Жара, арбузы и горячий хлеб Глава 1

Михаил Погорелов
Южный город.  Огромная привокзальная площадь и жара.   От неё не уйти, она везде: и в кабинете начальника и в столовой, и в общежитии ,  где единственное моё окно прожигается солнцем  насквозь .
 Шли  первые дни  моей  трёх годичной отработки.   К вечеру город раскалялся, духота как туман с заходом солнца  следовала за ним и я в ней  задыхался.   Есть не хотелось ничего. Только горячий хлеб и холодные арбузы. Остальное мой организм принимал с неохотою. Я гулял  по городу, изнывал от жары, а вечером  доставали комары. Они в пике жужжали у моего  уха.  Я хлопал их  и, не вытерпев  в который раз  обрабатывал комнату дихлофосом. Так делали пацаны из  железнодорожного ПТУ.  Они занимали  последний  этаж  семейного общежития и боязливо  смотрели мне  в след.

 Моя    униформа со значком на груди об окончании железнодорожного ВУЗа  наводила на них ужас. Я был удав, а они в комнатах  кролики.  Гулянки их прекратились и комендант общежития, дородная и солидная женщина, молилась на меня.
 Но время шло, и  они исподволь просчитали меня. Поначалу в малом,  не оказывая мне честь, затем дальше в другом, в третьем  и веселье их возобновились.  Громовой голос комендантши вновь сотрясал  воздух последнего   этажа, но он мне  был безразличен.

 Жара и комары старательно добивали меня.  Хотелось плюнуть на отработку и уехать домой к маме.  Душные вечера  раскаляли мою  мысль,  и    в один из них  я  рванул к поезду.
Но место моей отработки было не моё.  Оно было девчонки с курса, которая слезливо разменялась со мной на Волгоград. Волгоград тоже был немой. С ним я попал в сети к другой самой красивой на потоке.  И она  радовалась   вместо меня за Москвой - рекой: в тиши дубов, среди озёр  и вековых сосен. Ругая себя, злой  и обречённый, как кролик к удаву, так и я  плёлся назад в общагу, проклиная   всё и  комаров в придачу.

 К концу второй недели появился Лёня. Стиляга. Чёрненький, тёмные глаза на выкате, галстук на рубашке до того маленький, что мой  железнодорожный в шкафу  казался  по сравнению с ним гигантом. Затолкав свой чемодан под  койку, он впился в меня взглядом.

- Я из Москвы! Автоматическое управление стрелками и сигналами на ж.д транспорте.
- Ростов батюшка! Оно же!
- Лёня Рубинштейн, можно Лёнчик!
 
Я представился сам, свой ВУЗ, комаров и местную жару, от которой я потерял аппетит напрочь. Достал из холодильника арбуз, нарезал ещё теплый хлеб, завёрнутый мною  бережно в газету.

 - Угощайся, Лёнчик Рубинштейн! Единственное,  что меня здесь радует.
 
За время двухнедельной борьбы  с комарами  я исхудал, Лёня выглядел прекрасно.  Пухленький, крепкий с виду,  с нежной московской кожей на лице, которая через день, два отреагирует на жару  и доставит максимум неудобств его телу. Но это было впереди, а пока мы кушали арбузы и ежились  от солнца, как от крепкого мороза.
 Начальник был рад нам: мне как двухнедельному старожилу, Лёне как молодому специалисту, которым можно было заткнуть дыру. Дыра оказалась на близлежащем перегоне.  Участок был знаковый с единственным в мире заводом таким важным, что начальник поднял вверх указательный палец.
-  Квартиры от завода с расширенной планировкой….

Лёня  привстал.  До этого флегматичный, развязно сидящий на диване  он преобразился. Привстал со стула и я. Начальник усмехнулся, подвел нас к окну, где вдали за рекой блистали  на жаре  пятиэтажки.

 - Вот они  красавицы, но они не  ваши.  Для вас  строят другие. Николай, ты у нас какой в очереди  для  молодых специалистов?
- Пятый!
 - Не плохо, голубчик, не плохо. Через год квартиру получишь.

