её улыбка

Александр Литевский 2
Он был из детства,а точнее , из юности.
Из того счастливого времени ,когда нам всем очень хотелось стать старше и поскорее включиться в неведомую нам взрослую жизнь, со всеми её радостями и наслаждениями.
Кто ж из нас предполагал тогда ,что в основном жизнь состоит из забот,подчас не очень приятных, которые тяжелым бременем ложатся на плечи тех,кто повзрослел.
Так вот он был оттуда.
У нас была разношерстная компания, в основном состоящая  из молодёжи, жившей недалеко от центра города и любившей тусоваться в Старой Риге, Старушке, как мы её называли.
Здесь ещё не было того обилия кафе, которое появилось после 91 го, но нам хватало места летом на террасе в кафе Пилс , где нынче располагается резиденция президента страны, с видом на набережную Даугавы, а в прочие времена года , в Домчике, кафе Около Домской площади , или в 13 стульев на другой стороне площади.
Так вот Юзик был из того времени.
Он не часто ходил в кафе потому,что жила его семья небогато и даже на чашку кофе за 20 копеек не всегда хватало.
Мы не были близки ,хотя было много общих друзей, количество которых уменьшалось в зависимости от получения вызовов из Земли Обетованной и разрешения на выезд.
Это было время когда мы ,воодушевленные победой Израиля в Шестидневной войне , стали посещать синагогу ,но не для того,чтобы молиться ,а самоутверждаться и чувствовать себя единым народом. 
Он тоже ходил туда на праздники , где мы в одной толпе и познакомились.
И вот ,после того ,как прошло  50 лет ,мы встретились.
Я помнил его правильным еврейским мальчиком , в отличие от нас, разгильдяев , куривших,пивших дешёвый портвейн и часто дравшихся просто ради того, чтобы не показать себя слабаком, а сейчас передо мной стоял пожилой , с редкими седыми волосами на сморщенной голове , с опущенным животиком , невысокого роста , совершено чужой мне человек, с нездоровым цветом лица.
Я даже не знал о чем с ним говорить , но он начал первым и так получилось,что это был длительный  монолог, который мне довелось слушать.

-Я так рад тебя встретить после долгих лет,прошедших
с нашей юности и я всегда завидовал тебе,хотя я ,в отличие от тебя , учился и был примерным еврейским юношей ,подающим большие надежды.
Понимаешь, я всегда подавал надежды.
В школе,институте, в КБ, куда я попал по распределению.
Я подавал надежды моей первой жене, которую мне подобрали родители и моей второй жене ,которая подобрала меня.
Моя третья жена подобрала меня, уже ни на что не надеясь, но и она ушла от меня по причине моей полной безнадежности.
И вот ,в 60 лет я остался один, но я не мог жить один ,потому что я не приспособлен жить в одиночестве.
Мне всегда нужно было ,чтобы рядом со мной кто-то  был.
Мама с бабушкой Ривой, сестра со своим мужем, которые постоянно опекали меня, но обязательно кто-то находился рядом ,потому что я не могу быть в одиночестве.
Просто не могу , но это случилось потому, что сначала ушла бабушка , а потом мама, а сестра с мужем уехала в Америку, а что я буду делать в Америке , когда некому будет меня опекать, я не знал и потому остался здесь ,хотя здесь меня тоже никто не опекал.
И вот, понимаешь,я встретил её.
Видишь ,она вон там у витрины рассматривает что-то.

Я повернул голову туда ,куда он показывал и увидел очаровательное создание лет ,максимум сорока ,но не более того, потом повернулся и посмотрел на Юзика и в глазах моих был такой явно выраженный вопрос в перемежку с такими  удивлением,восхищением и завистью, что он сразу понял все.
-Да, это она и ей всего тридцать восемь, и я понимаю твоё удивление, и ты даже не поверишь ,но я до сих пор удивляюсь , что она во мне нашла. Я понимаю о чем ты сейчас думаешь. Бабенка запала на старика чтобы подоить его,а когда нечего будет доить,то она будет искать другого , кого можно доить.
Я конечно постарался опровергнуть его , но это было совсем не убедительно и он это понял.
-Старик, ты понимаешь ,что я с ней уже три года и за это время она не попросила у меня ничего, а что я ей могу дать если я уже год как на пенсии и подрабатываю чтобы хватало на лекарства и на то, чтобы снять маленькую дачку летом где-нибудь у черта на куличках, но на подарки ей уже не хватает.
Ты понимаешь ,что ей ничего не надо и самое главное , что она меня  не перебивает когда я ей читаю свои рассказы и стихи, и ещё ,она играет на гитаре и поёт грустные песни ,но ты бы видел улыбку на её лице,когда я слушаю. 
Я стоял и слушал его ,даже не пытаясь прервать ,потому что понимал ,нельзя прерывать человека ,пытающегося исповедоваться ,а это была именно исповедь счастливого человека.
И подумалось,что вот стою я перед ним, судя по мешкам под глазами и склеротическим прожилкам на усталом лице,больным пожилым человеком,такой весь  из себя спортивный и успешный,и дико завидую его счастью. 
В этот момент женщина подошла к нам и я ,не скрывая интереса ,стал разглядывать её
-Ольга.
-Александр,но для друзей Алик.
Они стояли рядом ,такие совершенно несовместимые на мой субъективный взгляд и на лице была та улыбка, о которой упоминал Юзик.
Нам пора, засуетился Юзик и мы попрощались так,как будто не виделись всего несколько дней,а не больше пятидесяти лет.
На прощание даже не отменявшись телефонными номерами как будто знали их или понимали,что навряд ли встретимся ещё.

С той нашей встречи прошло около года когда я снова встретил Ольгу.
Она сидела в уличном кафе в Старом городе ,по всей видимости одна и на лице её была та же улыбка , которую я увидел при нашей первой встрече.
Я поздоровался , но она посмотрела на меня так,как будто увидела в первый раз.
Пришлось напомнить ей о встрече в Моле вместе с Юзиком.
-А, вы тот Алик. Довольно безучастно промолвила она.
Да,я вас вспомнила.
-А где  Юзик?Спросил я.
После небольшой паузы она как-то отстранённо посмотрела на меня и сказала :
-Юзик ушёл.
-От тебя,куда?
Вырвалось у меня ,хотя на ты мы не переходили.
-Куда все мы когда-то уйдём. У него было до меня два инфаркта,а третий ,три месяца тому назад его окончательно добил.
Странно ,подумалось мне,умер человек с которым она прожила какое-то время, а рассказывая о том,что он умер ,она улыбается.
Скорее всего ,догадавшись о чем я подумал, Ольга прояснила.
-Я улыбаюсь, потому что если я не буду улыбаться ,то буду плакать ,а он так расстраивался когда я плакала,а плакала я очень часто, потому что за год до встречи с ним потеряла в аварии семью и если бы не встретила его ,то наверно бы не выжила.
-Он сказал мне ,что когда очень хочется плакать надо улыбаться и это помогло мне выжить, а сейчас я улыбаюсь ,чтобы он там не расстраивался. 

Я смотрел на эту волшебную женщину , в очередной раз потерявшую все и понимал , что никогда у меня не будет такого ,чтобы кто-то улыбался мне отсюда, когда придёт мой черёд уйти, и тогда я сам стал смотреть на небо и улыбаться тем, кто уже ушёл.