Реформа образования. Часть 2

Кайрбек Нагуманов
Для чего человеку образование? Чтобы сформировать себе способности для успешной жизни в человеческом обществе. Но что такое способности? Это вооруженность человека эффективными способами конкретной деятельности. Скрытый же, не афишируемый смысл проводимой сверху реформы образования в том и заключается, что она не столько вооружает, сколько разоружает людей. По сути, эту же мысль проводит и российский социолог, он же политолог Борис Кагарлицкий: “Во-первых, в результате этой реформы население должно получить навыки вместо знаний, технические навыки, которые превратят людей в узких специалистов, исключительно удобных для использования в качестве дешевого инструмента, максимально зависящего от работодателя. Во-вторых, нужно свести к минимуму способность к критическому мышлению и – очень важное обстоятельство – свести к минимуму способность людей к самоорганизации, то есть, сделать невозможным гражданское общество. Это одна из главных задач реформы образования. Люди, у которых нет знаний, а есть только навыки, не могут стать дееспособными гражданами, но зато они – очень дешевые работники”.
Ради своих групповых интересов, сначала партноменклатура, а затем и пришедший ей на смену капитал, принесли в жертву процесс социального и интеллектуального развития личности и, в конечном счете, — процесс воспроизводства человеческого потенциала страны в целом. Уровень знаний свели на нет — теперь можно не знать даже простых арифметических правил. Налицо острейшее противоречие между подлинными интересами человека и внушенными ему ценностями развращенного потребителя. Устранить это противоречие можно лишь в случае, когда политика в образовании будет строиться не в угоду пролетариата или капитала, партноменклатуры или среднего класса. И даже не в угоду превозносимого сейчас индивида. Мне запомнились слова мэра миллионного города Орландо (штат Флорида) Глэнды Худ, сказанные на открытии национального конкурса “Мать Америки – 2002”: “Когда я принимаю решения, то всегда думаю, как это отразится на каждой семье”. Реформа образования должна проводиться в интересах стабильности и развития изначального, корневого элемента общества – семьи!

Так жить нельзя!

Обычно семью неудачно называют ячейкой общества. От такого определения в голову приходят бездушные ячейки привокзальных камер хранения. На самом деле, семья есть живая клетка общества! Но что значит живая клетка? Это значит, что не сварганенное по чьей-то прихоти, а естественно сложившееся в течение многовековой эволюции и выдержавшее проверку временем единое целое. В живой клетке все части взаимозависимы, тонко пригнаны друг к другу. Здесь нет споров о демократии и равноправии. Справедливо то, что дает клетке возможность стабильно жить! Для художественного образа, закона жизни клетки, а значит и семьи, лучше всего подходят слова известного путешественника-мореплавателя Тура Хейердала: “Мы жили так скученно на борту нашего папирусного ковчега, что хочешь, не хочешь, воспринимали один другого как ломти одной ковриги. Мы вместе радовались, вместе досадовали и во всем выручали друг друга, ведь тем самым каждый выручал сам себя. Один рулит, чтобы другой мог спать, стряпает, чтобы остальные могли есть, чинить парус и выбирать шкоты, чтобы все мы быстрее дошли до цели. Каждый был заинтересован в полном благополучии остальных, чтобы у нас хватило сил сообща отражать все угрозы извне”.
Как из клетки развивается организм, так из семьи складывается общество. Бывают случаи, когда здоровые клетки, по мало понятным причинам, перерождаются в раковые. Хуже всего то, что поначалу они не дают о себе знать и болезнь оказывается запущенной. То же самое происходит и с семьей, и с обществом. “Люди освобождали себя от устаревших моральных ограничений – сын от родительской власти, мужчины от брака, женщины от материнства, гражданин от государственной ответственности. Добровольное ограничение размера семьи, будь то через контрацепцию, аборт или детоубийство, стало обыденным”. Нет, это не картина деградации так называемого “свободного общества” наших дней. Но как похожа! Это – описание процесса разложения жизни античной демократии 2500-летней давности! Афины разрушили себя сами, ибо город переступил все мыслимые нормы свободы и равенства. “Граждане стали расценивать дерзость как демократию, беззаконие как свободу, развязность речи как равенство, и разрешение на вседозволенность как счастье” — свидетельствует уже очевидец той жизни, блестящий оратор и публицист Исократ.
Идеология же древнеримского общества морального вырождения вылилась даже в клич черни — “хлеба и зрелищ!”. “С одной стороны неуклонно падала рождаемость, с другой – растет число брошенных на произвол судьбы осиротевших и беспризорных детей. В римском обществе все сильнее проявляется апатия, стремление уклониться от выполнения общественных обязанностей, уход в личную жизнь, упадок нравов и ужасающая распущенность”. Могущественный Рим пал не под ударами внешних врагов, пресловутых варваров. Он сгнил изнутри, пораженный метастазами разложения семьи, подрыва нравственных устоев жизни.