Мне не верилось.  Голова сладко плыла, а жара и комары уходили в прошлое. Начальник  звонил секретарше,  а та,  зайдя и шурша юбкой,  докладывала ему, что  Лёня опоздал и  находиться во втором десятке, а     ……
Она замялась.

- Николай.
- Извините, Николай. Вы приехали первый и вам повезло.  Вы пятый.
 
Пятый  и что тут извиняться. Я не понимал её и не мог, квартиры на солнцепёке  в домах красивых и обстоятельных затмевали для меня все её извинения. Начальник  говорил, а я  плохо его слушал.
 
- ……..  Квартиры получите все.  К заводу  проложена двухпутка.  Коллектив на участке пожилой, работающий на устаревшей автоматике. Зимой будем переходить на новую и современную. Вы молоды, энергичны и  будете вводить её в эксплуатацию первыми. Леонид, ты сразу на участок, а Николая до зимы подержим на  сортировочной горке. Как там у тебя дела, как встретили?
- Хорошо встретили.

А встретили меня  оригинально - страшным хлопком вагонных замедлителей*. Я находился перед зданием ГАЦ(горочная автоматическая централизация), в униформе, в галстуке, когда все три позиции вагонных замедлителей сработали разом . Сработали вхолостую, но скажи мне тогда закапывайся, я бы вкопался в землю голыми руками.
 
  Но прописку я прошёл, с другими было хуже.   Я остался на ногах,  а некоторые  оседали, как кули, ища спасения на земле пропитанной  дизельным маслом.
  Но  солидность с меня спала в первую же ночь моего самостоятельного дежурства, когда я и мой дежурный телефон остались тет -а -тет с горочной автоматикой. Лёня отпахав день, наверное,  гулял по этажам.  А я ни живой, ни мёртвый ждал что вот - вот с автоматикой что-то случится. Меня вызовут наверх, ткнут пальцем в неисправность ГАЦ на пульт табло, а я  буду моргать глазами и тупо  улыбаться.

Но горка работала,  весело щёлкали реле, замедлители,  тяжело ухая, тормозили вагоны, громкая связь, ни замолкала, ни на минуту. Телефон моего старшего лежал передо мной и был для меня соломинкой для утопающего. «Держи хвост пистолетом, Коля» -  сказал он  мне, уходя и звони, что бы ни случилось. Хвост мой упал  сразу. После первого звонка.

- Замедлитель не срабатывает, товарищ дежурный механик горочной автоматической сигнализации!
 
Звонила одна из зараз. Их было три. Красивые и смешливые бестии. Я их побаивался и  бежал наверх, хвост волочился  сзади, горка не работала и в помещении  управления ею   был полумрак, а девчата спали прямо на пульт - табло,  уставшие и  растрёпанные. Дежурный по горке, главный среди них,  смотрел на меня, одобрительно.
 
- Шеф, третий замолчал. Работу я остановил, разбирайся.

Сердце стучало, голова работала в аварийном режиме.  Первая самая надёжная мысль позвонить старшему сработала моментально. Я кинулся было вниз, но девчата, проснувшись с ехидцей, советовали мне звонить    ему  прямо с их телефона. Глаза их с усмешкой говорили мне, что я ещё тупой и  зелёный.

- Подымайте мне подряд все замедлители!
- Все?
- Да! Все три! Как тогда, когда проверяли меня на вшивость!

Я услышал сталь в своём голосе.  Как собака чующая кость, так и я подбирался к месту  предполагаемого повреждения.  Кнопка управления замедлителем. Ригель. Пазы его со временем стирались  и проскальзывали.

 Я заменил его и ушел, гордо выпрямив спину. Шёл вниз  в комнату дежурного механика ГАЦ и думал. А ведь знали и молчали заразы. Повреждение ведь  ходовое, накатанное. Могли бы сразу сказать. Значит, снова  прописали. Попал же в смену. Нет бы к тёткам добрым. Но горка заработала. Я был счастлив.


Вагонный замедлитель*  - устройство для регулирования скорости распускаемых с горки вагонов.