Шесть основных секс-символов

Лев Вишня
6 основных секс-символов в конце 20-го и в начале 21-го века. Образы кинематографа.
Кино после 1990 года развивалось весьма посредственно, в основном используя наработки и решения своего предыдущего периода. Великих режиссеров практически не было, великих актрис тоже практически не осталось. Как следствие, вперед вышли жанры уровня «б» - триллеры, ужастики, фантастика. Именно они и задавали формирование новых образов и даже сексимволов. Итак, какие секс-символы родились в этот период?

ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ СЕКС-СИМВОЛОВ.

1. «Женщина - интеллектуальный садист». Кэтрин Трамелл в исполнении Шэрон Стоун из «Основного инстинкта» (1992). Такой кристально чистый образ был подан на экран впервые. Идеально красивая, богатая женщина лет 25-30, совершенна в сексе и в убийствах. Интеллектуалка, великолепно манипулирующая людьми и всегда способная внимание полиции направить на невинного человека, а сама оправдаться. Садизм, цинизм и жестокость. С Шэрон Стоун этот образ сыграл злую шутку. Ролей подобного рода немного, а на иные ее никто не захотел брать. После триумфа в 1992 году у актрисы (кстати, имеющей великолепный драматический потенциал!), практически не было серьезных ролей, и вся ее карьера шла крайне прерывисто. Однако созданный ею образ засел в массовое сознание глубоко и дал множество клонов и подражаний. Одним из таких подражаний является четко и безукоризненно исполненный образ Серсеи Ланнистер в сериале «Игра престолов». Образ исключительно негативный и брутальный. Визуально она наследует, создаваемым в начале века Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, обликам «женщины-вампам» и «белокурой бестии».

2. «Смертоносная нимфетка». Образ юной Матильды из фильма «Леон» (1994) в исполнении Натали Портман. Удивительное сочетание хрупкости, инфантильности и жестокости. Маленькая девочка, лет 14-и, мстящая «нехорошим» за убийство её семьи и очаровавшая при этом профессионального киллера (Леона), что на время стал её настоящим отцом и воспитателем. Внешняя хрупкость Матильды усиливается её контактом с оружием, наблюдением за людьми в оптический прицел, а также невероятно инфантильным поведением в общении с Леоном. Знаковый и запоминающиеся образ, оставивший след не только в кинематографе, но в литературе, в стиле одежды, перешедший в аниме,  и еще многое и многое. Но Натали Портман повезло намного больше, чем Шэрон Стоун. После триумфа «Леона», ей предложили массу ролей на любой вкус, с большинством из которых она справилась безукоризненно. До сих пор Натали считается одной из лучших актрис в мире, хотя самое успешное её выступление это уже роль балерины Нины в фильме «Черный лебедь». Образ исключительно с положительным вектором. Кроме того этот образ принципиально целомудринен, всегда!

3. Образ «совершенной «последней девушки». Последняя девушка (Final Girl) — традиционный персонаж фильмов жанра триллер и ужасы, где данная героиня является главным персонажем произведения, а часто и последним выжившим в фильме, от чего и происходит название. Я думаю, что все с ходу догадались о ком идет речь. Джоди Фостер, сыгравшая агента ФБР Клариссу Старлинг, из фильма «Молчание ягнят» (1991). Джоди Фостер обладает абсолютной способностью к перевоплощению на экране и уже была к тому времени и в образе нимфетки и в образе «сумасшедшей девушки», а всего на момент съемки фильма у нее уже было порядка 20 главных ролей. Она вышла на поле, на котором до нее сияли Хезер Лэнгенкэмп и Сигурни Уивер, а потом Нив Кэмпбелл и сумела сыграть свою «последнюю девушку» идеально, сконцентрировав в облике всю «хрупкость», «зависимость от маньяка», «скованную эмоциональность», способность «чувствовать страх самой кожей» и заставлять зрителя переживать за нее до самого последнего кадра. Её образ получился необычайно психологичным и тонко прочувствованным. В итоге образ влюбленной в маньяка-каннибала полицейской стал также своего рода одним из «секс-символов» 20-го века, а сама актриса, как и Натали Портман, спокойно пережила этот образ и сыграла множество ролей.

