Раздел 5. Гуманизм и постгуманизм продолжение пути

Записки Охотоведа
 
Возможен ли постгуманизм, плохое ли это будущее, и в какой степени мы действительно находимся в безопасности от того, чтобы не "свалиться в нечеловеческое"?

Для начала констатируем: различные способы человеческого познания приводят к несопоставимым между собой результатам, а отдельные виды знания отличаются и не взаимодействуют в логическом восприятии человека, помочь их интегрировать способно лишь метафизическое или «детское» образное мышление.

Карл Ясперс выделил пять свойств или особенностей человека как метафизического существа. Это: 1) неудовлетворенность несоответствием того, чем он является сегодня; 2) стремление к безусловному, поскольку жизнь постоянно обусловлена внутренними и внешними причинами; 3) стремление к единому, не разделенному на физическое и духовное, бытие; 4) непостижимость воспоминания из вне, а только «из себя», 5) сознании бессмертия как своей укрытости в вечности.

В начале прошлого века В.И. Вернадский предвидел и предсказал реальность неэволюционного характера кардинальных перемен на планете - возникновение ноосферы как нового геологического явления и человека как крупнейшей геологической силы.

Концепция ноосферы обозначала в ХХ в. Надежду человечества как понимание лучшего человеческого будущего, предположительно достигаемое на основе прогресса. И что от того, если в этих представлениях не может раскрываться в реальности множество нужных подробностей свершаемого, которые мы можем предположить, но никак не способны увидеть?

Любое начало в науке не может миновать феномен или явление, ситуацию или процесс, который должен быть превращен в факт. Когда-то мифопоэтическое восприятие было господствующим в архаичной и античных культурах, оно вытеснялось но не было изгнано в Средневековье, и хотя все менее становилось все менее доступным человеку современной технологичной цивилизации, не потеряно стремление к мифологизации и сейчас.
 
Гуманизм эпохи Возрождения Европы переоткрыл многообразие и значимость великих человеческих культур многих эпох и веков (Леви-Стросс), одновременно усиливая дуализм различий между "дикарскими" и "примитивными" культурами и величие антропоцентризма, воплощаемого множеством взаимодействий, включающим природное, божественное и гуманистическое содержание.

ХХ в. во всем мире оказался переломным в отношении окружающей человека природной среды, результирующей беспрецедентной степенью трансформации и потери дикой природы. В современную эпоху Земля как территория стала «человекоразмерной системой»: встраивающиеся в ее процессы человеческие действия видоизменяют поле ее возможных состояний, демонстрируют признаки разумности и неразумности.

Новые технологии оказываются теперь таким товаром, который ориентирован на массовый спрос; в свою очередь, и сами интересы и нужды потребителей становятся мощным стимулом, во многом определяющим направления и подстегивающий темпы научно-технического прогресса.

Но именно сейчас, когда  процесс глобализации изменил долгосрочный лейтмотив существования человечества, и как никогда в истории, глобализация как беспрецедентный феномен "пронизывает" все сферы современной жизни, отображаясь множеством проекций региональных отображений социального и культурного неравенства поляризованного пространства мира.

Безусловно важным будет здесь совмещение не только сознательных и предсказуемых состояний нашего "географического" мира, но и того психологического, архитепического, бессознательного, что еще в большей степени, хотя и скрыто, предопределяет наши ценности, устремления и достижения.

Эйкос  - эта будет та часть мира, которая осознается как обитаемая и отражается человеческой психикой, и в настоящий момент времени в качестве освоенного психологического пространства вступает трансгуманизм – нечто постчеловеческое.

Мы получили в качестве среды геоверсум – в его исключительной трансцендентности, где существует постоянно поддерживаемое "пространственное поле" взаимодействия человека с природой, наличествующее как скрытая зашифрованная в бессознательном последовательность неких символов, текст, во что фактически превратилась жизнь современного человека.