Первый трижды Герой Союза ч. 9

Николай Мринский
Они, не маскируясь, прут колоннами по дорогам всё ближе к Ростову. Направление их удара нетрудно предугадать – с запада и севера. Наши части вырвались ночью из окружения, оставляя за собой кое-где повозки. В середине ноября 1941 г. 1-я танковая армия вермахта с подошедшими пехотными дивизиями ринулась на Ростов. В тот же день перешли в контрнаступление западнее Шахт войска Южного фронта. Они успешно прорвали оборону немцев и стали заходить в тыл их главной группировки. Немецкая танковая армия, с большими потерями захватившая Ростов, оказалась в критическом положении. Противник начал поспешное отступление на заранее подготовленную линию обороны по р. Миус, прикрываясь заслонами в узлах дорог и населённых пунктах. Погода стояла тогда очень скверная. Низкая облачность, туманы и снежные заряды сильно ограничили действия авиации. Вражеские самолёты вообще не летали. Александра Покрышкина по-прежнему использовали в разведывательных целях. Детальная разведка танковых заслонов, прикрытых зенитками, даже на бреющем полёте была небезопасна. Зенитчики вели настильный огонь, от которого трудно было спастись, даже прижимаясь вплотную к стерне от скошенных хлебов. Приходилось энергично уходить в нависшую облачность, резко менять курс, отворачивая в сторону от светящихся трасс «эрликонов». Выходить из облачности для визуального наблюдения на малой высоте требовалось с большой осторожностью. Можно было легко зацепить землю. В таких случаях Александр Покрышкин применял выход пологим скольжением, с небольшим креном. Это был более безопасный способ, чем снижение прямо перед собой. В дни поражения немцев под Ростовом, лётчиков 55-го иап порадовало и наступление наших войск в районе Тихвина. Все также с нетерпением ждали новостей из-под Москвы.

В первой половине декабря закончилось сражение под Ростовом. Немецкая группировка была разгромлена и отброшена к Таганрогу и за р. Миус. И всё же наше контрнаступление было остановлено, потому что противник перебросил сюда дополнительные силы с других участков фронта. Наконец-то в полк пришла радостная весть о разгроме главной группировки вермахта под Москвой. Такого удара немцы не испытывали ещё за всю Вторую мировую войну. 55-й иап перебазировался на полевую площадку у г. Шахты. Отсюда было ближе действовать по войскам противника: вести разведку, штурмовать скопления на позициях, уничтожать его транспорт на дорогах. Сильные морозы и снежные метели значительно ограничивали боевую активность. Летали небольшими группами и одиночно, применяя пулемёты и «эрэсы». Сбрасывать бомбы из-за низкой облачности было нельзя. В один из дней поступила команда группе лётчиков и инженеров из разных полков прибыть 22 декабря 1941 г. в Ровеньки, где размещался штаб 20-й сад для вручения наград. Приказом войскам Южного фронта № 065/н за 336 успешно проведённых боевых вылетов и 6 лично и 6 в составе группы сбитых самолётов противника А.И. Покрышкин был награждён орденом Ленина. После этого, безусловно, приятного события всех пригласили на техническую конференцию. Выступая на ней, дивизионный инженер старался всячески доказать превосходство наших самолётов над немецкими, расхваливал горизонтальную манёвренность И-15 и И-16, их преимущества. Александр Покрышкин также решил озвучить свои взгляды на современную тактику боя истребителей, сказал о преимуществах «мига» в скорости полёта и при бое на вертикальном маневре. Вместе с тем указал на его слабое вооружение и на отсутствие радиостанции.

Подчеркнул необходимость иметь на новых истребителях пушки, так как пулемётное вооружение не всегда достаточно эффективно в современном воздушном бою. Выступление ст. лейтенанта Покрышкина понравилось далеко не всем офицерам из числа руководства авиадивизии. Его обвинили в недооценке отечественной боевой техники, в отсутствии уверенности в своих самолётах. Спорить с людьми, которые не вылетали на боевые задания и не провели ни одного воздушного боя, было бесполезно. В первый день 1942 г. должны были в составе звена вылететь на штурмовку. Однако один мотор запустился, но работал с перебоями, взлетать при такой работе нельзя, на другой машине мотор работал чуть получше, но тоже барахлил. Третий самолёт взлетел и тут же вынужденно сел в 2 км от аэродрома. Покрышкин принял решение лететь в одиночку. На ж/д станции Амвросиевка он сбросил бомбы с вертикального пикирования по эшелонам. По дороге на Таганрог удалось поджечь две грузовые автомашины марки «Шкода». На обратном пути открыл пулемётный огонь по экипажам танков, которых было не менее десятка. Укрыться в танках успели не все. Комполка пожурил за то, что не вернулся на аэродром при плохо работающем моторе, но в то же время был доволен, что боевое задание сорвано не было. В один из январских дней в 55-й иап передали десяток ЯК-1. Они были не новыми, но их вполне можно было эксплуатировать в дальнейшей боевой работе. 2-ая эскадрилья срочно приступила к переучиванию лётного состава. Самолёт, по сравнению с «мигом», был прост в управлении во всех видах полёта, лёгок в пилотировании и имел на вооружении 20-мм пушку и два пулемёта 7,62-мм «шкаса». Его скорость достигала 592 км/ч на высоте 4100 м. Время виража составляло 19 сек, потолок - 10 тыс. м.

