пролётного строения 33,6 м. Дело было под праздник Нового года. Приехав в 74 батальон, который осуществлял строительство (комбат Д. Старовойтов - царствие небесное), пошёл к зам по тылу батальона, попрость кусочек красной рыбки на праздник. Договорились, обещал оставить.
На установку прибыли: генералы Жижилашвили - нач. штаба Желдорвойск и Бритаев - нач. штаба 4-го корпуса. Мне поручили за  ночь осуществить строповку пролётного строения, чтобы утром поставить его в пролет моста.
Мороз где то под сорок. Ветрище. Солдаты зацепят одну-две серьги и в теплушку - греться. Но к утру застроповали. У меня были мысли: а не поставить ли пролет до подъёма генералов ? Но не решился - надо, чтобы все осуществлялось под их руководством.
Часам к восьми утра генералы встали и пришли на установку. Я направлял действия команды крана, стоя у дальней от него опоры. Генералы стояли позади меня, наблюдали. Кран аккуратно доехал до места установки, и легко, в течение десяти минут, балка встала на своё место. Жижилашвили сказал Бритаеву: "Ну что, Хаджи, за удачную установку не грех и по стопке коньячку принять ?!.." И отправились принимать. Я же на завтрак пролетел - не успел, пока мудохался с установкой.
Работа завершена. Пошёл к зам по тылу за рыбой, что он мне обещал оставить. Но оказалось, что остатки рыбы он отдал Жижилашвили - такой рыбы в Москве нет, пришлось одарить генерала на Новый год.

Генерал Бритаев Х. М.  был начальником штаба 4-го корпуса, где я проходил службу в течение четырёх лет. Весёлый, остроумный осетин, участник войны.
Он вел у нас политзанятия. Говорил, что русские в России живут примерно одинаково, а вот в Осетии, одни сверх богато, другие в сплошной нищете - очень большая разница в уровне жизни. Заканчивая политзанятия, как правило, про себя, но чтобы мы слышали, напевал: "Как хорошо быть генералом.."

Приходилось встречаться и с парткомом - Петром Ивановичем Кузнецовым. Когда я прибыл во ВНИО, то меня направили к нему на собеседование. Где он меня наставлял: "Тов Васильев ! Вам доверили ответственную должность - научного работника желдорвойск ! Дерзайте ! Продвигайте науку ! А то я был намедни в частях, идёт путеукладчик, доходит до моста, а по мосту проехать не может, требуется его разборка. Вникните в суть дела, ликвидируйте этот пробел, наконец.." 
Много лет спустя, когда меня избрали секретарем парторганизации отдела, снова пришёл на собеседование в партком, где снова Кузнецов наставлял: "Тов Васильев ! Вам выпала большая честь руководить парторганизацией научного отдела ! Дерзайте ! Продвигайте науку ! А то я был намедни в частях, идёт путеукладчик, доходит до моста, а по мосту проехать не может - необходима его разборка. Организуйте мысль научных работников - ликвидируйте пробел.."

Четкие инженерные  указания давал партком..


20.08.2019.                Москва