Если бы закрылись все университеты...

Елена Гончарова 2
"Если бы закрылись все университеты,
 но остались   все библиотеки,
 культура  бы сохранилась." (Д.С.Лихачёв)

Невозможно   не  согласиться, если  даже  в  наших немногочисленных провинциальных библиотеках появляются  книги таких писателей, как Михаил Тарковский.
 Он  живёт  в Туруханском районе Красноярского края, куда переехал из Москвы в 1981 году. По его сценарию снят фильм «Счастливые люди» о реальной, не выдуманной жизни сибирской глубинки, где люди свободны потому, что  «надеются только на себя и спрашивают только с себя.»
И как несравнимо их счастье со счастьем городского жителя, удачно втиснувшегося на парковке перед "супермаркетом".
Есть его книга рассказов, повестей и очерков «Енисей, отпусти!», как раз,  об этих счастливых.

Повесть Тарковского «Полёт совы» - о молодом сельском  учителе литературы. Она посвящена  теме воспитания и обучения детей. А что может быть важнее в наше время?  В ней автор  понятен и близок своими мыслями, неравнодушием  к происходящему  и  душевностью  русского языка.
 Вот несколько цитат из повести:

 «Когда одержим неизбывной тревогой за свою страну, болью, которая не проходит ни днём,  ни ночью, то живёшь совершенно другой жизнью и по другим законам, чем остальные. Но ты не можешь требовать от остальных подобного. Ты противопоставляешь себя почти всему, и для рядового человека это потрясение,  полный пересмотр ценностей».

« Есть люди, которые никогда не идут против общества. А есть и другого склада, кто с пылом и с жаром,   с вызовом «достукивается» до всяких страсбургских судов, в то время, как простым людям чужда эта правдолюбивая «заедливость», в которой всегда есть что-то несколько постыдное.  Тем более, что борьба за справедливость начинает незаметно и подленько стачиваться о жизненные зазубрины. И попутно    возникает ещё одна правда, которая также незаметно трансформирует идею, постепенно отъедаясь на её же издержках.
Поэтому, я согласен с теми, кто не приемлет разговоров о патриотизме, именно потому, что от идеи до воплощения – пропасть.»

"Есть прекрасные речные слова – быстрина и водопад.  Так вот, чем больше смотрю на мировую историческую быстрину, тем яснее чувствую, каким водопадом она оборвётся.  И нам бы не лезть, а спокойно поставить плоты рядом, в боковой протоке, да добывать рыбу, да покосы расчищать, а там, глядишь и воду увести… А кто хочет, пусть валится. И мы имеем все основания противостоять, но  нет…  Видим, какой тащит хлам и лезем, прыгаем на скользкую блестящую доску с нашим же противником. Лезем на этот неправедный пир в это время чумное. Под чумой я подразумеваю  отказ от задумывания   о цели цивилизации, о наведении порядка на земле. Но самое худое - пока не решишь главных вопросов в самом себе, и в наружном не сдвинешься.»

«Мне кажется, мой уход в дальние места – это замах для мощного и неведомого броска, и  что откат для набора силы необходим,  да и землю свою знать надо, коли наградил тебя Господь даром защитника. Картина-то жестокая, но я надеюсь  на Бога и уверен в единственном: чем сильнее нас жмёт мировой порядок, тем негасимей  очаг духовного сопротивления внутри России.»


Август 2019.



P.S. Когда  выбирала  для эпиграфа  понравившуюся фразу Дмитрия Сергеевича Лихачёва, не предполагала, что в 2023 г. жизнь заставит  узнать о нём немного больше. На глаза «попалась» в библиотеке книга Даниила Гранина «Последняя тетрадь». Оба они жили в Санкт -Петербурге. В  книге есть глава « Рецепты Лихачёва», в ней  зацепило его высказывание: « Подавленность – этого состояния у меня не было. В нашей школе поощрялось составлять собственное мировоззрение. Перечить существующим теориям.  Учителя поощряли смелость мысли, воспитывали духовную непослушность.»   Одно это  многое говорит о человеке.

