Жизнь и творчество Пушкина ч. 16

Николай Мринский
Роковая дуэль с Дантесом была последним, но далеко не первым поединком чести Пушкина. По воспоминаниям современников, Пушкин имел хорошую физическую подготовку, отлично стрелял и очень хладнокровно держался у барьера. Тем не менее, за всю свою жизнь Пушкин не убил на дуэли ни одного человека. Как же так могло получиться и сколько вызовов на поединок было в жизни поэта? Разные специалисты насчитывают от 28 до 30 «дуэльных историй» с его участием. В те времена далеко не все вызовы приводили к поединку, и далеко не все поединки оканчивались смертью одного из дуэлянтов. Пушкин не исключение – бросая и получая вызовы десятки раз, он выходил к барьеру, тем не менее, гораздо реже. Характеризуя Пушкина-лицеиста, учителя отмечали его успехи в фехтовании и танцах. Став старше, Пушкин отлично плавал, любил далекие пешие прогулки, ездил верхом, даже увлекался английским боксом. Кроме того, он очень много времени уделял стрельбе из пистолета. Причиной тому была одна из «дуэльных историй». В 17 лет Пушкин желал стреляться со своим двоюродным дядей – Павлом Ганнибалом. Ссора возникла из-за женщины, которую дядюшка и племянник не поделили во время котильона. Противники помирились и до дуэли дело не дошло. В 1819 г. поэт стрелялся с лицейским другом Кюхельбекером. Кюхля обиделся на Пушкина за его эпиграмму, и несмотря на уговоры друзей, вызвал поэта на поединок. Кюхельбекер выстрелил первым и не попал. Пушкин, не целясь, пальнул в воздух, после чего последовали объятия и дружеское примирение.

Выйдя из Лицея, Пушкин предавался разнообразным светским удовольствиям. Как-то за картами у него случилась стычка с графом Фёдором Толстым по прозвищу Американец. Пушкин заявил, что Толстой «передергивает». На что Толстой отвечал, что, спорить не станет, передергивает, но не любит, когда ему об этом говорят. Толстому в ту пору было 37 лет, и он прославился, как человек весьма бурной биографии, лихой бретер. Пушкину же едва исполнилось 20. Терпеть замечания от такого мальчишки Толстой-Американец был не намерен. И отомстил Пушкину тем, что пустил про него унизительную сплетню: будто бы его высекли розгами в тайной канцелярии. Никакого намёка на вольнодумие эта выдумка не содержала, тут был намёк лишь на то, как по мнению Толстого, следует обращаться с наглыми мальчишками. Пушкин узнал о том, кто был автором сплетни уже в Кишиневе. И решил во что бы то ни стало вызвать Толстого на дуэль, как только вернется в Петербург. Чтобы разделаться с противником наверняка, поэт стал упражняться в стрельбе. По утрам он несколько часов уделял этому занятию, и по свидетельству современников достиг немалых успехов: попадал в туза с 10 шагов. В Михайловском он палил в стену амбара, и как говорили крестьяне, иногда засаживал до нескольких десятков пуль. Кроме того, свои неблизкие пешие прогулки в Тригорское поэт совершал с тяжелой тростью – специально, чтобы придать твердость руке. Дуэль с Толстым-Американцем не состоялась, однако поэт, готовясь к ней, стал очень недурным стрелком.

В 1819 г. Пушкин стрелялся с Кондратием Рылеевым. Поводом послужила сплетня, пущенная Толстым-Американцем. Пушкин узнал, что Рылеев пересказывает её, и вызвал будущего декабриста на дуэль. Однако же оба выстрелили в воздух. После этого редкий год жизни проходил у Пушкина без вызова или поединка. Особенно много таких эпизодов было в период южной ссылки - в Кишиневе и в Одессе. С 1820 по 1822 год биографы поэта насчитывают не менее 15-ти «дуэльных историй». Кишиневские стычки не завершались дуэлями во многом благодаря губернатору Инзову. Старик благоволил к ссыльному поэту, и узнав об очередной «дуэльной истории», тут же упрятывал озорника на гауптвахту. Противника высылали куда-нибудь в другую губернию, тем дело и заканчивалось. В 1822 г. в Кишиневе Пушкин стрелялся с полковником Старовым. Дело было на Святки, на публичном балу. Поводом стал спор о том, какой оркестру играть танец: кадриль или мазурку? Стрелялись в метель. Оба поединщика сделали по два выстрела, сдвигая барьер, и ни разу не попали – из-за сильного ветра и холода сводило пальцы. Дуэль была прекращена по требованию секундантов. В том же году Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генштаба Александр Зубов. Причина: Пушкин уличил прапорщика в шулерстве. Пушкин явился на место дуэли с картузом, полным черешни, и пока Зубов целился в него, преспокойно ел ягоды, поплевывая косточками в сторону противника. Взбешенный Зубов промазал. Поэт от выстрела отказался. Из внушительного списка «дуэльных историй» Пушкина настоящими поединками завершились пять.

Остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; и во время каждого из поединков Александр Сергеевич держался очень достойно. Он был инициатором пятнадцати дуэлей. В шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов. Последняя, роковая дуэль с Дантесом, была едва ли не единственной в жизни Пушкина, когда он действительно хотел поразить противника. Как известно, раненый поэт все же нашёл в себе силы выстрелить и выстрел был метким: лишь случайность в виде пуговицы на мундире спасла Дантеса от смерти... Неудачу с «запуском» журнала «Современник», поэт воспринял, как ещё один знак читательского равнодушия. И на этом фоне во второй половине 1836 г. он обнаружит, что за его супругой Н.Н. Гончаровой, которая часто бывала на придворных балах, не таясь, открыто ухаживает поручик Кавалергардского полка Жорж Шарль Дантес. Созданная царскими чиновниками атмосфера ненависти, сплетен и клеветы вокруг поэта, а также очередной мощный поток лжи вынудят его действовать решительно. 4 ноября 1936 г. Пушкин и его близкие друзья получили очередное гнусное письмо, оскорбляющее честь поэта. Считая, что автором его является барон Луи Борхард ван Геккерн де Беверваард - посланник Нидерландов в Петербурге, Пушкин вызвал его приёмного сына - Дантеса на дуэль. Однако красивый блондин через неделю после вызова, 17 ноября сделал официальное предложение родной сестре Натальи Николаевны - Екатерине Гончаровой. Оно было принято и это обстоятельство не позволяло Александру Сергеевичу настаивать на дуэли - поединок был отложен.

В тот же день он послал своему секунданту В.А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли. Свою роль сыграла и аудиенция, данная Пушкину Николаем I, и посредничество его друга поэта Василия Жуковского, но иметь какие-либо отношения с Дантесом Пушкин отказывался, что, конечно же, приводило к дальнейшему обострению ситуации и новым конфликтам. Недруги поэта также не успокоились, и многие понимали в аристократическом Петербурге, что скорая развязка неминуема. Жорж Дантес прибыл в северную столицу в 1833 г. с целью поступления на русскую службу. Не зная языка, был допущен к офицерскому экзамену и зачислен в полк корнетом... После женитьбы на Екатерине, Дантес вновь открыто и демонстративно продолжает восхищаться Натальей, а в отношении семьи Пушкина усиливаются городские сплетни и злорадные усмешки. Видя всё это, Пушкин не долго оставался равнодушным. После получения по почте анонимных писем, оскорбляющих честь жены и присуждавшим ему звание «рогоносца», он посылает Дантесу вызов на дуэль. В тот же день к нему приходит приёмный отец обидчика и с волнением и слезами просит отстрочить дуэль на две недели. Великий русский поэт камер-юнкер А. Пушкин соглашается, однако 14 ноября 1836 г. снова получает 3 экземпляра анонимного письма, оскорбляющего честь обоих супругов. В конце концов, в январе 1837 г. Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где крайне резко отозвался о нём как об отце, нелестно охарактеризовал его приёмного сына и «отказал им от дома». Поэт понимал, что письмо носит явно оскорбительный характер и неизбежно приведёт к новой дуэли.

В тот же день Луи Геккерн, через секретаря, письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов. Убедившись в том, что это снова затеял барон Геккерн, поэт опять послал вызов блестящему молодому офицеру барону Жоржу де Геккерну (Дантесу). По дуэльному кодексу сластолюбивый старик, как дипломат, не мог быть вызван на дуэль и не имел права принять вызов, поэтому его «честь» должен был защищать сын. Следует иметь в виду и то, что сестра Николая I - Анна Павловна была королевой Нидерландов, что усугубляло сложившуюся ситуацию, превращая её из личного дела в дипломатический скандал. Таким образом, печально знаменитая дуэль на пистолетах была спровоцирована анонимными письмами, намекавшими на неверность жены Пушкина. Кто же был тот аноним, тот подлец, который разослал по петербургской почте гнусный пасквиль, что привело к столь великой для всех потере? Имя его было установлено в 1927 г. экспертизой почерков. Им оказался 21-летний князь Пётр Владимирович Долгоруков. Это он потешался пушкинским скандалом и, стоя за спиной поэта на великосветском балу, подымал над его головой два пальца в виде рогов. «И каждый взял свой пистолет...». Условия дуэли были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам, они должны были стреляться с расстояния 20 шагов друг от друга, барьер составлял 10 шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К.К. Данзас, секундантом Дантеса – сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак.

Продолжение следует в части  17                http://proza.ru/2020/01/04/1707