Дорога к звездам

Александр Козлик
               
    Как-то разговаривая с приятелем по скайпу, я узнал от него, что в «Одноклассниках» появились наши сокурсники по техникуму. Мне стало интересно, я зарегистрировался на сайте, решил посмотреть, кто же там присутствует. Попалась на глаза «армия» и я набрал войсковую часть 14109, где служил с 1965 по 1968 год, в Крыму, недалеко от города Симферополя, назывался пос. Школьная.  Честно говоря, я не рассчитывал на успех, так как войсковая часть была в то время особо секретной и не думал, что какая-то информация может появиться. Но многое в наше время изменилось и то, что было секретом у государства СССР, стало гласным у России, тем более, что в течении длительного периода времени, Крым принадлежал Украине.
  Удивительно, но оказалось много фильмов о войсковой части или НИП – 10 (наземно-измерительном пункте) и передо мной развернулись знакомые места, которые поразили своей запущенностью: ворота и разрушенное здание КПП (контрольно-пропускного пункта), две дороги, (хотя раньше была одна, видно вторую построили прямо в жилой поселок), все в выбоинах, по сторонам кустарники и деревья, а далее словно «Мамай» пронесся по всей войсковой части. Казармы в полуразрушенном состоянии, явно разграблены. Войсковая часть 14109 была предназначена для управления спутниками земли и находилось в ней три зоны: первая – жилая, где размещались офицеры с семьями, имелась там школа, как раз напротив КПП, детский сад и магазин. Во второй зоне размещался штаб части, казармы, столовая, клуб. И третья зона, техническая, в которой находились радиолокационные станции по связи со спутниками Земли. В то время, когда я служил, там находись станции: «Висла», «Куб», «Подснежник», «Минск», станция по работе с дальним космосом, название ее я уже не помню. Вторая и третья зоны были фактически уничтожены, здания разрушены, антенны исчезли, за исключением одной, радиотелескопа по работе с дальним космосом, у нее антенна диаметром 32 метра, видно побоялись тронуть, как бы не обвалилась на их голову. Сохранился жилой поселок, с бывшими сотрудниками, куда же их девать Украине было. Как пишут сами сотрудники, Россия просила сдать в аренду оборудование войсковой части, но руководство Украины, заявило: «Цэ всэ нашэ». Как говорится: «сам не гам, но другому не дам». В то же время по воспоминаниям одного из служивших в начале 90-х, многие предпочли принять присягу Украине. Не знаю насколько это достоверно, но не доверять ему, у меня оснований нет. Видно никто не хотел уезжать.
  А ведь мне вспоминается время, когда я был призван и попал в эту войсковую часть, в которой стал настоящим мужиком, сержантом. Научился отстаивать свою честь, командовать людьми и отвечать за свои поступки. Призвали меня в мае месяце, еще до приказа о призыве в армию. Обычно, он издавался в октябре, в конце года. А у меня был спецнабор. Мой год призыва, 1946, был последним, кто служил три года, уже позднее издали закон о переходе на двухгодичную службу. Команду нашу сформировали в гор.Хмельницком и куда повезли, мы не знали. Очутились в Симферополе и на автомашинах нас повезли за город. КПП мы проехали и слева увидели футбольное поле, а справа – просто земля, вернее даже не земля, а песок. На футбольном поле тоже не было травы. Не росла там тогда трава, видно после моего дембеля завезли, и кустарники с деревьями посадили. Когда я служил, в части байка ходила, что во время полета космического корабля «Восток - 3» и «Восток - 4», а было это в 1962 году, чтобы молодежь знала, в часть приезжал Н.С. Хрущев, тогда первый секретарь ЦК КПСС, откуда он по телефону беседовал с космонавтом Николаем Андриановым. Так вот, чтобы не было видно песчаного грунта при въезде в часть, покрасили его в зеленый цвет, Никита Сергеевич ничего не заметил, видно посчитал, что зеленый ковер украшает. Но вернемся к моему появлению в части.
