Боги Древнего Египта

Константин Рыжов
Богиня неба Нут, изогнувшаяся над землей - Гебом. Рисунок на папирусе. Ок.  1000 г. до Р.Х. Лондон. Британский музей.

Начало египетской истории теряется в глубине веков. Ее события можно восстановить лишь приблизительно и в самых общих чертах. Предками древних египтян, вероятно, были племена, родственные позднейшим берберам. Но, вообще говоря, вопрос этот сложный и далеко не разрешенный. По  мере высыхания североафриканских степей и превращения их в бесплодную пустыню, их обитатели начали заселять долину Нила, единственное место, где было возможно земледелие. Процесс этот начался в VI тыс. до Р.Х. и продолжался более тысячи лет. В то время долина Нила далеко не была еще тем благословенным оазисом, каким стала в историческую эпоху. Египтяне затратили огромные усилия для того, чтобы приспособить для жизни эти заболоченные, нездоровые места. В IV тыс. до Р.Х. здесь существовало  несколько десятков более или менее обособленных областей - номов.  В каждом таком номе складывался свой пантеон и культ богов. Вокруг них формировались местные циклы мифов. В дальнейшем почитание некоторых божеств распространилось за пределы своих номов, сделалось общеегипетским. Другие сохранили сугубо местное значение. Часто бывало и так, что к одному и тому же божеству в разных номах существовало различное (иногда до противоположности) отношение. Вследствие этого, дошедшие до нас сказания о египетских богах представляют из себя причудливое собрание мифов, не связанных между собой единством сюжета и действующих лиц. Это – не фрагменты некоего грандиозного целостного произведения, а отдельные повествования.
    Борьба правителей отдельных номов завершилась образованием двух государств – Нижнего Египта (район нильской дельты) и Верхнего Египта (Южная часть нильской долины). В конце IV тыс. до Р.Х. один из фараонов (царей) Верхнего Египта завоевал Дельту. Кто был этот царь – не известно. Можно утверждать только, что победители почитали верховным богом Гора, а побежденные  - Сета. В результате Гор в позднейших общеегипетских мифах стал наделяться всеми возможными добродетелями, а Сет превратился в злобного бога пустыни, носителя зла. Есть свидетельства, что сперва центром объединенного Египта был город Тин. В начале III тыс. до Р.Х. фараон, носивший имя Ахи или Мина,  перенес столицу во вновь отстроенный Мемфис. Этот фараон считается основателем Первой исторической династии.
     В последующие века могущество фараонов неуклонно возрастало. В XXVII-XXVI вв. до Р.Х., в годы правления Третьей династии, оно сделалось абсолютным. Разбирая религиозные представления этой поры, следует помнить, что отношения к фигуре царя в глубокой древности существенно отличались от тех, что бытуют в наше время. Фараон для жителей Египта был не просто человеком, обличенным высшей государственной властью. Его воспринимали как воплощение бога, как сына бога или даже как подлинного живого бога. В руках фараона сосредотачивалась власть не только над людьми, но и над стихиями.  Поэтому с личностью фараона связывалось множество магических обрядов, от которых на прямую зависело благополучие страны и народа. Он совершал торжественный обход белой стены Мемфиса, предохраняя Египет от вражеских козней. Весной фараон проводил первую борозду плугом, чтобы пробудить силы земли. Он бросал в Нил папирус с приказом о начале разлива, отчего напрямую зависел будущий урожай. Зримым подтверждением колоссального могущества фараонов по сей день остаются знаменитые египетские пирамиды, строительство которых началось при правителях Третьей династии. Погребая под этими исполинскими сооружениями своих умерших владык, современники старались и после смерти обеспечить для них существование достойное бога.
       На основании материалов, полученных в результате раскопок, мы имеем достаточно точные сведения о том, как представляли себе египтяне потустороннюю жизнь. Они верили, что человек помимо физического тела (оно называлось хат – этим словом обозначали все то, чему присуще разложение)  обладал еще и несколькими душами. Прежде всего с телом особым образом был связан ка – духовный двойник человека, его жизненная сила. Ка рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки и достоинства. Он мог существовать и независимо от физического тела, свободно перемещаться по земле или возноситься на небо и там беседовать с богами. Египтяне полагали, что ка мог есть, пить, наслаждаться ароматами благовоний. Наконец существовало еще ба, или высшее сознание в человеке, вместилище его чистых идей. Ба обитало в ка и обладало способностью становиться телесным или бестелесным, однако считалось, что по природе и веществу оно было эфирной субстанцией. В некотором роде оно являлось вместилищем жизни и при его возвращении в тело, оно оживало. После смерти фараона тело его пребывало в преисподней, ба – на небе, куда, куда оно отлетало, стремясь воссоединиться с первоисточником жизни – Солнцем-Ра, а дух ка жил в гробнице. В следствие этого, основной целью заупокойного ритуала являлось магическое воскрешение хат умершего. Для этого следовало, во-первых, сохранить тело в таком состоянии, чтобы ба и ка могли с ним соединяться; во-вторых, обеспечить существование ка в гробнице, а, в-третьих, найти душу ба, вернуть ее в тело и оживить последнее. Все это достигалось мумификацией трупа, сооружением гробницы, жертвоприношениями и особыми погребальными ритуалами.
