Про Игоря Алейникова с Гурой и Машейларисой

Саша Валера Кузнецов



   Киностудия «Мосфильм» конца восьмидесятых. Будущий «концерн» бурлит в предощущении свободы - всюду жизьнь. Я бреду по коридорам в поисках работы - решил стать КИНОчеловеком, для чего на проходной, позвонив на автобазу: «Вам водитель нужен?» - получил пропуск. Иду не на автобазу, а в административный корпус и, глядь, а на дверях табличка: «к/ф «Грибоедов», режиссёр-постановщик Никита Михалков». Во, думаю, с ним-то я и буду работать.

   Вхожу, а не знаю, что это всего лишь администрация картины, где сидят директор Литвинов А.Г. и его замы, то бишь, заместители. Выслушал меня директор и спрашивает: «Высшее образование есть? Поедешь через неделю в экспедицию администратором съёмочной группы? Шестнадцатого выезжаешь в Новороссийск». Так я стал СИНЕматографистом.

   Приобретя опыт, на следующем фильме «Марадона- Чердак…» - длинное название, не помню дальше, что-то про коней ещё – это какая-то речёвка болельщиков советского времени, использованная автором Леной… вот память! фамилию забыл… Её рассказы про хиппи понравились Ролику (Ролан Быков) и сценарист сделал сценарий, а я, работая замдиректором по съёмочной площадке, взялся помогать в отборе актеров-непрофессионалов для участия в эпизодах. С помощником режиссёра, помрежем, как говорили на студии, симпатичной Ульяной (нынче она живёт в Америце (sic!), мы бродили по Москве в поисках персонажей. В «Этажерке» на Тверской и в «Деревяшке» на Петровке беседовали с волосатыми, удолбанными и последними, как оказалось, хиппи Советского Союза...

