Вспоминая войну

Алла Данилина
     У каждого человека, прошедшего войну остались сугубо личные воспоминания о самом первом её дне. У Лидии Попковой – это было солнечное утро, наполненное запахом  травы и цветов, радостью и счастьем. Она окончила Могилевское медицинское училище и её оставили работать в городской больнице. Вместе с подругой, Ольгой Тишковой, воскресным утром отправилась купаться на реку Днепр. Вернувшись в город, они его не узнали, какая-то тревога  витала  в нем.  Группы  людей со встревоженными и напряженными лицами стояли у столбов с громкоговорителями.  Они подошли поближе и от услышанного все наполнявшие их радостные чувства  исчезли. Так они узнали о нападении фашистской Германии на нашу страну. Война… Словно стена встала между тем, что было и тем, что грядет.
    
     В первый  день  войны  в городе  был создан штаб народного ополчения, в котором Лидия с Ольгой  были медицинскими сестрами. Началась мобилизация горожан в Красную Армию, создание батальонов и истребительных отрядов по борьбе с немецкими диверсантами и лазутчиками, отрядов народного ополчения, санитарных дружин. Желающих  было очень много. По данным военкома И.П. Воеводина, только 23 июня было принято от юношей и девушек около двух тысяч заявлений. В народное ополчение влилось около 12 тысяч жителей области.
     В городе было напряженно. Днем и ночью объявлялись воздушные тревоги. Ревели сирены, гудки заводов и фабрик. В первые дни не бомбили, но забрасывали  диверсантов, одетых в форму милиции,  командиров Красной Армии, многие из которых говорили на русском языке. Защитники города быстро поняли тактику врага и научились их распознавать. Успешно были проведены бои по ликвидации диверсантов в районе  шелковой фабрики, мотороремонтного завода, мясокомбината.
     Фронт приближался неумолимо. На улицах началось скопление машин, появилось много пешего народа. Все двигались на восток.  Беженцы, лишенные хлеба и крова,  рассказывали об ужасах бомбежек и зверствах  фашистов. Обстановка в городе осложнилась, началось мародерство и хищения, с которыми приходилось бороться оперативным группам созданным из гражданских лиц, не подлежащих первоочередному призыву в армию. В такой обстановке были случаи и трусости, и паникерства. В городе проходила эвакуация  населения, оборудования промышленных предприятий, транспорта и другого имущества. По официальной информации, в период с 25 июня по 14 июля 1941 года из города было отправлено 935 вагонов с материальными ценностями.
     Члены штаба ополчения занимались многими вопросами, в числе которых были: организация работы торговли и общественного питания, обеспечение народного ополчения оружием, подбор кандидатов в партизанские отряды и  для подпольной работы  в тылу врага, создание групп для борьбы с танками. Для поддержания порядка в городе организовывались круглосуточные дежурства на главных улицах. Лидия оказывала помощь санитарным дружинам в обеспечении их медикаментами и выполняла иные поручения штаба. Работы было очень много, и члены штаба уже не уходили домой, работали и ночевали в штабе.
     Взрослое население города  и молодежь, почти каждый второй оставшийся могилевчанин, были  мобилизованы на строительство оборонительных рубежей вокруг Могилева, в их числе были члены штаба и Лидия с Ольгой. Работы велись круглосуточно. С непривычки люди сильно уставали, руки были в кровавых мозолях. За очень короткое время вокруг города была создана линия укреплений протяженностью в 25 километров.
     Над городом начали появляться  немецкие самолеты. Бомбежки начались с 26 июня. В город прекратилась подача электроэнергии, погас свет, умолкло радио. Позже к авиационным бомбёжкам добавилась  артиллерийская, из дальнобойных орудий. Начались пожары, которые сначала тушили созданные отряды, но потом, когда обстрел районов города немецкой артиллерией  стал систематическим, тушить перестали, так как не хватало сил.
     Из уст в уста передавалась информация о событиях с фронта. Ликование жителей вызвало известие, когда узнали, что в тяжелом бою подразделения 172-й дивизии под командованием полковников С.В. Кутепова и И.С.Мазалова нанесли врагу ощутимый удар под деревней Буйничи. Здесь артиллерией, гранатами, бутылками с горючей смесью были уничтожены 39 танков, сотни солдат и офицеров противника.  В этом бою принимали участие и ополченцы города. Большую работу провели медики, спасая раненых бойцов и командиров, народных ополченцев. Госпиталь, которым руководил В.П. Кузнецов, был переполнен. Впоследствии начальник госпиталя вместе с врачом А.И. Паршиным в течении одной ночи переписали все истории болезни, в которых все раненые стали «беспартийными бойцами» и  «лицами из числа гражданского населения». Таким образом,  они были спасены от фашистской расправы.
     Однако, несмотря на мужественное сопротивление защитников Могилёва, превосходящим силам врага удалось полностью окружить город. С 16 по 27 июля соединения 61-го стрелкового полка под командованием генерал-майора Бакунина Ф.А. и отряды народного ополчения героически сражались в окружении. Боеприпасы  заканчивались. Немцы простреливали улицы и перекрестки, ходить по городу стало опасно. Так как у наших зениток не было снарядов для обстрела немецких самолетов, то немцы летали низко над городом и сбрасывали листовки с требованием капитуляции. Но не знали наших людей! О капитуляции и речи не могло быть.
     Враг вплотную  приблизился к городу. Народные ополченцы отбивали атаки немцев у парка  М. Горького на валу, отряды шелковой фабрики и кожзавода заняли оборону по Днепру, отряд труболитейного завода укрепился в районе Машековки.
     В ночь с 25 на 26 июля был намечен прорыв из окруженного города оставшихся частей дивизии и ополченцев. К ночи  обстрел прекратился, только полыхали пожары. Сохранившаяся артиллерия, размещенная по улице Ленинской, остатками снарядов ударила по Луполово. После артподготовки у моста через Днепр завязался тяжёлый бой с немцами. Прорыв не удался…  Фашисты начали бить по центру города. Снаряды  ложились на площади, около военкомата и драмтеатра, на Первомайской улице. Было много убитых и раненых. Началась паника… Враг был в городе.
     Захватив Могилев, гитлеровцы установили жестокий оккупационный режим, начались расправы, люди боялись выйти из дома. Одновременно проводилась работа по составлению списка «благонадежных» лиц, доброжелательно относящихся к немцам. Спустя некоторое время у гитлеровцев появилась информация о местах нахождении оставшихся членов штаба народного ополчения, что вынудило последних покинуть город.   Лидия с подругой,   пешком  направилась в деревню Малашковичи Климовичского района,  откуда она была родом.
 
     Немало испытаний выпало на её долю, но, пережив все трудности войны, Лидия создала семью, вместе с мужем  жила и работала в разных районах страны. С 1971 года Лидия Яковлевна Яроцкая до самой смерти в 2004 году жила в Могилеве и работала помощником санитарного врача в санэпидемстанции. Она редко рассказывала о пережитых ужасах войны, но учила двоих своих детей любить и беречь  Родину.
     Прошло 75 лет со дня освобождения Могилева от немецко-фашистских захватчиков. Кровью политая белорусская земля, продемонстрировала  миру беспрецедентные примеры мужества, в числе которых длившаяся долгих 23 дня оборона Могилева, позволившая выиграть время для мобилизации сил на отпор врагу. В годы войны в Могилеве и окрестностях погибло более 70 тысяч советских граждан, около 30 тысяч могилевчан были вывезены на принудительные работы в Германию.
     Многих участников и очевидцев тех страшных событий нет в живых, но память о них сохраняется. Мы преклоняемся перед их подвигом и мужеством.