     Строительство гробницы было главной заботой тех египтян, средства которых позволяли иметь собственный вечный дом. Фараоны начинали строить пирамиду с первых дней  правления, а многие вельможи в древнеегипетских документах указывали на сооружение усыпальницы как на важнейшее событие своей биографии. Поэтому надо помнить, что гробница для египтян была не саркофагом, не склепом в нашем смысле слова, а – домом. Художники и скульпторы стремились изобразить на ее стенах покойника в лучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены, детей, слуг. На стенах тянулись красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений; живопись воспроизводила виллы и зернохранилища, камыши и птиц, стада коров и овец. Все это, по глубокому убеждению египтян, в известные моменты оживало, и покойник попадая в привычную обстановку, мог наслаждаться вечным счастьем в своей гробнице-доме.
     Боги играли в жизни египтян огромную роль. Многочисленные изображения в гробницах и храмах, а также позднейшие тексты вводят нас в пестрый и яркий мир египетских мифов. Наиболее значительные из них – это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Они дошли до нас в нескольких редакциях, наиболее древняя из которых – мемфисская.
    Считалось, что изначально мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Творцом всего сущего в Мемфисе считали Птаха. В другом важном центре – Гелиополе (сами египтяне называли этот город Иуну) эта роль отводилась поначалу Атуму, а потом – Ра.
НУН. Этот египетский бог один из древнейших и наиболее загадочный. Принято считать, что Нун олицетворял первородный водный хаос, из которого произошло все сущее, а прежде всего – божества. В нем соединяются три ипостаси: творца Вселенной, отца богов и духовной силы. В некоторых мифах Нун обретает облик первого бога, сотворившего свою жену Наунет, олицетворявшую небо. Этой парой богов были рождены другие боги. Нередко Нуна называли «отцом богов».
ПТАХ. Относился к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем Мемфиса. В период Древнего царства он считался главным богом Египта. Мемфисцы верили, что он породил богов, создал города, основал храмы и учредил жертвоприношения. Позже Птаха отождествляли со многими другими богами, прежде всего с Нуном. Обычно его изображали  в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем все его тело, кроме кистей рук. Он считался покровителем ремесел, искусств, а также богом истины и справедливости.
АТУМ. В раннем гелиопольском цикле Атум - бог солнца и создатель мира. Его изображали человеком с двойной короной на голове и награждали эпитетом «владыка обоих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта. Согласно мифу, Атум «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса – Нуна (которого иногда называют отцом Атума) как первозданный холм. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), Атум родил, выплюнув изо рта, богов близнецов воздух – Шу и влагу Тефнут, от которых произошли земля Геб и небо Нут. Впоследствии Атум стал рассматриваться как одна из ипостасей бога Ра. Во многих текстах Атум называется вечерним, заходящим солнцем. 
      Египтяне почитали несколько солнечных богов. Утреннее солнце они называли Хепри. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее – Атум. Сам по себе солнечный диск именовался особо: Атон. Скорее всего эта множественность объясняется наложением друг на друга различных традиций. Наиболее известный солнечный бог - Ра далеко не сразу приобрел первенство в небесном пантеоне. Произошло это только в середине III тыс. до Р.Х., когда возвысилась Пятая династия Древнего царства, происходящая из Гелиополя. Тогда отправление культа Ра сделалось особенно торжественным и пышным, а титул «сын Ра» стал неотъемлемой принадлежностью имени каждого фараона. 
   С этого времени Ра был окончательно признан создателем мира и людей. Но каким образом возник он сам? В одном из мифов говорится, что из первозданных вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя – солнце-Ра, «осветившее землю, пребывающую во мраке». В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун».