4. «Матричная девочка». Мощнейший и необычайно въедливый в массовое подсознание образ девушки, способной за минуту положить 20 мужиков на землю голыми руками, бегающей по стенам и потолкам, пробивающей рукой кирпичные кладки или сворачивающей шеи десятку зомби за пару секунд. Смертоносная и невероятно быстрая, худышка в обтягивающем блестящем костюме. И хотя наиболее чистый вариант был дан серией фильмов «Обитель зла» в исполнении Милы Йовович, коренным был именно облик Тринити из саги «Матрица» в исполнении Кэрри-энн Мосс, 1999 год. Когда зрители сели в кинозале, то спустя пару минут титров увидели, как хрупкая, тонкая девушка… взлетает под потолок, потом укладывает четырех полицейских штабелем друг на друга, затем бежит по стене, потом по крыше, перепрыгивает через проемы между домами шириной в 20 метров, ныряет в полете в узкое окно и при этом успевает достать (прямо в полете, именно так!) пистолеты и нацелиться на врага. Что любопытно, сексуальность образа усиливается не наготой, а именно «скрытой наготой» в виде идеально обтягивающего тело костюма, под которым видны все ее формы и напряженные мускулы. Кэрри-энн Мосс сама того не понимая создала на экране мощнейший образ, потом продублированный в тысяче и одном варианте. Она даже создала своеобразный культ в виде «матричной девочки», этакой бесконечно смертоносной худышки в обтягивающем костюме. Ее собственная карьера после этой роли не сложилась, да и мегасага («Матрица») малость захирела и продолжений пока нет, а образы «матричной девочки» перекочевали в империю Марвелла. Однако, когда мы видим на экране любую «супергеройшу», стоит всегда помнить о самом исконном первом варианте такого образа. И что еще стоит отметить, что из всех вариантов «матричной девочки», именно образ Тринити обладал и глубиной и вполне серьезным психологизмом. Стоит заметить, что «матричная девочка» при своей абсолютной смертоносности всегда «правильная девочка», она как правило целомудренна и на стороне добра, против нехороших дядей. Был прародительский вариант в виде Мэллори  из фильма «Прирожденные убийцы» в исполнении Джульетт Льюис (1994). Но он не зацепился за подсознание и не дал повторов, поскольку Мэллори не была ни «целомудренной» ни «правильной». Еще стоит обратить на необычайную знаковую зависимость этого образа от анимэ и массированное внедрение уже в само анимэ этого образа в начале нулевых и после. Возможно, тут имел место творческий взаимообмен. Образ Лары Крофт (не сам образ а именно его воплощение на экране в исполнении Анджелины Джоли) на мой взгляд является одним из боковых клонов «Тринити», а образ Терминатрикс из «Терминатора 3» в исполнении Кристанны Локен – бедвариантом того же самого. Еще в этот вариант идут и девушки-эльфы из «Хоббит. Неожиданное путешествие» и тучи иных клонов, включая даже марвеловский вариант Хилл из «Тор. Рагнарок». По конструкции поданного образа – это все та же «Тринити» в разных ипостасях (где умная, где очаровательная, где просто тупо смертоносная).

5. Образ «тихой сумасшедшей». Образ вышел из артхаоса, закрепился в сознании через мелодраму «Пианино» (там он подан в скрытом пока виде), подвергся усилению в блокбастере «Титаник» (где очаровательная Кейт Уинслет целых три часа экранного времени борется бешенством матки против разума). Проявился вариантом «последней девушки» в фильме «Призрак дома на холме» и вынырнул в упомянутом выше «Черном лебеде». Тема сдвига по фазе у женщины, неважно по какому поводу (либо секс, либо паранойя, либо творческий экстаз, либо просто изначально была больной, а событий вокруг только усилили финал). До 90-ых годов в кино был популярен образ «дурочки» в разных вариантах (от дурочки-малолетки, до дурочки-стервы-психопатки), но чем отличается образ «дурочки» от «сумасшедшей»? «Дурочка» (в любом варианте) - 100% зависима от мужчины. «Психопатка», неврастеничка, тихая или явная сумасшедшая – 100% НЕ-зависима! И если что-то на нее влияет так это её собственные внутренние страхи и галлюцинации, но ни как не партнер рядом, который часто идет в виде живой декорации к действию, нежели самостоятельной личностью на экране. Особенно и гениально сие было показано в фильме «Пианистка» (2001) где главная героиня Эрика Кохут идет в исполнении Изабель Юппер. Фактически это единственный устойчивый вариант, залезший в массовое сознание из европейского кинематографа. Не могу точно сказать, когда стали снимать сумасшедших девушек и только поэтому выберу для знакового варианта именно этот фильм! Женщина, чья сексуальность передается её безумием (именно безумием, а не «глупостью»). Один из шести сильнейших секс-символов в наше время.

