И волки едят и волков едят Островский

Лариса Сергеева
Вступление.
Нашлось ещё одно название печальной комедии Островского, пока не возникло окончательное: "волки и овцы".

В анализе произведения нашлись высказываниия,созвучные моим.

 "Название и его смысл."
 "Выступление адвоката против прототипа героини повлияло на задумки А.Н. Островского.
Почти сразу появляется название к его новой пьесе – «Ловит волк, ловят и волка», затем оно превратилось в вариант «И волки едят…и волков едят».
 Эти названия уже говорили о возмездии над «волками».
 Ремарка.
 Островский отказался от идеи возмездия над волками, может, потому, что в реальности Мерзовецкая не была отправлена в Сибирь, как этого следовало ожидать, а отделалась лёгким испугом.
 Но как изящно делает Островский, введя главного героя комедии Беркутова. Его появлением и была спасена  Мерзовецкая.
 На самом деле её, видимо, оправдал суд, не найдя в её действиях "преступного" замысла.
 Но от возмездия не ушли все действующие лица    этой "комедии".
  Они сами так или иначе, сами себя наказали.
 

" Так как писатель убирает такую сюжетную линию, он останавливается на названии «Волки и овцы"

Такое символичное название не только намекнуло о противоборствующем конфликте между героями, но и о том, что общество «волков и овец» настолько порочно, что и волки могут быть овцами, и овцы могут оказаться волками."

Ремарка.

 Могу добавить от себя, что не нужно проявлять современное высокомерие к общесву прошлого века.
 Я потому и взялась за разбор этого произведения, что Вера, современная девица похожа на Главиру из названной пьесы,хищными  повадками, вплоть до совпадения её фраз и выражений.
 Её мать-точная копия  другой, 65 девицы, Мерзовецкой с её способами запугивания, создания атмосферы гонения на тех, кого она решила обобрать.
 Пьеса злободневна и в наше время и к ней нужно птнестись с полным вниманием!

Тема и идея произведения. Проблематика.

"А.Н. Островский поднимает в своем произведении тему «волков и овец», тем самым он разоблачает общественные пороки.
 Писатель показывает своеобразную охоту за деньгами, которые властвуют в обществе и разрушительно действует на судьбы людей. Все это приводит к тому, что нравственное и безнравственное смешиваются в человеческой жизни, поэтому один и тот же человек может быть и волком, и овцой. Эти две противоположности могут сменить одну на другую в любую минуту."
Реплика.
 Деньги, конечно,  важный мотив в поведении людей, но если это превращается в "бытовуху" изнуряющую душу, ради минутного "торжества" в мелочах над ближним, то это становится не понятным и отвратительным: где и как воспитывались люди, чтобы остаться на уровне недоразвитых озлобленных подростков.
 Островский чаще всего на страницах своих "комедий" изображает  среду купцов, торгашей, людей, связанных с торговлей, наживой, мало образованных. Не имепщич представления главных идеях Православия. Либо Староверами или откровенными иудеями.
 Их тип поведения не меняется во времени. Как раньше, так и теперь они выделяются своими идеями: "человек человеку волк!"


 

1. История создания произведения.

"Пьеса «Волки и овцы» была задумана в 1874 году. А.Н. Островский начал работать над ней, когда создавал драму «Бесприданница».
 Ремарка.
 Автор не оставил "сюжет "  бесприданницы. Он развил его , создавая в новой пьесе образ Глафиры,страстно желающей выйти замуж за богатого, сломав его сопротивление. В этом она видит главную  прелесть достижения цели" овладеть сознанием жертвы, достичь повиновения.
 И она получит возмездие.
 20 августа 2919 г. 20:06

 "Оставив на время этот сюжет, писатель начинает работать над актуальной для того времени историей. В 1874 году была осуждена игуменья, которая занималась аферистскими делами, на суде адвокат назвал ее волком в овечьей шкуре. Отсюда и возник замысел пьесы А.Н. Островского. Ее сила проявилась в достоверности и актуальности. Произведение «Волки и овцы» начало создаваться в начале 1875 года, а уже к осени оно было завершено полностью. В декабре этого же года пьеса была поставлена в Александрийском театре, а буквально через две недели – и в Московском Малом театре.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Пьеса «Волки и овцы» принадлежит к жанру комедии. Однако существует термин «печальная комедия», который тесно связан с замыслом писателя, опустившим тему возмездия в своем произведении.