    Ра принадлежала главная роль в поддержании космического миропорядка. Существовало представление, согласно которому небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому солнце днем обтекает землю. Каждое утро Ра выплывает на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Со своей барки Ра видит все, что делается на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения, а бог мудрости Тот, являющийся его верховным сановником, пишет указы и запечатывает письма. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет, отправляется в подземный мир вечного мрака и плывет со своей свитой по подземному Нилу. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами, главным из которых считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло.
ТОТ. Бог мудрости, счета, письма, магии и чародейства. Центром его культа считался город Гермополь (Шмун). Тота называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса». Верили, что он владеет всеми знаниями – человеческими и божественными. При сотворении мира именно он был тем, кто выразил в словах волю неведомой созидающей Силы и произнес эти слова так, «что возник мир». Тота изображали человеком с головой ибиса. На рисунках он часто держит пальмовую ветвь – символ его власти над временем. Ведь именно он первый выделил годы, месяцы и дни, ведя им счет. Он научил людей отмечать дни рождения и смерти, а также вести летописи. Особо почитали Тота представители интеллектуальных профессий. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя.  Ему также принадлежала ведущая роль в культе мертвых. В античное время функции Тота унаследовал греческий бог Гермес. А в мистическом плане соединение Гермеса с Тотом привело к образу мага и волшебника Трисмегиста («трижды величайшего»), имя которого было особенно популярно у средневековых чернокнижников, алхимиков и астрологов.
АПОП. Огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Считалось, что Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плаванье по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно.
     В эпоху, последовавшую после распада Среднего царства (в XVIII-XVI вв. до Р.Х.), культ Ра стал постепенно приходить в упадок. Каждый правитель нома старался связать этот образ с местным солнечным богом. Ра стали отождествлять с Гором, Амоном, Птахом, Осирисом. Этот процесс нашел свое отражение в более поздних мифах, повествующих о том как Ра ушел на покой, переуступив свою власть более молодым богам. Рассказывают, что когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури»), люди перестали почитать бога-отца и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра созвал совет богов во главе с прародителем Нуном, на котором было решено наказать непокорных. На них напустили любимую дочь Ра – Сехмет. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, разъяренная вкусом крови, не унималась. Тогда ее хитростью напоили красным вином, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителем внука - бога земли Геба (который считался сыном Шу и Тефнут) - отстранился от земных дел.
ШУ. В гелиопольском цикле сын Ра, бог воздуха, разделяющий землю и небо. Обычно изображался человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которым он поддерживает небо над землей. Он также считался одним из судей над умершими.
ТЕФНУТ. В гелиопольском цикле дочь Ра, богиня влаги. Иногда ее именовали Хатор. Один из мифов сообщает, что Тефнут-Хатор поссорилась с отцом Ра, царствовавшем тогда в Египте, и в образе львицы удалилась в Нубию. В стране наступила сильная засуха. Чтобы вернуть дочь в Египет Ра послал за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они сумели увлечь ее за собой пением и танцами. Вернувшись в Египет, Тефнут вступила в брак со своим братом Шу. Засуха кончилась, природа вновь возродилась. Праздник возвращения любимой дочери Ра каждый год отмечался в Египте с большим размахом. В египетских календарях он назывался «днем виноградной лозы и полноты Нила». Подобно Шу и Тоту население встречало богиню песнями и плясками.
ГЕБ. В гелиопольском цикле воплощение земли. Сын Шу и Тефнут. Считалось, что Геб – добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода. Он также играл важную роль в заупокойном культе и считался одним судей в царстве мертвых. Одно время Геб почитался как правитель Египта. Он принял престол от Ра, а от него трон перешел Осирису.
НУТ. Дочь Шу и жена-сестра Геба. В гелиопольском цикле - небесная корова, особо почитаемая в Египте как олицетворение неба, точнее сказать – космоса. В «Текстах пирамид» ей посвящены следующие возвышенные строки: «Могуче сердце твое…, о Великая, ставшая небом…Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит перед тобою – ты охватила ее, окружила ты и землю, и все вещи своими руками». Детьми Нут считались звезды, движением которых она управляла. Нут ежедневно проглатывала их, а потом рождала снова. Согласно одному из мифов, Геб поссорился с пожиравшей детей Нут, и Шу разъединил супругов, оставив Геба внизу, а Нут подняв наверх.