   Антон, приятель Ульки, впоследствии ставший её мужем и сделавший ей двоих, а потом и троих детей, фарцевал на студии фирменной одеждой, саморазрушался, но при этом сочинял стихи и даже писал картинки маслом. Вот он то и подружил нас с Ларисой Бородиной, не снявшейся ещё тогда в главной роли фильма «Прощай шпана замоскворецкая» (реж. Панкратов-Белый по сценарию моего будущего мастера, Эдуарда Володарского). И, как-то заехав на студию получить что-нибудь на жизнь по талонам массовки, она подвела меня в коридоре к молодому, в очках и с кожаным, очень потёртым портфелем - так мог выглядеть в моём тогдашнем представлении Годар, которому чуть позже я всё же пожал руку на встрече во ВГИКе и предложил: «А давайте, мы захватим здание института кинематографии СССР и подарим вам? Маэстро, «последний советский кинематографист» пожевал окурок давно погасшей сигары и сказал, пару секунд подумав: «Неее, это очень большой...». А выглядевший типичным физиком-ядерщиком, человек с портфелем, оказался Игорем Алейниковым, основателем, вместе с братом Глебом, параллельного КИНО СССР, независимым КИНОрежиссёром, издателем и редактором журнала «СИНЕ ФАНТОМ».
Посмотрев их шестнадцатимиллиметровый фильм «Трактора» о судьбе советского трактора и его эротических отношениях с голосом Машиларисы, я вышел из ворот «Мосфильма» к правительственным дачам на Ленинских горах, попав прямо к разъезду посольских лимузинов. В микрофон кто-то невидимый выкрикивал: «Машину посла Буркина-Фасо - к подъезду!» И целая очередь чёрных авто двигалась вперёд на один корпус. Здесь же, у обочины стоял, оставленный дорожниками, жОлтый трактор на гусеничном ходу. После фильма братьев Алейниковых я увидел его по-иному. Замасленный, грязный и железный монстр стал символом, а потрескавшийся голос Машиларисы Бородиной-Ватерлоо (двойное имя), озвучивавшей чёрно-белый фильм, навсегда остался для меня эротической тональностью механистической эпохи «совка» (от слова Советский Коммунистический). «Я - и Трактор»!!
Перестав быть инженером, как только моя страна перестала-перестроилась, я решил быть КИНОрежиссёром.
Братья Алейниковы приступили к съёмкам фильма «Здесь кто-то был» (35 мм, 42 мин, цвет,) в объединении «Дебют» киностудии «Мосфильм» и я, перевоплотившись в ассистента по реквизиту, пошел к ним на картину. (Реквизит: все предметы в кадре, даже движущиеся.)
Мы жили среди «персонажей наших будущих воспоминаний», по выражению Дуни Смирновой. Шутов сделал сценографию легендарного фильма «АССА». Аркадий Славоросов, Шутов и Умка - творческая группа «Дети подземелья» (манифест «Ситуация ТАВ» в журнале «Твердый знак» №3). Театр Театр Бориса Юхананова с Никитой Михайловским и Чорбой. Свободная Академия с Татьяной Щербиной, Дмитрием Волчеком и Камилем Чалаевым. Группа художников «Чемпионы Мира» во главе с Костей Звездочётовым. Фильмы Сашикузнецова «Эпиграф» (оператор-постановщик Мария Соловьёва) с Борисом Матросовым («Чемпионы Мира») в главной и единственной роли, «Мираж - Прохожий» (оператор Алишер Хамидходжаев) с Александром Валери и Катрин Ровет, а также студия «Арьергард» на пятидесятом километре Ленинского проспекта.
Как-то Игорь Алейников пришёл на студию и принес пригоршню значков «Конституция СССР». Дарил всем. Я долго носил его на груди, ожидая посягательств на мою свободу - все мы тогда стали слегка диссидюгами («диссидент» - борец за права человека в большевистской России).
Жизнетворческая энергия Игоря и социальная КИНО деятельность Глеба привели к 1-ому фестивалю параллельного КИНО «СИНЕ ФАНТОМ ФЕСТ-87» 14-19 ноября 1987 года в Москве. Первый подобный фестиваль в Советском Союзе проходил полуподпольно, в разных залах, практически без финансовых затрат. Андеграунд, есть андеграунд и в нём свои мастера!!
Братья Алейниковы сделали на «Мосфильме» полнометражный римейк «Трактористы-2».
Сашакузнецов, вдохновлённый деятельностью Игоря, поступив во ВГИК, решил издавать компьютерный журнал «ВИДЕНИЕ». Просиживая до глубокой ночи в компьютерном зале института, набрал и распечатал на принтере двадцать экземпляров, выпрашивая бумагу у секретарш, потом переплёл у дяди Васи в институтском подвале по трояку за штуку (старыми). Один из номеров в твёрдой обложке, подарил Игорю. В номере был сценарий братьев Алейниковых «Аквариумные рыбы этого мира», к тому времени частично реализованный. Главная роль - Борис Юхананов.
Из «НЕМАНИФЕСТА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО КИНО»
- Есть большое искушение писать губной помадой на зеркале или возлюбленной
- Есть большое искушение разрисовывать пасхальные яйца золотым фломастером
- Есть большое искушение курить фаллические сигары
Тем временем, свободный эфир выносил нас за пределы. Братья Алейниковы объехали многие страны, побывав на фестивалях. В Америце (так!) показывали программу парраллельного КИНО в двенадцати городах. В кинотеатрах, киношколах и центрах современного искусства от Нью-Йорка до Лос-Анжелеса через сан-Франциско, на Юге и на Севере. Даже в городке Хелена, неизвестном самим американцам. Борис Юхананов положил километры асфальта в Берлине, налаживая совместные проекты с немцами. Сашакузнецов провёл «маленькую парижскую авантюру» (см. одноимённый текст на www.proza.ru/avtor/sachakuznecov) - провёз через таможню в чемодан студенческих короткометражек для показа в Центре Помпиду, а вернувшись, поступил на режиссёрский факультет к Ираклию Квирикадзе, приболевшему на голливудских холмах, и подославшего нам свою жену - вместо себя.
Появились и последователи. В Африке стал знаменит «Чёрный Годар», собиравший толпы негров, забывших о засухе и недороде, послушать его истории, называемые фильмами. Народные массы континента помнили такое лишь во времена генерала де Голля, когда крестьяне, побросав кетмени (тяпка) и другие мотыги, шли слушать речи о французских реформах в Африке.
А тем временем, кольцо внешнего мира сжималось и всё перестраивалось. Подростки перекочевали из сельских клубов, занятых под торговлю, в подъезды и ларьки - Дети Ларька. Повсюду открылись бигмачные, а по Киевскому шоссе пару раз туда-сюда проехались танки на гусеничом ходу, разбрызгивая асфальт и прижимая к обочине трясущихся в страхе обывателей на «Жигулях». Но КИНОлюдей уже нельзя было поправить. Сашакузнецов, заряженный КИНОэнергией, продал синтетическую шубу жены и построив взамен, модернистское пальто до пят из цветастого спального мешка, с помощью костюмеров «Мосфильма», купил коробку настоящей профессиональной цветной тридцатипятимиллиметровой КИНОплёнки и, уломав в КИНОинституте единственную в мире девушку КИНОоператора, игравшую в тот вечер в кегли, буйно гоняя пустые бутылки по паркету операторского факультета, снял немую фильму на пять минут. В главной роли Матросов-Людвигов («Чемпионы Мира»).
Прошло несколько лет и следы наших ног заполнила мутная вода с обочины.
А тогда, в конце «перестройки» даже визитная карточка Игоря и та была левой: чёрно-белая фотография семнадцати худых рыбёшек с выпученными глазами, а на обратной стороне подробный домашний адрес с почтовым индексом и номером домашнего телефона. И буквы синим фломастером, неровно: «СИНЕ ФАНТОМ».
ГОЛОСУЙТЕ ЗА СИНЕ ФАНТОМ
«Фантомность, призрачность предприятия, вынесенная в название журнала, относится, во-первых, к самому журналу, не имеющему никаких средств для самого минимального существования и, несмотря на это, обладающего энергонасыщенностью, заставляющей ощущать своё присутствие.
Ведущим предметом исследования у журнала является параллельное кино в СССР, также своеобразный миф, т.к. отдельные пять-десять авторов на всю страну без проката и прессы явления оставить никак не могут».
Игорь Алейников творил миф, пропуская реальность через влюблённую оптику КИНОаппарата и транслируя её в эфир.