Кстати, о варварах. В 1998 году, во время хаджа в Мекку, мы, казахстанцы, были неприятно удивлены тем, что нас, ориентированных на западный образ жизни, местные жители воспринимают как варваров. Но потом, присмотревшись к нравам подданных и порядкам саудовского королевства, сами же пришли к неутешительному выводу: да, на их фоне мы — варвары, варвары и есть! Это не самобичевание. Исследователь западного общества, философ Александр Зиновьев указывает на парадоксальность его развития: “С одной стороны, бытовой комфорт, питание, спорт, медицина, гигиена очевидным образом способствует улучшению здоровья людей и совершенствованию биологического вида. А с другой стороны, имеет место рост числа инвалидов от рождения, алкоголизма, наркомании, склонности к насилию и извращениям, импотенции, аллергии, гомосексуализма, новых эпидемий … Люди в большинстве случаев даже не отдают себе отчета в том, что они душевно больны”.

Но не все так безнадежно. Отчет себе отдает хотя бы известная актриса Шерон Стоун. После очередного расстрела американским школьником своих одноклассников и учителей, она с горечью заявила журналистам — “наше общество больное”. Казахская пословица гласит – если хочешь изменить общество, начинай с колыбели. Что мне нравится в американских родителях, так их активность и сплоченность в решении общих проблем. До сих пор помню, как нам приходилось загонять своих предков на родительские собрания под роспись в дневнике. Американские же мамы озабочены школой больше, чем своей кухней или работой. Мишель Смит считает, что дети оканчивают школу недоучками. Илэйн Анделин возмущена тем, что христианские ценности в школе уступают место атеистическим, упорно насаждаются идеи феминизма. Мелани Уилкинс не устраивает переполненность классов и недостаток индивидуального внимания. Недовольны они и тем, что их претензии мало, что значат как для государственных, так и для частных школ. Не просто ругают, но и ищут ей альтернативу. Поэтому, не дожидаясь, когда же махина существующей системы просвещения повернется к ним лицом, родители начали свою реформу, развивая свое, подлинно народное образование. И теперь в Америке все чаще переходят на домашнее обучение, и множится число чартерных школ.