 СЕХМЕТ. Богиня войны и палящего солнца. Дочь Ра и жена Птаха.  Изображалась в виде женщины с головой львицы. Считалось, что Сехмет находится во время битвы рядом с фараоном и повергает врагов к его ногам. Ее вид наводит ужас на противника, а пламя ее дыхания уничтожает все. Обладая магической силой, Сехмет может убить человека, напустив на него болезнь. Вместе с тем, она считалась богиней-целительницей, покровительницей врачей.
       Впрочем, культ Геба никогда не имел в Египте такого значения как культ Ра. Гораздо большей популярностью пользовался его сын Осирис. О его рождении миф повествует следующее. Геб вступил в тайную связь со своей сестрой богиней неба Нут, но связь эта была открыта ревнивым Ра, который проклял Нут и объявил, что она не сможет разрешиться от бремени ни в одном из месяцев года. Однако бог мудрости Тот, тоже влюбленный в богиню, в награду за ее благосклонность к нему, стал играть в шашки с Луной и каждый раз выигрывал 1/70 часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили пять дней, которые он и добавил к 360 дням прежнего года. В первый из этих дней Нут родила Осириса, и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что «родился властелин всей земли». Во второй день родился Хор. На третий день в мир пришел Сет. (Он не появился как положено в свое время, а вышел из бока матери через рану, которую нанес ей). На четвертый день в болотах Дельты родилась Исида, а в последний – Нефтида. Позже Сет взял в жены Нефтиду, а Осирис – Исиду. 
    Происходившие от богов дети Нут поначалу должны были жить на земле среди людей как простые смертные, хотя и заняли здесь далеко не последнее положение. Осирис унаследовал от Геба власть над Египтом.  Он был мудрый правитель  - следуя его наставлениям народ вышел из нищеты и варварства. Осирис научил египтян земледелию, садоводству и виноделию, врачебному искусству и строительству городов, дал им основной свод законов. Он также обучил их почтительности к богам, которой они раньше не имели, и культовому служению. Когда Египет благодаря Осирису стал процветающей и преуспевающей страной, брат Сет задумал лишить его власти и при помощи хитрости убил Осириса.
    Произошло это следующим образом. В то время как Осирис выступил походом в Азию, Сет приказал сделать роскошно украшенный ящик. Когда, одержав победу, Осирис вернулся домой и устроил пир, к нему явился Сет со своими сторонниками, принеся этот причудливо украшенный ящик. Сет объявил, что подарок достанется тому, кому он придется в пору (а саркофаг был специально построен по мерке Осириса). Ничего не подозревавший Осирис лег в ящик. Сет со своими приспешниками быстро захлопнул крышку и заколотил ее. Ящик бросили в воды Нила. Однако, Исида сумела разыскать саркофаг с телом мужа и спрятала его  в потаенном месте в дельте Нила. Сет узнал об этом. Он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по разным частям Египта. С немалым трудом Исида опять собрала их. Ра, сжалившись над ней, послал на землю шакалоголового бога Анубиса. Тот собрал члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. После этого Исида в виде соколицы опустилась на труп мужа и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Вероломный Сет долго разыскивал племянника, чтобы убить, но без результата. Исида вскормила и воспитала сына, скрываясь от всего мира в болотах Дельты. Когда Гор вырос и возмужал, он вызвал обидчика на суд богов и потребовал вернуть ему наследство Осириса.
ИСИДА. Первоначально Исида почиталась в северной части  дельты Нила, где центром ее культа был город Буто. Тогда она рассматривалась как богиня неба, но потом, в гелиопольском цикле, эта роль перешла к ее матери Нут. В классический период Исида считалась богиней материнства, плодородия, семьи, воды, ветра и магии. Она в совершенстве владела магическим искусством, а потому ее знания и чары должны были служить  надежной защитой для тех, кому она покровительствует. Популярность магии в египетском обществе сопровождалась широким распространением культа Исиды. Почти на всех магических предметах – амулетах – ставилось ее имя. Хотя Исида действует во многих мифах, наиболее значительную роль она играет в цикле, связанном с Осирисом.  Отношение Исиды к Осирису и Гору считалось в Египте, а затем и в античном мире, поучительным примером семейных добродетелей. На протяжении многих поколений на Исиду смотрели как на идеал любящей жены и матери. Любопытно, однако, что такое восприятие богини сложилось не сразу. Сохранилось глухое воспоминание об Исиде, выступающей на стороне Сета, которого она защищает как своего брата и кровного родственника. В этом варианте мифа Гор, разъяренный предательством матери, отрубает ей голову.