Погиб он вместе с Верой, вместе с любимой женой в авиакатастрофе - в небе.

« - Есть большое искушение парить
над Витебском словно над Парижем -»

1997-ой год. Июнь. Опять идёт дождь и где-то лает собака. В музее КИНО проходит КИНОфестиваль «СИНЕ ФАНТОМ ФЕСТ - 97». Глеб Алейников, Борис Юхананов, Юфит, Сашакузнецов и другие продолжают делать КИНО независимо - независимо от других. От денег, от мутного потока, смывающего наши следы.

Как-то Игорь подарил мне книжку «Ален Рене», где на полях я вижу его заметки и знаки карандашом. Когда я услышал по радио весть о гибели Игоря и Веры, голос эфирного невидимого персонажа, я поехал домой, закрылся в комнате и вновь листал книжку с неровными строчками на полях - про КИНО.

- Так что же ты хотел всем этим сказать? - спрашивает Гуру за кадром фильма «Мираж».
- Если бы я хотел что-то сказать, то работал бы конферансье, - голос Сашикузнецова, прогуливающегося в кадре по территории последнего в Узбекистане, пионерского лагеря, с четырнадцатилетней дочерью от первого брака, найденной им в пионерском лагере под Самаркандом.
- Так что же ты хочешь?
- Снимать КИНО.
- Что же это такое, КИНО?
- Подглядывание. Подглядывание за реальностью, когда она думает, что на неё никто не смотрит...


Режиссёр Саша Кузнецов
www.videnie.kastopravda.ru