 «Дмитрию Сергеевичу, не смотря на гонения, удалось спасти в Новгороде Кремль от застройки высотными зданиями, спас земляной вал, затем в Питере – Невский проспект, портик Руска. Он не создал учения, но он создал образ защитника культуры.» - пишет Гранин.
 
А начался  мой повышенный интерес к  северной столице, после того, как  внук стал студентом Питерского университета. Вот, уж точно – всё взаимосвязано в нашей жизни.

Следующей книгой, уже не случайно, выбрала «Прозу  второй половины ХХ века»  (мегапроект «Пушкинская библиотека»). И опять Петербург…
Ольга Берггольц о своей жизни и о Ленинградской блокаде в повести «Дневные звёзды» . Человек, переживший её, не сможет  соврать, не напишет такое  ради «пропаганды», как это воспринимается в наше время. Конечно – не всеми. Но чтобы узнать о прошедшем, надо прочесть книгу. Этому сейчас не учат, зачем? Хватает полезной  информации, не стоит  портить  настроение ещё и этой, ненужной! Поэтому,  литература всё больше  становится развлечением, а  то, что было всё меньше  интересует.
 
Но прошлое  снова напомнило о себе.
Здесь же, в  повести Юрия Германа «Подполковник медицинской службы», есть эпизод, который  перекликается с событиями нынешними.
 
Доктор Левин (главный герой)  хирург и начальник госпиталя для раненых лётчиков, сбитых фашистами  над Балтикой. Кроме своей работы, он помогает в создании специального костюма для лётчиков.  А самолёт, спасающий раненых, упавших в ледяное море, уже есть. При первом испытании, во время боя  из воды вместе с нашими ,  достали  раненого немца. Поняли только в самолёте, когда он окрысился на Левина, признав в нём еврея, обозвал его «юде». Но врач – есть  врач. Привезли в госпиталь и в диалоге (на немецком)  другой  хирург сказал:

«- Ты об этом «юде» забудь, понял? Навсегда…Он для тебя господин доктор. Понял? Господин подполковник! А если ты скажешь это…ещё раз, я застрелю тебя в госпитале…Это говорю я  тебе – я…Понял?
- Да. Я понял. Я  хорошо понял.
Ночью ему стало хуже. Когда вошёл к нему  хирург, немец со страхом заговорил:
-Я истекаю кровью… Я прошу оказать мне экстренную помощь. Моя группа крови вот тут указана… Но я убедительно прошу вас господин доктор, по вашему лицу вижу, что вы славянин, если понадобится переливание, я умоляю вас, только не иудейскую кровь…Речь идёт о моей будущей судьбе, о моей карьере, о моей жизни наконец. Ни в коем случае не иудейскую кровь…Вы поняли меня, господин доктор?
- Да, понял. Но мы сейчас имеем только иудейскую кровь. Таково положение. А без переливания вы погибнете…
- Надеюсь, что такого рода подробности не будут записаны в мою книжку военнопленного. Ну, группа крови – пусть. А вот это… иудейская…
-Я доставлю себе удовольствие записать все подробности!... Я запишу всё решительно.
- Но, почему, господин доктор? Ведь вы же славянин.
- Я славянин, и я ненавижу расистов. Понимаете меня?... Я ненавижу антисемитов, германофобов, ненавижу тех, кто линчует негров, ненавижу мракобесов. Что вы решили насчёт переливания крови?
 - Я подчиняюсь насилию.
- Нет, так не пойдёт. Вы просите нас перелить любую кровь или не просите?
-В таком случае я вынужден  об этом просить.»

То же мракобесие видим сейчас. Ещё не ушло поколение, заставшее ту войну, а всё уже забыто и снова повторяется. Не может настоящее быть счастливым без памяти о прошлом.   

Май-июнь 2023г


На фото мой город.