Дневник Павла Ф. 190819 Преображение Христово

Константин Матаков
                ***

Преображение.. Православная икона показывает нам всю невместимость фаворского света.. Христос просиял как солнце, одежды были как блистающий снег, явились Моисей и Илия, беседуя с Иисусом, а потом еще и светлое облако, из которого был божественный глас Отца.. Неудивительно, что апостолы были в страхе, Петр говорил, не зная, что сказать, а затем ученики пали на лица свои.. А как иначе? Ведь это взрыв божественности, взрыв света, полет лучей сверхнебесного солнца! Как это принять? Да, Господь сообщает нам Себя настолько, насколько это возможно для нас.. И все же: вот ученики ходили с Ним, слышали Его проповеди и видели чудеса – но те чудеса происходили с другими (исцеление, насыщение и т.д.), а здесь – чудо произошло с Ним Самим! Его божественность была явлена так глубоко, как никогда до Воскресения.. И сразу после Преображения божественный Иисус призывает их молчать об увиденном, до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых.. И это страх еще больше самого страха, ибо тот страх перед Преобразившимся был страхом благоговейным, а теперь приходит страх, превышающий грешную человеческую природу, ужас перед священной тайной спасения: как! Божественный, так преславно Явивший Себя, будет убит, а потом воскреснет?! Как такое возможно?! Да, это невозможно; это невозможно даже понять; но – невозможное человекам, возможно Богу.. Икона Преображения в чем-то напоминает икону «Сошествие во ад». В обоих случаях божественность Иисуса являет Себя в Своей силе как прекрасное извержение божественного огня.. Но в случае фаворского чуда Господь сокрушает только наши представления о Нем, сжигая остатки сомнений в том, Кто Он есть. Сошествие же во ад означает сокрушение преисподней.. Но и то, и другое событие – это освобождение нас от власти дьявола, и связывают их нитью, - смерть Христа и Его восстание из мертвых.. О, Иисусе! Ты солнце и Ты снег, Ты Бог и Человек, Ты Мертвый и Живой, и в Тебе – спасение наше!