Домашнее образование

В домашней школе родители сами преподают своим детям. Вот как это происходит в семье Анделин. День для них начался с клятвы верности американскому флагу и изучения Библии. Затем, последовали уроки математики и французского языка, которым Илэйн владеет свободно. В конце урока математики, всем раздали стопки карточек с задачками на скорость решения. Так как возраст детей от 5 до 15 лет, то к каждому из них особый подход и внимание. После совместных уроков, все они занимаются еще и самостоятельно. Затем мама отвозит Элизу на урок скрипки, Ребекку – на виолончель, а с Карен предстоит поработать отдельно – впереди у нее олимпиада по географии.
Естественно, Илэйн не может дать достаточных знаний по всем предметам. Поэтому она кооперируется с другими такими же семьями. Один родитель силен в географии, другой – в истории, третий – в языках. В зависимости от этого в определенные дни недели все дети собираются на совместные занятия в одном доме или другом. Очень кстати домашней школе пришелся Интернет, дистанционное обучение. Он помогает пополнять недостающие знания и родителям, и детям.
Конечно, противников домашнего образования хоть отбавляй. Чаще всего, они упирают на недостаток общения детей со сверстниками. “Это не так, — возражает Илэйн, — дети встречаются с друзьями в церкви, спортивных кружках, музыкальной школе, бойскаутском клубе, да и просто во дворе – общения достаточно. К тому же, при трудно контролируемой криминогенной обстановке в школе и вокруг нее, сверстники зачастую влияют отрицательно”. Зато постоянный контакт детей между собой и с родителями способствует укреплению привязанности, эмоциональных связей между членами семьи. Индивидуальный, искренне заинтересованный подход в обучении своих детей не может не сказаться на уровне знаний. Как утверждает солидная газета “Уолл Стрит Джорнал”, средний национальный балл по тесту АСТ составляет 21 из 36 возможных. Уровень знаний выпускников домашних школ выше – 22,7 балла. У той же Илэйн Анделин двое старших сыновей уже поступили в университет один на год, другой на два раньше своих сверстников. А Карен, на географической олимпиаде штата Юта, стала первой среди девчонок. Причем эти результаты не зависят от того, являются ли родители профессиональными педагогами или просто дилетантами, честно старающиеся передать своим детям необходимые знания и умения. Конечно же, домашняя школа требует от них повышенных затрат времени и сил. Уровень благосостояния родителей не оказывает влияния на их выбор системы домашнего образования. Любопытно, что в 28% случаев, когда дети учатся дома, в семье работают и отец, и мать.
Путь американских семей к домашнему образованию не был гладок. Еще в 80-ых годах оно подвергалось судебным преследованиям. Но упорство родителей пробило асфальт бюрократии. И вот уже университеты, а вслед за ними и военные академии перестали требовать от абитуриентов диплом о среднем образовании. Теперь достаточно продемонстрировать знания во время прохождения теста. Наблюдается стремительный рост числа детей домашних школ. Если в 1970 году их было порядка 15 000, то по данным Национального института исследований домашнего образования, в 2005-06 гг. обучалось уже от 1,9 до 2,4 млн. детей. По некоторым оценкам, ежегодно число учащихся увеличивается на 15%. Следует также отметить, что домашнее обучение уже вышло за пределы США и нашло своих приверженцев в Канаде, Франции, Германии, Англии, Ирландии, Словении, Австралии, Новой Зеландии и Китае.
Стихийно возникшая реформа образования снизу вовсе не перечеркивает заслуги и необходимость традиционных школ. Здесь мы полностью присоединяемся к словам публицистки Ольги Ошеровой: “Говоря о домашнем обучении, конечно, мы не имеем права забывать тот огромный труд многих и многих учителей, педагогов, ученых, работавших над составлением учебных программ, книг и пособий для школьного обязательного образования. Своим трудом они заложили основы всего современного образования, которое в свою очередь стало вкладом в культурно-технический прогресс человечества. Никто не может отрицать также тот факт, что практически все люди ХХ столетия, наряду со многими известными и выдающимися людьми – учеными, врачами, адвокатами, писателями, художниками, артистами, государственными деятелями – вышли из стен тех же школ … Тем не менее, любая система со временем приходит в упадок, и история это постоянно доказывает. Это то, что мы можем наблюдать в системе школьного образования повсеместно. Особенно способствует такому упадку уход от традиционных духовно-нравственных ценностей. Возврат к домашнему обучению как раз и стал естественной реакцией на этот упадок.
В книге Екклесиаста говорится, что солнце восходит и, пройдя полный круг над землей, возвращается к месту, откуда оно взошло. Не так ли и с обязательным школьным образованием: пройдя свой круг по странам и континентам, оно возвращается к истокам, его породившим? Не есть ли семья тот источник глубинных образовательных процессов, который зарождает в человеке жажду жизни и стремление к познанию истины? А если это так, то не семье ли, не отцу ли и матери задуматься о том, как и чему учат их детей в школе?” Однако, по тем или иным причинам, не все родители хотят и могут учить своих детей дома. Как быть в этом случае?

