Арканы Таро Старшие и Придворные, поиск соответств

Феликс Эльдемуров
Арканы Таро Старшие и Придворные, поиск соответствий
Тристану Монте, вдохновившему меня на написание этого опуса

Многих моих учеников и коллег по Таро подчас интересует вопрос: на основе каких соображений я провожу параллель между Арканами Старшими и Придворными. То есть, откуда берется моя безапелляционная уверенность, что, скажем, Аркан «Колесо» соответственен Пажу Пантаклей, «Башня» - это Всадник и одновременно Сивилла Мечей, «Шут» - Фараон Посохов и проч.?
Друзья мои, на деле всё очень просто. Эта схема универсальна она берет свое начало с древнейших времен, и известна во многих сферах. Взять, хотя бы, поэзию. Как конструируется катрен-четверостишие?
Психология восприятия человека устроена так, что он воспринимает информацию последовательно по следующим этапам:
1. Зачин, начало, вступление (называйте как хотите), событие, первоначальный образ;
2. Что с этим связано (или продолжает, объясняет, истолковывает, уточняет и проч.);
3. Вершина. К чему хочет подвести мысль автор. Это ещё не окончательный вывод. Это – та начинка, которая придаёт вкус всему пирогу. Это то, что должно потрясти воображение читателя, апогей всего стихотворения;
4. Завершение, финал, вывод. Это может быть мнение автора о том, что произошло выше. Это может быть совет. Это может быть совершенно иной поворот, оригинальная мысль,  позволяющая увидеть происходящее в ином свете…