   Привезли нас около полсотни человек и сразу поместили в карантин. Кто да что, ничего не говорили, только, что часть особо секретная, никому ничего не писать, если что узнаем, про назначение части и вообще поменьше болтать, вся корреспонденция проверяется. Три помещения под казармы располагались рядом с плацом. Утром, команда: «Подъем. Строится на плацу без гимнастерки». Вперед к КПП и обратно, бегом естественно. Три километра. Зарядка на улице, рядом столовая и вперед на занятия. Строевая подготовка, физическая подготовка, изучение устава, автомат и т.д. Вечером надо подшить чистый воротничок и почистить сапоги. Хорошо еще, что мои старшие братья научили портянки наматывать на ноги, а то многие мучились и натирали себе мозоли. Как наступал отбой, валились в койку и никаких снов, проваливались как в пустоту. Так прошло три месяца, затем распределили по ротам и станциям. Осенью должны были демобилизовать ребят, отслуживших три года, а мы их заменить в качестве операторов. Так что времени особо много не было. Но большинство из нас были со средне специальным образованием, поэтому справились быстро.
  Ну а время у нас было, когда космические корабли СССР первыми вышли в космос, первыми облетели луну, и наш Гагарин стал первым космонавтом в мире. Можете себе представить, как нас молодых пацанов, все это покорило, и мы чувствовали свою причастность к освоению космоса. Чувство гордости за свою Родину, за свою войсковую часть нас охватывало в полной мере и когда на принятии присяге мы говорили: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооружённых Сил, принимаю Присягу и торжественно клянусь: быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество, и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооружённых Сил, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же я нарушу мою торжественную клятву, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение советского народа.», - мы говорили это от чистого сердца и готовы были к самопожертвованию.
 Я был направлен на станцию «Подснежник», где стал осваивать свою первую военную специальность – оператора. Непосредственно на командном пункте станции работали офицеры, какие команды и куда отправляли, мы, конечно, не знали, да и офицеры сами не знали, все было зашифровано. Главное для нас было провести захват спутника, по радиосвязи естественно, и передать соответствующие команды.
  Я прослужил уже больше полугода, в начале 1966 года, на станции дальней связи с космосом, готовились к посадке корабля на луну.  Там не хватало помощников и меня откомандировали на период работы станции по связи с космическим кораблем «Луна-9». Я окончил техникум и неплохо чертил, когда надо было. Определили меня в группу поддержки. Находились мы в комнате, рядом с командным пунктом связи, тут же находился телетайп по передаче снимков с корабля при удачной посадке на луну. Когда запустили космический корабль, я чертил маршрут его движения на бумаге. В один из дней, в комнату вошел мужчина, среднего роста, коренастый, плотный и обратился к находившимся там инженерам, с просьбой дать ему авторучку. Я был ближе всех к нему и подал ручку, которая была у меня. Мужчина вышел, особого внимания я не обратил на это, продолжал заниматься своим делом. Через некоторое время он опять вошел, вернул мне ее, при этом поблагодарил и пожал руку. После того, как мужчина вышел, воцарилось такое молчание, что я уже обратил на это внимание и спросил у находящихся инженеров, что произошло. Тогда один из них меня спросил: «Ты знаешь кто это был?». «Нет, конечно», - ответил я. «Это был сам Генеральный конструктор космических кораблей Королев Сергей Павлович. Теперь ты можешь не мыть свою руку и запечатать ручку в конверт, на память, для истории». Вот так. Руку пришлось помыть, а ручка где-то затерялась, в истории веков.
 А дальше была успешная посадка космического корабля на Луну и первые снимки, переданные на Землю, а я был рядом. Первые снимки были как бы пробными и их собирались выбросить, но позволить случиться такому кощунству, я естественно не мог, и забрал себе. Вернувшись на станцию, я не выдержал и все рассказал, наш старший лейтенант Вишневский, это запомнил, и в конце концов у меня эту реликвию выпросил.
  А в части нашей бывали все руководители Государственной Комиссии, Конструктора космических кораблей, космонавты, в том числе Юрий Гагарин, Герман Титов. Были они в штатском, и в форме, обедали в офицерской столовой, куда и нам не запрещалось захаживать при наличии финансов, но мы то никого не знали, все было тогда: «совершенно секретно».