В жанровом отношении пьеса А.Н. Островского непроста. Писатель уходит от привычных принципов бытописания, используя при этом приемы условности описания.

3. Название произведения и его смысл.

Выступление адвоката против прототипа героини повлияло на задумки А.Н. Островского. Почти сразу появляется название к его новой пьесе – «Ловит волк, ловят и волка», затем оно превратилось в вариант «И волки едят…и волков едят». Эти названия уже говорили о возмездии над «волками». Так как писатель убирает такую сюжетную линию, он останавливается на названии «Волки и овцы».

Такое символичное название не только намекнуло о противоборствующем конфликте между героями, но и о том, что общество «волков и овец» настолько порочно, что и волки могут быть овцами, и овцы могут оказаться волками.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в соответствие с родовой спецификой ведется от третьего лица.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

А.Н. Островский поднимает в своем произведении тему «волков и овец», тем самым он разоблачает общественные пороки. Писатель показывает своеобразную охоту за деньгами, которые властвуют в обществе и разрушительно действует на судьбы людей. Все это приводит к тому, что нравственное и безнравственное смешиваются в человеческой жизни, поэтому один и тот же человек может быть и волком, и овцой. Эти две противоположности могут сменить одну на другую в любую минуту.

Конфликт произведения раскрывает противоречивые отношения между хищниками и жертвами, которые могут превращаться друг в друга.


 

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основу сюжета легли реальные события современного А.Н. Островскому общества. Действия в пьесе выходят за ее рамки и переходят в настоящую жизнь.

События в пьесе «Волки и овцы» происходят в 70-е годы 19 века. Небольшой провинциальный город является местом действия.

Купавина – молодая вдова – мечтает о счастливой жизни. Однако вокруг нее происходят различные действия, связанные с желанием отобрать у нее ее богатства. Так, помещица Мурзавецкая обманными путями пытается повлиять на богатую вдову и завладеть ее собственностью. Мурзавецкая хочет, чтобы ее племянник женился на Купавиной, что помещице почти удается совершить. Однако ее планам мешает Беркутов, сосед вдовы. Он оказывается еще хитрее и расчетливее Мурзавецкой, поэтому вступает с ней в своеобразную борьбу за богатства. В результате конфликта выигрывает Беркутов, превратив Мурзавецкую из «волка» в «овцу».

7. Система образов произведения.

В пьесе А.Н. Островского нет ни одного положительного персонажа. Автору было важным показать, что чистых «овец» в этом порочном обществе не бывает, что они могут в любой момент превратиться в «волков».
 
 Реплика.
 "... нет ни  одного положительногп персонажа"?!
 Слишком категорическое утверждение, чтобы быть верным.
Купавина могла бы стать достойной  героиней,  если бы ей не поселили "посадную утку"-Глафиру.
 Мог быть кумиром и леняев. Он видит уловки Мерзовецкой и готов с ней сразиться.Если бы его "друг"" Беркутов запретил ему заниматься имением Купавиной.
 Лыняев по,огал ей три года и не позволил её разорить
 Такое , во всяком случае, создаётся впечатление после прочтения первых страниц пьесы.
 Но потом автор закручивает сюжет так, что эти образы  меркнут перед новым "героем": Беркутовым.
 У ввец< считает Островский должен быть умный "пастух".



8. Композиция произведения.

Произведение «Волки и овцы» содержит в себе 5 действий, причем все события происходят в одном месте в течение нескольких суток. Это позволяет показать динамичность и в то же время обыденность совершаемых событий.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

А.Н. Островский, не зря оставивший драму «Бесприданница», обратился к сюжету, основанному на реальных событиях, произошедших чуть ли не на его глазах. Отсылки к реальным людям и фразам говорят об актуальности произведения, о его настоящей достоверности.

В то же время писатель обращается к другой эпохе, тем самым сравнивая современность и позапрошлый век между собой.

В пьесе А.Н. Островский использует приемы сатиры: гипербола, гротеск, пародирование.

Реплика.

 Автор затрагивает слегка и прошлый век.
 Мы же имеем возможность проследить его проникновение в наш век.
Получается широкая панорама трёх веков.
От этого пьеса становится ещё более "печальной комедией"