Музеи Урала. 4. Подвиг железнодорожников

ГОРОД  ВЕРХНЯЯ  ПЫШМА.  МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ.


       К 70-летию Победы, 9 мая 2015 г., в Музее военной техники открылась новая экспозиция на открытой площадке (фото 1), посвященная подвигу советских железнодорожников в период Великой Отечественной войны.

       В первые месяцы войны, когда огромные территории западной части Советского Союза были оккупированы фашистами, более 830 промышленных предприятий были перемещены на Урал. Эта заслуга принадлежит железнодорожникам, справившимся с лавиной срочных эвакуационных эшелонов на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию и на Кавказ.
 
       Урал стал одним из основных центров производства вооружения для Красной Армии. По железной дороге уходили на фронт уральские танки, самоходные артиллерийские установки, пушки, гаубицы, зенитки, реактивные установки, стрелковое вооружение и другие военные грузы.*****
       Так, Уральский танковый завод № 183 выпустил в годы войны 25 914 различных моделей танков Т-34, Челябинский Кировский завод — 3681 танка КВ, 5094 танков Т-34, 3362 танка ИС, 43800 дизельных двигателей.*
 
       Выставочная железнодорожная площадка музея под открытым небом занимает площадь более 2 гектаров. На ней установлен макет станции «Узловая», выполненный в натуральном масштабе по фотографии 1943 года железнодорожной станции Капралово города Ревда Свердловской области (в левой части фото 1). Рядом размещены типичные станционные сооружения: водонапорная башня, раздаточная колонка для залива воды, кран для загрузки угля.
       На стометровых отрезках железнодорожных путей станции расположились эшелоны различного назначения. В их состав входят двух- и четырёхосные пассажирские и товарные вагоны, платформы с закреплённым на них для перевозки артиллерийским вооружением, танками и другими военными грузами, несколько цистерн. Для защиты от авиации противника поезда оснащены зенитными платформами.
       В вагонах санитарного эшелона демонстрируется операционная с медицинскими инструментами, аппаратами и медикаментами времён Великой Отечественной войны, койко-места для раненных бойцов, библиотека.
       На одном из путей находится полноценный бронепоезд, состоящий из бронепаровоза и четырёх бронеплощадок.
       Рядом на рельсах стоят бронеавтомобили, приспособленные к передвижению по рельсовым путям.

       Основным достоянием музейной железнодорожной экспозиции являются паровозы. Здесь находится самый тяжёлый экспонат музея — паровоз ЕА весом 96.2 тонны. Паровоз изготовлен Baldwin Locomotive Works в США и поставлялся в Советский Союз по ленд-лизу. Всего было поставлено более 1600 паровозов. Паровоз развивал мощность 1900 л/с, а конструкционная скорость составляла 70 км/час.

       Потрясающую историю в коллекции Музея имеют паровозы ОВ, прозванные в своё время «овечками». Их мощность составляла 600 л/с, конструкционная скорость 55 км/час. Паровозы выпускались с 1909 по 1915 г.г. на Коломенском, Брянском, Луганском, Путиловском, Сормовском и Харьковском заводах. На долю «овечек» выпало немало невзгод — суровые времена Первой мировой войны, революционные потрясения, лихолетье Гражданской и Великой Отечественной войн. С учётом широкой распространённости они водили транспортные эшелоны, санитарные поезда и бронепоезда.
    
       Начальник автотранспортного цеха ОАО «Уралэлектромедь» Фарит Хафизов в своё время рассказывал корреспонденту «Guide» невероятную историю приобретении музеем одного из этих экспонатов: «Паровоз из депо «Долгое» на Ямале. Мы его вывезли из Уренгоя, где он использовался на 503-ей стройке Гулага. Процесс перевозки был довольно сложен. Во-первых, рядом нет населённых пунктов. Во-вторых, паровозы стоят в тайге — через их вагоны проросли березы (см. сноски к фото 1). Наша первая экспедиция в Уренгой прилетела на четырёх вертолётах. Основная сложность была в разборе и подъёме составляющих паровоза: нужно было отсоединить котёл, ходовую часть. Для этого нужен кран, а его по понятным причинам не было. Тогда мы использовали вертолёт Ми-26: отсоединили, транспортировали в Коротчаево, а оттуда уже привезли в Верхнюю Пышму.
       На восстановление паровоза у нас ушёл один год. Бронепоезд из этого паровоза восстановили за шесть-восемь месяцев» .
       В конце интервью Хафизов добавил: «На хороший автомобиль уходит два-три года. Ежегодно восстанавливаем около 15 объектов, из них 4-5 — это экспонаты, которые должны быть на ходу. Одновременно в работе находится около 15-20 объектов».*

       С севера вывезли для Музея ещё одну «овечку» и в придачу локомобиль**, который также восстановлен и находится на грузовой платформе на музейных путях (фото 1).

       Я даже не смог представить стоимость этой чрезвычайно сложной многоходовой операции переброски стотонных паровозов за 2000 километров с полярного круга тюменской тундры на южный Урал. А ведь на макете железнодорожной станции Музея находится шесть паровозов и два десятка подвижного состава. А танки, а пушки, а самолёты, а огромные выставочные залы! Кто он, этот всемогущий творец музейного чуда?
 