 Командиром войсковой части был у нас Бугаев Николай Иванович, инженер- полковник, бывший фронтовик. При котором часть неоднократно становилась лучшим подразделением, ей было вручено Боевой Знамя, а переходящее Красное Знамя ВС Ракетных войск оставлено в части на вечное хранение за достижение наивысших показателей в течение трех лет подряд, и войсковая часть 14109 занесена в Книгу Почета Военного Совета Ракетных войск, награждена Почетной грамотой. Николай Иванович был командиром части с 1959 по 1972 годы. При нем мы сами построили для себя бассейн, стадион, тир.  В части его называли «Батей», очень уважали, и боялись, крутой был мужик.
 В дальнейшей моей службе я слышал о проведенных первых стыковках космических кораблей и особенно, мне запомнилось, это гибель космонавта Комарова Владимира Михайловича. Случилось это в апреле 1967 года.  Запустили новый космический корабль «Союз 1».  В это время уже не было Королева Сергея Павловича, и никто не мог своим авторитетом повлиять на отсрочку полета, так как корабль не был готов, имелось очень много недоработок, а правительство требовало провести запуск, к очередной юбилейной дате. Не могу точно утверждать, как это было, но сопровождение корабля вели мои сослуживцы и с их слов, они были поражены мужеством космонавта, его последними словами были: «Земля, я знал на что шел. Прощайте». Это была трагедия для всех нас, хотя мы не имели к этому прямого отношения.
 Служба моя закончилась 30 мая 1968 года. В конце, перед демобилизацией, мы перестраивали лестницу на второй этаж и заложили там в бутылке, послание будущим поколениям, что именно писали, я уже не помню, но что-то интересное. Послание наше не нашли, кто из нас думал, что все уничтожат и предадут забвению. С тех пор я в части не был и то, что происходило в дальнейшем, узнал только из публикаций. Поэтому меня так и поразили фильмы о положении дел в расформированной Украиной войсковой части 14109.
  Войсковая часть возникла 11 июня 1957 года, когда ее командиром был назначен инженер-подполковник М.Н.Николаенко. 15 мая 1958 года часть прошла боевое крещение, при сопровождении в космосе третьего искусственного спутника Земли.
 Уже после моей демобилизации, в глубине технической зоны возвели уникальный полигон для испытаний луноходов. Назвали его «Лунодром». 17 ноября 1970 года космический аппарат «Луна -17» доставил на Луну «Луноход-1», и с Земли, именно со станции космической дальней связи им управляли водители Г. Латыпов и В. Довгань, работали они по два часа, сменяя друг друга в течении 14 суток. Создателем «Лунохода был Георгий Николаевич Бабакин. Затем был «Луноход- 2», управление космическими станциями «Венера», «Марс». Именно здесь были приняты первые снимки поверхности Венеры, осуществлялось управление полетами космических кораблей и станций, в том числе Союз-Аполлон. В части был создан музей космонавтики, уникальный в своем роде. Ведь эти достижения были не только Советского Союза, всего человечества, планеты по имени Земля.
  После развала СССР войсковая часть была передана Украинскому космическому агентству, которому все это не понадобилось и в 1998 году ее расформировали. Оборудование растащили на металлолом, здание разрушили, разграбили, музей, с уникальными экспонатами: автографами космонавтов, оборудованием космических кораблей, спускаемые капсулы, уничтожили или украли, а кое-что просто выбросили на мусорную свалку (это видно по опубликованным фотографиям).  А ведь это преступление, даже не перед государством, перед всем человечеством.
 В Евпатории, где также находился НИП-16, центр космической связи восстановили, после присоединения Крыма к России и есть надежда, что обратят внимание и бывшую войсковую часть 14109, с ее достижениями в прошлом и заслугами. Ведь сам поселок Школьный, это уникальное место для работы с Космосом, так как, здесь, как и в Евпатории, 350 дней в году солнечно. Да и музей космонавтики следовало бы восстановить, пока еще живет поколение людей, участвующих в работе Наземно-измерительного пункта -10.