   Ни одно египетское божество не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как Исида. Со 2 в. до Р.Х. ей воздвигаются храмы в Риме, Помпеях, Беневенте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Исиды в Галлии, Испании, Британии. Причем, в отличие от Египта, она играет здесь самостоятельную роль, совершенно оттеснив на задний план своего супруга Осириса. Культ Исиды в немалой степени повлиял на христианскую догматику и искусство. Считается, что образ богоматери с младенцем на руках  восходит к образу Исиды с младенцем Гором.
ГОР. Один из древнейших египетских богов. Его изображали в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями. После объединения Египта он стал олицетворением царской власти. В древности Гор считался сыном Ра и его ближайшим помощником. На рельефах храма Гора в городе Эдфу Гор, стоящий на носу ладьи Ра, гарпуном поражает врагов света, олицетворение сил зла – крокодилов и гиппопотамов. В более поздних мифах Гор превратился в сына Осириса и мстителя за его смерть. Впрочем, функции его от этого не изменились. Он почитался как светоносный бог, который вступает в схватку с силами зла и охраняет власть фараона.
    Суд проходил на заповедном Внутреннем острове, причем Исиде запретили туда являться. Но она приняла образ старухи и подкупила перевозчика золотым кольцом, после чего тот переправил ее на остров. Здесь Исида превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка  и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну. Боги вынесли решение в пользу сына Осириса. Гор стал новым царем Египта и сумел воскресить отца, дав ему проглотить свое волшебное око. Однако Осирис не пожелал возвращаться на землю  -  он остался в Преисподней царем мертвых, предоставив Гору царствовать над живыми.
СЕТ. Бог пустыни. Культ Сета был широко распространен в период Древнего и Среднего царства. В то время он еще не являлся воплощением зла и коварства, а напротив, его наделяли доблестью и силой. Сету приписывалось спасение Ра от чудовищного змея Апопа, которого он поразил своим гарпуном. В период господства гиксосов (в XVII в. до Р.Х.) Сет был отождествлен с Ваалом – главным богом захватчиков и с этого времени стал постепенно приобретать отчетливые черты злого и коварного бога. В I тыс. до Р.Х. его уже однозначно воспринимали как олицетворение злого начала и вредоносного бога пустыни. Обычно Сета изображали в виде человека с головой осла.
АНУБИС. Бог – покровитель умерших. Обычно изображался в виде человека с головой шакала. Изначально он считался правителем царства мертвых. Однако в дальнейшем эта роль перешла к Осирису. Тем не менее Анубис продолжал играть большое значение в погребальном ритуале. Его важнейшей функцией была подготовка тела покойного к бальзамированию.
      Таков в общих чертах миф об Осирисе. Его содержание известно нам по книге греческого историка Плутарха, по нескольким египетским папирусам и по бесчисленным изображениям.  Культ этого бога всегда имел большое число последователей. И можно понять, почему его судьба так волновала египтян. Ведь Осирис воплощал в их глазах идею существа, бывшего одновременно богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и гибель и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти. Если поначалу в Осирисе видели бога умирающей и воскресающей природы, то в дальнейшем  на первый план в нем выступили черты бога, дарующего бессмертие. Уверовав в победу Осириса над смертью, египтяне верили в то, что и они, признававшие его учение, разделят с ним его победу, вновь ожив для загробного бытия. С каждым поколением значение обожествленного Осириса становилось все больше и больше. Уже в XXV в. до Р.Х. его почитали во всех уголках Египта, а спустя тысячу лет Осирис сделался чем-то вроде национального бога - ему приписали атрибуты великих космических богов старших поколений, и он считался теперь не только богом и судией умерших, но также создателем мира и всего сущего. В позднейшие времена Осириса стали считать источником и началом богов, людей и вещей.  Но прежде всего вокруг Осириса кристаллизовались все представления египтян о загробном, потустороннем мире. Мы имеем достаточно точное понятие о них благодаря сборнику заупокойных текстов, имеющих условное название «Книга мертвых».  (С глубокой древности эти тексты записывали на стенах пирамид или гробниц, но в своем законченном виде сборник сложился только в VII-VI вв. до Р.Х., когда был составлен канон из 165 изречений).
ОСИРИС. Бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), а также бог увядающей и воскресающей растительности. Так, сев начинался похоронами зерна-Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хояк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизирующего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим сосредоточием плодородия страны.