Чартерные школы

Состоятельная семья Эрика и Мишель Смит перепробовала и государственные школы, и частные: “Толку нет, уровень знаний наших детей никудышный”. Это понимают и в других семьях, и, скучковавшись вокруг Смитов, они организовали свою чартерную школу. В уставе (“charter”) они четко прописали ее цели: не просто научить детей математике или физике. Нет, в этом быстро меняющемся мире от детей требуется постоянное развитие. Поэтому главная задача школы – воспитать в детях самомотивацию. И в этом деле нет мелочей. Даже школьная форма имеет свое значение. В то время как в обычных школах дети одеваются, кто во что горазд, в их чартерной школе введена единая форма. На мой недоуменный вопрос Мишель отвечала: “Детей с младых лет надо приучать к самоограничению и дисциплине”.
Хоть Мишель и считается домохозяйкой, она вся в общественных делах. Весь день не смолкает телефон: желающих перевести детей в чартерную школу больше чем вакансий, ведь количество учеников в школе намеренно ограничено – 200 человек. (Получается, что если у нас так называемые малокомплектные школы закрывают, то в Америке, наоборот, развивают). Мишель, вместе с другими, разработала программу обучения и утвердила ее в местном департаменте образования. Теперь она часами “висит” в Интернете, ищет и заказывает учебники. Придирчиво отбирает учителей. А после обеда, посадив детей в машину, едет проверять, как движется строительство школьного здания. Успех такой школы всецело зависит от активности родителей. Поэтому в уставе прямо записано: каждая семья должна посвятить ей не меньше 40 часов в год.
Душой всех этих новаций в образовании, как ни странно, стали матери – домохозяйки. Рушится привычный образ женщины, запертой в четырех стенах и не видящей ничего кроме кухни и пеленок. Кровно заинтересованные в судьбах своих детей и не скованные должностными инструкциями и окриками вышестоящих, здесь они находят свое полное самовыражение. Вот так парадоксальным образом, живя “узкими интересами семьи”, они оказываются в центре общественной жизни.
Чартерные школы действуют в США с 1992 года. По данным исследовательского Центра Реформирования Образования, в 2005 году в 40 штатах США (из 50-ти) действовали около 3.6 тыс. подобных учебных заведений, в которых насчитывалось до 650 тыс. учащихся. Они получают право на оказание образовательных услуг, самостоятельного распоряжения выделяемым им ресурсами и пр. Взамен они гарантируют более высокое качество преподавания и более разумное распоряжение школьными фондами. Инициатива о создании подобных школ, может исходить от преподавательского состава, родителей, местных органов власти, высших учебных заведений, коммерческих структур и пр. Примерно раз в 3-5 лет, местные органы власти проводят проверки чартерных школ и могут аннулировать лицензию, если школа не соответствует определенным критериям.