Оккультизм и каббалистика представляют этот процесс в виде четырех вселенских принципов: активный, пассивный, результативный и реализационный. Троица-тернер переходит в четверицу-квартенер. Графический символ – треугольник с точкой посередине, зачинающей следующий треугольник.
Об этом можно прочесть во многих умных книгах, от Тухолки и Шмакова до ГОМа и Папюса.
Это знаменитый Тетраграмматон «йод» - «гхе» - «вау» - «гхе», прочитываемый как имя Бога, «Яхве» или «Иегова».
Это Древо Божественных Проявлений, иначе именуемое Сефирот.
Это табличка Исиды кардинала Бембо, исследованная Элифасом Леви.
И т.д.
Как это может быть применимо к Таро?
Изначальная посылка несложна. Возьмем для начала круг Старших Арканов и представим три первых из них в виде треугольника:
1-й из них, «Маг» - принцип активный,
2-й, «Жрица» - пассивный,
3-й, «Императрица» - результативный.
Далее, точкой в этом треугольнике, олицетворяющей реализационный принцип, будет 4-й Аркан, «Император». Он же, в свою очередь перерастая в активность,  даст начало следующему треугольнику 4-5-6. Таким же образом, по очереди, возникают Аркан 7, ведущий с собой треугольник 7-8-9, 10-й с треугольником 10-11-12, 10-й и треугольник 10-11-12 и т.д.
Старшие Арканы, знаменующие собой переход от реализационного к активному принципу, будут стоять через три: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22.
Теперь о параллелях и соответствиях с Арканами Двора.
Придворные карты-Арканы могут и должны соотноситься со Старшими Арканами по знакомой нам по тому же первому тому «Арканологии» «восьмерке» (см. рисунок).
 Интересна история появления этой «восьмерки» . Однажды кто-то на занятиях задал мне вопрос: «Вот вы разделяете Старшие Арканы на «планетные» и «зодиакальные» (по системе астролога Валерии Гурченко ). А не соотносятся ли как-либо Арканы Двора с «зодиакальными» Арканами? Если да, то как именно?». Потом группа ушла на большой перерыв, оставив автора этих строк ломать голову…
А действительно? Правда, «зодиакальных» Старших Арканов у нас 12. Придворных Арканов – 16. Нестыковочка выходит…
А что, если два Аркана, в рисунках карт которых мы наблюдаем изображение Зодиака, то есть «Колесо Фортуны» и «Мiр», соединить вместе, в кольцо Уробороса? Правда, «Колесо» (см. т. I) у нас относилось к «планетным» Арканам… Хотя, с другой стороны, Старший Аркан 10 – не совсем планета, это упоминавшиеся в первом томе Плутон и пояс Койпера, этот Аркан – пограничный между «зодиакальными» и «планетными» Старшими…
Получается такой весь из себя «сдвоенный» Аркан. Аркан трансформации?
Постойте-постойте! А ведь у нас имеются и ещё Арканы трансформации! И идут они через тройку: 10-13-16-19-22… А что, если к этим, пограничным, реализационно- потенциально активным Старшим Арканам привязать не по одному «придвору», а по два? Тогда схема становится ступенчатой, подразумевая некий непрерывный реинкарнационный ряд, в котором должны так же, как это упомянуто выше, вычленяться традиционные четыре оккультно-символических периода жизненного пути:
1 – рождение и детство;
2 – юность (молодость);
3 – зрелость;
4 – старость и смерть.
Допустим, каждое из четырех подразделений наших придворных героев (Паж, Всадник, Сивилла, Фараон) проходит указанные выше этапы. То есть:
Паж:
Рождение и детство: «Колесо Фортуны» – как Паж Пантаклей.
Юность: «Сила» – как Паж Кубков.
Зрелость: «Повешенный» – как Паж Мечей.
Старость и смерть: «Смерть» – как Паж Посохов.
Что, согласитесь, весьма символично. Вспомним, что Старший Аркан 13 называют ещё «Смерть и новое рождение». И… здесь же на свет появляется наш новый персонаж:
Всадник ( Рыцарь):
Рождение и детство: «Смерть» – как Всадник Посохов.
Юность: «Умеренность» – как Всадник Пантаклей.
Зрелость: «Диавол» – как Всадник Кубков.
Старость и смерть: «Башня» – как Всадник Мечей.
То есть, грозный Всадник-Рыцарь погибает, как ему и полагается, в сражении… Однако, вослед ему, здесь же рождается не менее пресловуто зловещий персонаж, а именно та самая Пиковая Дама…
Сивилла (Королева):
Рождение и детство: «Башня» – как Сивилла Мечей.
Юность: «Звезда» – как Сивилла Посохов.
Зрелость: «Луна» – как Сивилла Пантаклей.
Старость и смерть: «Солнце» – как Сивилла Кубков.
Сивилла, собственно, уходит, исполняя символически предназначение и цель жизни женщины: дом, семья, дети… Ей наследует Фараон.
Фараон (Король):
Рождение и детство: «Солнце» – как Фараон Кубков.
Юность: «Суд» – как Фараон Мечей.
Зрелость: «Шут» – как Фараон Посохов.
Старость и смерть: «Мiр» – как Фараон Пантаклей.
Который уходит с «Мiром», который далее должен переходить в «Колесо» и… история начинается с начала.
Так на свет появилась «зодиакальная» половинка приведенного здесь рисунка, долженствующего объяснить появление прочтений Придворных Арканов исходя из истолкований Арканов Старших.
Кажется, что теперь, помня хотя бы личностные характеристики Старших Арканов, мы легко сумеем сопоставить  с ними тот или иной персонаж Двора – и в своих поисках точных соответствий, как говорится, «начать танцевать отсюда». Так, в принципе, поначалу и было на занятиях. Однако впоследствии…
Впоследствии же, когда автор полностью утвердился в той идее, что Старших Арканов в колоде Таро должно быть не 22, а все-таки 24 (включая «белую» и «черную» карты), схема соответствий приобрела вид «восьмерки» (или ленты Мебиуса)!
В ней мы можем наблюдать, отчасти, соответствие количества Придворных Арканов количеству соответствующих им элементов в Таблице Менделеева (см. «Арканология», том I), то есть общее число Арканов Двора становится равным 32, а не 16.
Быть может, придворных карт в составе каждой масти должно быть не по четыре, а по восемь: четыре активных, «мужских» («янских») и четыре пассивных, «женских» («иньских»)?
Как быть? И как следует, например, именовать раздвоившиеся таким образом «придворы»? Быть может, их следовало бы поделить на мужские и женские? На Всадники и Всадницы? На Сивиллы и, например, Волхвы? На Фараоны и Царицы?
Однако ни в одной из современных колод мы не найдем такого набора карт!
Правда, это уже вопрос не ко мне.