    С фигурой Осириса во многом связано представление египтян о посмертном воздаянии. Судьба умершего ставилась в прямую зависимость от того, какой приговор вынесет ему Осирис и другие боги, участвовавшие в суде. Особую проблему представляла дорога на это судилище. Путь умершего пролегал через множество областей подземного мира и через многие чертоги, двери которых охранялись враждебными существами. Ему также необходимо было переправляться в ладье через подземные реки, получать помощь от богов и властителей разных областей. «Книга мертвых» обеспечивала его текстами и формулами, которые следовало повторять вслух для достижения цели. Но эти формулы оказывались бессильными перед очами всезнающего судии. Тут защитной умершему служила только праведно прожитая жизнь. Текст 125 главы «Книги мертвых» содержит в себе длинный перечень грехов, за которые следовало наказание. Покойный, соответственно должен был уверить судий в том, что он их не совершал. Он  говорил: «Я не делал зла… Я не лгал никому… Я не ловил в силки птиц богов… Я не отводил течение воды… Я не крал… Я не уменьшал жертв… Я не восставал… Я не говорил зла против царя… Я не презирал богов…» Слова его, впрочем, не принимались на веру. На одном из египетских рисунков мы можем видеть изображение загробного суда: Осирис сидит на троне, в короне, с жезлом и плетью царя. Наверху изображены сорок два бога различных областей Египта, которые образуют судилище. В центре залы суда стоят весы, на которых боги Гор и Анубис производят взвешивание сердца покойного. На одной чаше весов находится сердце, на другой – статуэтка богини правды Маат. Если сердце и правда весили не одинаково, покойника пожирало страшное чудовище Амамат (лев с головой крокодила). Но если чаши весов уравновешивались, покойный признавался оправданным и его душа могла вознестись на небо и разделить с богами небесные наслаждения. (Причем она не просто пребывала вместе с Ра в его ладье, но и сливалась с ним. В главе 42 «Книги мертвых» умерший говорит: «Нет членов моего тела, которые бы не были членами бога. Бог Тот соединил мое тело, и я есть Ра день за днем»).
       Следует подчеркнуть, что по мере расширения представлений о могуществе Осириса, его культ становился все более демократичным. Если в древности Осирис являлся по преимуществу царским богом (и каждый фараон, умирая, уподоблялся Осирису, а его наследник – Гору), то в дальнейшем каждый египтянин, обращаясь с молитвой к своему умершему отцу, называл его Осирисом, а себя – Гором. В позднейших заупокойных текстах любой умерший объявлялся тождественным с Осирисом. Это отождествление имело мистический смысл – в плане причастности всех людей к природе Божества. Таким образом, осирическое учение пришло к очень важному представлению о всеобщем равенстве людей перед нелицеприятным судией мертвых.
МААТ. Богиня истины, порядка и справедливости – считалась женой Тота. Обычно изображалась женщиной, сидящей на земле с прижатыми к туловищу коленями. Ее символом служило страусовое перо. Как богиня порядка Маат являлась олицетворением не только социальной, но и политической устойчивости в государстве (отступление фараона или вельможи от правды считалось преступлением перед богиней), а также мирового порядка, законов природы и богов. В космогоническом плане Маат придавалось первостепенное значение: благодаря ей порядок противостоит хаосу.
   В эпоху Нового царства (с середины XVI в. до Р.Х.) наряду с Осирисом ведущую роль стал играть культ фиванского бога солнца Амона. Еще в эпоху Среднего царства этот местный бог был отождествлен жрецами с богом Ра. При фараонах Восемнадцатой династии (XVI-XIV вв. до Р.Х.), происходивших из фиванского нома, Амон считался царем всех богов и богом-творцом, создавшем все сущее. В «Большом гимне Амону» о нем говорится в следующих выражениях: «Отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю… Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст… Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов». Из столицы почитание Амона распространилось по всему Египту. Его культ приобрел государственный характер.  Амон играл ведущую роль в коронационных мистериях, а фараон считался его сыном. Вместе с тем Амон почитался как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетенных. (Его даже называли «визирем для бедных»). Фараоны щедро одаривали храмы; во славу Амона были воздвигнуты исполинские колонады святилищ Карнака и Луксора. Они должны были являться наглядной проповедью  о могуществе фиванского бога. Торжественные процессии со статуей Амона превратились в национальные праздники. Тем более любопытна попытка, предпринятая в середине XIV в. до Р.Х. Аменхотепом IV - одним из последних фараонов Восемнадцатой династии, правившим в 1364-1347 гг. до Р.Х., – ниспровергнуть культ Амона (а заодно и культы других богов) и ввести в Египте почитание единственного бога – Атона (http://www.proza.ru/2010/01/06/298).

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Египет http://proza.ru/2013/06/23/330