Если бы я не был мусульманином, то стал бы мормоном

Альтернативные формы образования распространяются по всем Соединенным Штатам. Среди белых и черных, выходцев из Латинской Америки и Азии, богатых и бедных, верующих и неверующих. Характерные особенности веры способствовали тому, что домашние и чартерные школы больше всего пришлись мормонам. Так зовут последователей Церкви Иисуса Христа последних дней. Согласно статистическому отчёту за 2008 год, общее число членов Церкви составляет 13,5 млн. человек, У них есть своего рода государство в государстве – штат Юта, со столицей в Солт-Лейк-Сити. Напомню, что здесь в 2002 году были успешно проведены зимние Олимпийские игры.
На фоне краха семьи и брака в западном мире, первым в глаза бросается то, что среди мормонов практически нет разводов. Причина: именно семья — главная ценность в жизни этих людей. Члены Церкви глубоко верят в вечную природу семьи. Это – религия семьи. Даже храмы у них предназначены не для проведения обычных еженедельных богослужений. Они строятся для совершения особых, посвященных семье таинств. Назначение их — объединить членов семьи в вечный союз. Неслучайно Норма Пайпер, из городка Прово, книгу о своем муже назвала \»Строитель вечности\». Он умер 6 лет назад и по профессии был инженер-строитель. Два года бабушка сидела за компьютером, набирала и редактировала текст, подбирала многочисленные фотографии. В результате, вышел роскошный фолиант на мелованной бумаге, розданный всем членам очень большой семьи. \»Хочу, чтобы внуки-правнуки знали и помнили своего деда\».
Церковь объединяет не только ныне живущих, но и давно умерших. Она создала самую большую в мире генеалогическую библиотеку. Здесь, при местном университете имени Бригама Янга работает оргкомитет Всемирного конгресса семей. Каждые два года, конгресс собирает представителей разных стран и континентов, озабоченных катастрофическим состоянием института семьи и брака. Живая клетка общества не терпит дилетантского к себе отношения. Поэтому во всех местных школах обязательный предмет по семейному образованию. Университет же выпускает специалистов на факультете семейного образования и воспитания. Специальность эта оказывается востребованной не только в профессиональной, но и личной жизни.
Веру мормонов я бы назвал еще и \»религией нравственности\». Семья не может быть здоровой, сплоченной без крепких устоев. А они закладываются с ранних лет. Детство мормонов проходит не в казарменных условиях детсадов и школ, а под заботливым взглядом своих матерей. К тому же, по воскресеньям вся семья отправляется в церковь, где продолжается нравственное воспитание детей. До 18 лет чужим детям разных полов нельзя оставаться наедине. Только в компании сверстников. Запрещен добрачный секс. \»Как вам удается обеспечить соблюдение таких строгих норм поведения, когда вокруг творится, черт знает что?\» — выпытывал я у многих. Ответ был един — воспитание с младых ногтей на своем примере. Даже для совершеннолетних детей, общежития в университете разделены по полу. Такие условия, например, в Турции. Но здесь, в штате Юта, это правило действует и вне пределов студенческого городка. Мои знакомые для своих детей снимают две квартиры: дочке в частном доме, где все 10 квартир сдают только девушкам, а сыну — в другом доме, где только парням. Чтобы обезопасить своих детей, не волноваться за их будущее не только местные жители, но и родители из других штатов, даже из других стран посылают детей учиться в университет Бригама Янга. Здесь — около 30 тысяч студентов. Вот почему сюда большой конкурс и не так-то просто поступить.
Надо ли говорить, что для мормонов употребление табака, алкоголя, наркотиков — немыслимое дело. Но то, что наложен запрет даже на чай и кофе, как на возбуждающие средства, было неожиданностью и для меня. Вместо чая они пьют фильтрованную воду, натуральные соки. И все эти ограничения для них естественны и не воспринимаются как насилие над их правами и свободами.
Наконец, веру мормонов называют еще и \»религией труда\». Труд для них естественное и желанное состояние человека на работе и дома. Некогда пустынную территорию дикого запада Америки, умелые руки мормонов превратили в ухоженные земли штата Юта. Они воспитаны в том духе, что нормальный, здоровый мужчина обязан и может содержать семью. Причем материальный достаток для них не самоцель. Стив Пайпер работает в администрации университета. У него собственный дом с несколькими спальнями, две машины, правда, не последних моделей. \»Конечно, жена могла бы зарабатывать, и мы могли бы обновить машины. Но кто будет заниматься воспитанием детей? Для нас важнее кем они вырастут\».
Проповедуемый мормонами образ жизни, как нельзя лучше сказывается на социально-экономическом положении штата. Здесь самый высокий для США процент молодежи, самый высокий уровень грамотности. Самое большое число персональных компьютеров на душу населения. Самый низкий уровень безработицы, самый низкий уровень абортов, самое меньшее число внебрачных детей. Тяжкие преступления составляют лишь половину от показателя по стране. И это притом, что 30% населения штата составляют люди других конфессий.
И последнее. Знакомство с благополучной жизнью мормонов вызывает в душе обиду. Обидно за нашу веру — хоть за ислам, хоть за православие. Ведь были же и у нас духовные ценности, нравственные устои. Только вот в погоне за \»современностью\», за деньгами и карьерой, из-за потребительского отношения, стремления к легкой жизни многое из них где-то растеряли. И теперь расплачиваемся за это скандалами в семье и разводами, социально и физически импотентными мужиками и мужеподобными женщинами, брошенными стариками и внебрачными детьми, алкоголиками и наркоманами, уголовниками и проститутками. Людьми, бегущими в заморские секты. В сердцах, как-то у меня вырвалось: “Если бы я не был мусульманином, то стал бы мормоном!”

