Как я стал эллином

Виктор Каменев
18.08.2019
Никогда бы не подумал, что буду петь в хоре. Мне что, заняться больше нечем? Это же несерьёзно!.. Но случай - великое дело! - привёл меня в один белгородский, причём фольклорный хор, и я запел, и уже не представляю себя без народной хоровой песни a-capella…

Я никогда не пел, вообще не пел, потому что подвывание иногда в компаниях или на кухне себе под нос, пением назвать нельзя. Свободное время я посвящал чтению, спорту и другим не менее полезным занятиям. И вот уже взрослым человеком, перевалившим за экватор, запел вдруг в хоре.

Всё началось с отцовской гармошки: отец родился в селе и играл на гармошке, а после его смерти она досталась мне по наследству. Как современный человек, я этот инструмент в руки никогда не брал; пробовал играть на гитаре, но не преуспел. Гармошка, хоть и память об отце, пропадала; я хотел отдать её в «добрые руки», но они всё не находились, и тогда пришла мысль научиться играть на гармошке по самоучителю в память об отце, ведь отец когда-то играл… После издания первых странных звуков на этом старинном инструменте, я понял, что надо бы взять хотя бы пару уроков у какого-нибудь гармониста. Стал искать – и не мог найти.

Как-то увидел объявление о выступлении фольклорного коллектива и обрадовался: там должны быть гармонисты! Там их тоже не оказалось, но руководитель коллектива, проверив мой голос, сказал, что у меня, оказывается, превосходный баритон, только неразработанный, и предложил походить на репетиции. Ради спортивного интереса, я пришёл на одну репетицию, потом на другую и остался в хоре, и вот пою народные песни с большим удовольствием. Почему?

Как это объяснить нашему убеждённому нигилисту? Я так хорошо его знаю, понимаю, ведь сам был таким… Да, это сложно объяснить. Это можно понять только научным методом проб и ошибок.

Когда  поешь эти простые песни - без всякого музыкального сопровождения, что важно, - которые пели поколения наших отцов и матерей, что-то изначальное поднимается в душе. Песни-то простые, но смысл в них заложен большой, выстраданный.

И ещё возникает странное чувство единения в пении, и какого-то возвышения, что вот стал участником создания песни, хоть и мимолётной. И множество гармонических и мелодических звуков, в которых есть и твой голос, наполняют твою душу, так что она звенит! И забываешь на время все проблемы и мелочи жизни. Наш руководитель утверждает, что пение и физически лечит человека, многие певцы – долгожители, а кто не поёт, тот не в полную грудь дышит, не в полную меру живёт.

Древние греки учили: каждый эллин должен уметь петь, танцевать и играть хотя бы на одном музыкальном инструменте. Так как русские песни не просто поются, а «играются», сочетаются с пританцовыванием в кругу или на месте, с дробью и пересеком, или поются в хороводе, или с песней водятся «танки» (ударение на последнем слоге), или водят вилёк, но в любом случае как-то «играются», то первых два древнегреческих условия я выполнил. Когда научусь хорошо играть на гармошке, стану полным «эллином».