В полк также прибыло молодое пополнение в звании младших лейтенантов. Наконец-то был отменён предвоенный приказ о присвоении лётчикам после окончания авиашколы звания сержанта. Этим приказом унижалось достоинство лётчиков, принижался их авторитет среди командного состава. В один из дней комполка Иванов вызвал на КП Крюкова и Покрышкина, поздравил каждого с присвоением очередного воинского звания капитан и предложил занять должность командира и его зама, вновь созданной эскадрильи из молодых лётчиков, которых надо было вводить в боевой строй. Деваться некуда. Эскадрилья перелетела на другой аэродром и начались занятия. Зачастую мешала морозная и снежная погода. Иногда Покрышкин в паре с Николаем Искриным вылетали на «свободную охоту». Уничтожали паровозы на перегонах, машины на дорогах. Как-то Александр Покрышкин, перед срочным вылетом на разведку, не надел лицевую маску. Она мешала лётчику в воздушном бою, уменьшая обзор. Мороз был настолько крепким, что лётчик получил сильное обморожение лица и шеи. Несколько дней пришлось лечиться жиром, пока не прошла опухоль. Отрыв молодёжной эскадрильи от авиаполка, частая непогода удручающе сказывались на настроении лётного и техсостава. Поэтому даже случайные посадки лётчиков из других полков, возвращавшихся с боевого задания вносили оживление. Однажды после проведения разведки, приземлился уже известный многим Вадим Фадеев, у него закончилось горючее. Молодые лётчики были очень удивлены, когда из кабины И-16 в меховом комбезе вылез двухметровый великан. С ним Покрышкин успел познакомиться на вручении наград ещё в Ровеньках. Вадим уже стал лейтенантом. Далее судьба соединила на боевом пути этих двух незаурядных и героических людей.

Но посещали аэродром не только приятные люди, но и те, от которых приходилось получать несправедливые разносы. В один из буранных дней неожиданно нагрянул комдив Осипенко. Придирчиво осмотрев схемы и, заслушав во время занятий молодых лётчиков, он расшумелся, объявил Крюкову и Покрышкину по выговору за незнание тактики истребительной авиации. После его отлёта занятия продолжались в прежнем русле, с учётом опыта боевых действий, а не по устаревшим методическим рекомендациям, написанным в довоенных кабинетах. Через пару месяцев, закончив обучение, эскадрилья вернулась на полковой аэродром, недалеко от шахты Свердловской. Зимой 1941/42 г. командование советской авиацией начало пересмотр тактики ведения воздушного боя. Наиболее опытные лётчики к этому времени проанализировали боевой опыт и выработали свою тактику боя, которую начали передавать своим менее опытным коллегам. В это же время изменилась методика подготовки пилотов в авиашколах и училищах. Программа обучения теперь строилась с учётом боевого опыта, больше внимания уделялось высшему пилотажу и воздушно-стрелковой подготовке. Коренным изменением в тактике действий советских ВВС стал переход от боевого порядка «звено» (полёт тройками) к вылетам парами. Авиация Красной армии последними среди всех стран, принимавших участие во Второй мировой войне, перешли к паре. В 1942 г. родился ещё один тактический приём - «этажерка» - эшелонирование пар по высотам и расстоянию. Многие асы оспаривали приоритет на изобретение «этажерки». Первыми широко и эффективно применили этот боевой порядок лётчики 16 гиап во время боёв на Кубани весной 1943 г. С тех пор «этажерка» прочно связана с именем А.И. Покрышкина (5).

В ходе проведённой зимней наступательной операции был освобождён населённый пункт Барвенково-Лозовая. Теперь авиаполк действовал не на Таганрогском направлении, а был ориентирован на густонаселённый Донбасс, насыщенный зенитными средствами врага. Покрышкина снова вернули к ведению разведки на «миге», причём категорически требовали избегать воздушных схваток. Вылетали в основном одиночно и реже парой. Разведка в сложных метеоусловиях велась силовая. Преднамеренно или вынуждено лётчики-истребители старались ввязаться в бой с «мессершмиттами». Наступил март 1942 г. с ярким солнцем и чистым небом. Но небо казалось чужим и враждебным, потому как рядом нет напарника. Одиночный разведчик, как и минёр, ошибается один раз. Не стало хватать «мигов», наиболее подходящих для ведения разведки. Оказалось, что их перестали выпускать, а моторы А.А. Микулина начали ставить на самолёты-штурмовики Ил-2. Покрышкин снова командует эскадрильей, которая сформирована из опытных воздушных разведчиков. Летать стали всё чаще, поочерёдно на одной машине. За каждым «МиГом было закреплено два лётчика. В полку тяжело восприняли ранение Карповича. Он вылетел на разведку утром. Время его полёта ещё не закончилось, как вдруг над аэродромом появился самолёт. Видно было, что пилот с большим трудом управляет истребителем. Посадку лётчик произвёл с высокого выдерживания, иначе говоря плюхом. Когда самолёт закончил пробег, лопасти винта уже не вращались. Все бросились к машине, застывшей на посадочной полосе. Ещё издали заметили развороченный снарядами «эрликона» борт «мига». В кабине увидели Карповича, он повис на привязных ремнях, опустив голову. Аккуратно вытащили его из окровавленной кабины в бессознательном состоянии.

Продолжение следует в части  10             http://www.proza.ru/2019/02/16/1188