       Пришлось обратиться в интернет за справкой об АО «Уралэлектромедь» (фото 2), являющегося, по всей видимости, обладателем Музея.  И вот что удалось узнать.
       «Российское предприятие по электролитическому рафинированию меди и продукции из нее. Крупнейший производитель высококачественных медных катодов марки М00k, зарегистрированных на Лондонской бирже металлов (LME) под брендами UMMC и UMMC II и имеющих статус «Good Delivery» («надежная поставка»).
       Помимо этого предприятие выпускает золото и серебро в слитках (разлив металлов, фото 3), медные электролитические порошки и изделия на их основе, медный купорос, никель сернокислый, селен, теллур, концентрат металлов платиновой группы, свинец марок С0 и С1, оказывает услуги горячего цинкования.
       C 1999 года входит в состав Уральской горно-металлургической компании.
       В составе предприятия работают два филиала: «Производство полиметаллов» (г.Кировград), «Производство сплавов цветных металлов» (пос.Верх-Нейвинский). 
       Основные направления технической политики – развитие сырьевой базы, реконструкция производственных мощностей, совершенствование технологических процессов.
       Штаб-квартира расположена в городе Верхняя Пышма Свердловской области.
       Поставка продукции осуществляется в 50 субъектов Российской Федерации, в 11 стран ближнего и 42 страны дальнего зарубежья».***

       - «Предприятие осуществляет полный производственный цикл: от переработки черновой меди и лома до выпуска продуктов из меди;
       - более 8 тысяч работников;
       - АО «Уралэлектромедь» основано на базе Пышминского медеэлектролитного завода, пущенного в 1934 году. Первые аноды получены 3 августа, катодная медь – 26 августа 1934 года;
       -  в 1997 году пущен участок аффинажа золотых и серебряных слитков;
       -  в 1999 году начато производство медной катанки;
       - в 2004 году Уралэлектромедь стала первым металлургическим предприятием России, получившим статус признанного мирового производителя «Good Delivery» Лондонской биржи драгоценных металлов (LBMA) по производству серебра, в 2006 году – по производству золота;
       - 2010 год – катодная медь зарегистрирована на Лондонской бирже металлов (LME);
       - 2012 год – ввод в эксплуатацию первой очереди нового цеха электролиза меди мощностью 160 тыс. тонн катодной меди в год;
       - 2018 год - запущена в эксплуатацию вторая очередь цеха электролиза меди, работающая по безосновной технологии. Ведется подготовка площадки под строительство третьей очереди цеха».***

       Из других источников*** следует, что «Музейный комплекс УГМК — российский частный**** музей. Состоит из двух выставочных центров: музеев военной и автомобильной техники. Создан по инициативе руководства ООО «УГМК-Холдинг». Комплекс располагается в г. Верхняя Пышма Свердловской области. По состоянию на 2018 г. общая площадь территории военного музея составляет 65 650 кв.м, автомобильного — 12 000 кв.м.

       Добавлю к изложенному, что в настоящий момент на площадях Музея, прилегающих к территории АО Уралэлектромедь, ведется масштабное строительство ещё двух крупных трёхэтажных зданий (размером примерно 140 х 30 метров) вдоль западной стороны открытой площадки. Полным ходом  идёт возведение двух полноразмерных пристроев к зданиям музеев военной и автомобильной техники, монтаж двух павильонов ангарного типа (около 40 х 20 метров) рядом с Музеем автомобильной техники.   

       Вот что значат выплавляемые акционерным обществом злато-серебро, платина, селен, теллур, медь!

       Откуда идёт «большая деньга» рядовому смертному не суждено постичь. Но явно не от сборов с посетителей. По опубликованным данным за 2017 год музей посетило 217 тысяч экскурсантов. В переводе на 300 рублей за входной билет (условно отбросим льготников) это будет порядка 65 000 000 в год.*** Казалось бы, приличная сумма. Но что она значит для  бездны расходов на строительство, содержание, обновление и дополнение грандиозного музейного комплекса!…

       Впрочем, это не нашего ума дело. Не следует забывать, что Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме стал первым официальным партнером одного из крупнейших культурных проектов Министерства обороны России - московского военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил РФ "Патриот".*** А «оборонка» безразмерна, как мы знаем…

       Однако, не будем отвлекаться на сторонние темы. Лучше продолжим знакомство с увлекательной экспозицией музея.
       Сразу за эшелонами железнодорожной станции в сухопутную Верхнюю Пышму «приплыли» представители большой воды — бронекатера, подводная лодка и торпеды...




       Александр Соханский,
            Верхняя Пышма,
              27 июля 2019 г.


       Примечания:

       * Путеводитель «Guide. Оружие Победы». Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ», типография «Сканвеб Аб», Финляндия, 2015
       ** Локомобиль — передвижной несамоходный паровой двигатель, приводящий в движение различные машины.
       *** Из различных интернет-источников
       **** Частный — принадлежащий отдельному лицу, не обществу, не государству;  связанный с владением личной собственностью, индивидуальным хозяйствованием и вытекающими отсюда общественно-экономическими отношениями.
       ***** О роли железных дорог в войне и военной судьбе своего отца-железнодорожника, дошедшего в 1945 году до Берлина с железнодорожными частями 1 Белорусского фронта,  я рассказал в мемуарах "Стальной путь на Берлин"  http://www.proza.ru/2013/07/01/1140 


Содержание путешествия «Музеи Урала»:

http://www.proza.ru/2019/08/07/455  — 1. Музейный комплекс в Верхней Пышме
http://www.proza.ru/2019/08/15/294  — 2. Галерея боевой техники
http://www.proza.ru/2019/08/16/435  — 3. Выставочный центр Оружия Победы
http://www.proza.ru/2019/08/20/356  — вы находитесь на этой странице
http://www.proza.ru/2019/08/27/491  — 5. Послевоенное оружие   
http://www.proza.ru/2019/09/05/450  — 6. Автомобили ХХ века


Рецензии