6. «Умная девушка». Женщина, что намного умнее всех близ находящихся в кадре мужчин и которая вытягивает их из задницы самых разных катаклизмов. Образ, кстати, совершенно не антиподный варианту «сумасшедшей девушки», а гармонично обитающий рядом с ним. «Умная девушка» разветвляется на множество вариантов: «умная стерва-начальница», «умная журналистка-детектив», «умная полицейская», «умная преступница-расхитительница»… вариантов бесчисленное число, равно как подвидов образа. Везде сексуальность идет через интеллект. Часто интеллект сочетается с явной физической слабостью. Так что «умная девушка» внешне антиподна даже не девушке-дурочки, а скорее «матричной девушке». И он также морально антиподен «женщине садистке» идущей у нас под №1. Я не могу точно сказать, когда родился и когда стал расползаться по экранам этот образ, но могу заметить, что Гермиона из «Гарри Поттера» представляет собою смесь этого психотипа с №2 «смертоносная нимфетка» из нашей классификации. «Умная женщина» - всегда исключительно положительный образ. Если нет, то она идет как «пункт №1». Знаковым вариантом наверное пойдет Карен Маккой в исполнении Ким Бейсингер из фильма «Настоящая Маккой» (1993). Тут стоит заметить, что Лара Крофт идет как сочетание «умной и матричной» девушек (необычайно редкий вариант сочетания таких столь антиподных образов!). Какие отдельные свойства «умной девушки»? Она должна за экранное время решить кучу головоломок, показать при этом себя физически слабой и спасти жизнь нескольким окружающим её мужчинам. Причем обязательно, что она должна подаваться зрителю с исключительно положительным вектором! Только так закрепляется в подсознании её «сексуальность». «Умная девушка» это классическая «женщина-мать» из теории Отто Вейнингера.

Что общее во всех этих женщинах?
Первое и явное – они все независимы от мужчин, Хуже другое – они почти все доминируют над мужчинами. Это вам не  Одри Хепбёрн из фильма «Как украсть миллион» и не банальная «девушка Бонда». «Девушки Бонда» равно как и «девушки Индианы Джонса» завязаны на главного героя всем своим существом и без него обречены на моментальную гибель. Все шесть сексуальных образов, возникших после 90-ых сексуально эмансипированы. Это касается и «женщины-садистки», и «смертоносной нимфетки», и «совершенной последней девушки», и «матричной девушки», и «тихой сумасшедшей» и «умной женщины». Что еще любопытно все они экранно-агрессивны. Это не образ «матери-домохозяйки», это образ «женщины-разрушительницы» в разных ипостасях. Почему так происходит – не знаю. Но с каждым годом в мировом кино женские образы становятся все страшнее и страшнее, все злее и злее. И если раньше ужасом воплоти был безумный мужик с топором, а женщине полагалось орать при крике «Встречайте папу!», то теперь… над этим можно спокойно посмеяться, потому что 90% данных дам расправиться с этим мужиком за пару минут (а некоторые за пару секунд). Причем их сила, жестокость, садизм, ум и безумие подаются как «стержни их сексуальности».

И что еще любопытно: все шесть вариантов секс-символов после 90-ых идеально вошли в образ Дейенерис Таргариен в сериале «Игра Престолов». Как сие удалось сделать создателям - мне непонятно, но удалось и это самое главное!