Музыкальный полдень на деревенской лужайке

Александр Жгутов
 Коллаж к миниатюре; фото с места события 17 августа 2019 года дер. Перхурьево. Вологодского района.      

Музыкальный полдень на деревенской лужайке.
               

    Теплым солнечным  днём 17 августа 2019 года в деревне Перхурьево,  на лужайке у дома, в котором проживал с 1941 по 1950 год   Гаврилин Валерий,  собрались  местные жители ближних деревень и села Кубенского. Сюда же  приехали артисты и музыканты, творческие коллективы,  поклонники таланта композитора  из Вологды, Санкт-Петербурга  чтобы отметить 80-летний юбилей  известного русского композитора Гаврилина Валерия Александровича.

    По близости от деревни Перхурьево, подобно кораблю на синем Кубенском озере, возвышается над окрестностью снежно- белый храм Воздвижения Честного Креста Господня.  В этот полдень сельские виды под голубым северным небом органично  сливались с музыкой композитора и словами песни:
    «Я отсюда родом-племенем, я из России, я русский»…
    Когда ведущая концерта Надежда Сергеевна Рыбина,  сотрудник районного музея имени Валерия Гаврилина,  пригласила  к микрофону  мужской хор Вологодской филармонии имени В. А. Гаврилина,  мне невольно, в след за песенным хоровым разливом, вспомнилось посещение в Вологде небольшого музея  «Литература. Искусство. Век ХХ. Две судьбы» о двух выдающихся людях земли вологодской; о жизни и творчестве композитора   Гаврилина В.А. и поэта Рубцова Н.М. 
 
   В нескольких небольших  в залах с экспозициями нот, очков и других личных предметов Гаврилина В.А, мне  вдруг  вспомнилась крылатая фраза, кажется, Людвига Ван Бетховена:-   «Музыка должна высекать огонь из души человеческой»…

   Концерт длился и длился, наполняя прозрачный воздух и изумрудную зелень лужайки звуками музыки и  песнями  ансамбля русской песни «Кубяночка» Кубенского Дома культуры, выступлениями  юных артистов, а я продолжал размышлять о трудной жизненной судьбе Валерия Александровича и истоках его музыкального дарования.
 
    Наблюдая за местными жителями, осознавал как нам, людям его поколения, детям войны, близко имя  композитора из нашей вологодской деревенской  среды.
 Лично я сегодня для себя уяснил, что творчество Гаврилина Валерия Александровича - это родившийся в его голове звук и, выплеснутый в мир из своего сердца, благодатный огонь его души.
  В своем последнем телеинтервью Валерий Гаврилин  сказал: - «Вологда... Это родина, которая меня взрастила с младенчества, и она для меня так и осталась матерью, а я для нее дитё, даже, наверное, не очень разумное...»


 Валерий Александрович Гаврилин не дожил до сегодняшнего светлого дня.  Его сердце остановилось в январе 1999 года, а родился он в августе 1939 года.