“Разруха сидит не в клозетах, а в головах!”

Гениальный, но политически наивный профессор Преображенский задумал из добросердечного пса получить такого же человека, пересадив ему человеческое сердце. Сформировать внешний облик ему удалось, но контролировать внутреннее содержание человека – нет. Социальное прошлое донора, — пьяницы и хулигана, пролетария Клима Чугункина, а также общество таких, как Швондер,- оказалось решающим. То же самое и с кризисом образования. Его не преодолеть простой заменой ступеней и сроков обучения. Мы лишь усугубим кризис, поменяв шило на мыло, заменив одну модель образования ничем не лучшей другой. Проблему надо брать глубже и шире. Разруха сидит не в образовании, а в обществе. Падение качества обучения, есть следствие деградации общества. Ведь и первые сторонники возвращения домашнего обучения стояли на позициях социальной критики. Они отмечали, что недостатки системы обязательного школьного образования отражают проблемы современного общества в целом. Чтобы поднять на ноги качество образования нужно опустить на колени общество потребления, то есть умерить аппетиты капитала и развращенного потребителя. А это куда более сложная, трудная задача, решение которой требует, прежде всего, политической воли.
Ни научный гений древних греков, ни организационно-технологический гений древних римлян не оградили их от соблазнов ничем не ограниченной свободы, не уберегли от моральной деградации общества. Их вытеснили другие. Наследник античной мысли, научно-технологический гений современности Запад наступает на те же грабли. Судя по всему, и конец будет тот же. Но образ жизни мормонов в самом логове современного капитализма, демократии, прав и свобод человека, а также сохранившихся, не смотря ни на что, традиционных обществ Востока указывают на возможность удержаться от этих соблазнов, не скатиться к краю пропасти. Они должны служить нам живым примером. Не стоит надеяться, что кто-то пробьется на самый верх и, как государственный деятель, наперекор интересам хозяев общества, сумеет для нас и за нас провести действительно необходимые реформы образования сверху. Упаси Бог и от реформ ради реформ, для отчетов чиновников в их бурной деятельности. Мы в той ситуации, где “спасение утопающих дело рук самих утопающих”. И потому, всем, кто умом и сердцем понимает, как сейчас уродуется, не реализуется человеческий потенциал их детей, и в еще большей мере это произойдет с их же внуками и правнуками, следует объединяться и, не мудрствуя лукаво, просто, без затей перенимать зарубежный, положительный опыт борьбы с этим злом. Это, разумеется, совсем не исключает поиски и предложения иных путей восстановления качества образования, развития способностей человека к успешной, полезной для себя и своей Родины, жизни.