Идущий от солнца

Ольга Версе
               
Роман Филимона Сергеева «Идущий от солнца», с одной стороны, написан в самых лучших традициях русской литературы, а с другой – есть в нём присутствие нашего времени, которое одновременно является как временем всплеска жизнестроительства, культуры и искусства, так и  их упадка.
Что делает роман чисто русским явлением? Безусловно, космизм как мироощущение. Герой русского романа, всегда, стоя на земле, упирается головой в небо. И более того, не просто смотрит на звёзды, а хочет проломить брешь между миром земным и небесным. Одним словом, русский герой – это романтик, ищущий Любовь, Мечту, Удачу.   
На эту тему в русской литературе создано множество произведений: «Аэлита» А.Н. Толстого, «Мастер и Маргарита», Булгакова, «Час Быка», «Лезвие бритвы» Ефремова, «Альтист Данилов» Вл. Орлова, поэмы о Василии Тёркине Твардовского...
Принято считать, что художественные традиции русского романтизма складывались под влиянием немецкого романтизма. Философия же немецкого романтизма зиждилась на эстетике Гердера.
Но великие русские авторы 19 века, которых принято относить в большей степени к стану романтиков, чем реалистов: Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Одоевский, Грибоедов, Гоголь, А.Н. Островский равно, как и продолжатели их традиций, были поклонниками древнерусской литературы и народного творчества славян, гораздо в большей мере, чем немецкого фольклора. Подтверждение этому можно найти как в их великих созданиях, так и в приложениях – письмах, статьях, дневниковых записях, высказываниях. 
Их герои амбивалентны одному очень популярному герою русской литературы, которого мы вправе назвать её главным героем – это Иван-дурак.
Гомеровский Одиссей в переводе Жуковского, Чацкий, Онегин, Печорин, Хлестаков и Чичиков – это всё варианты одного бессмертного корневого и вечного образа русской литературы.
Советская литература подхватила алое знамя из рук великих Мастеров. Появились герои Маяковского, Твардовского, Шукшина, Белова, Астафьева, Вампилова, Рощина, Довлатова той же породы – родные дети Ивана-дурака: Присыпкин, Василий Тёркин, «чудики» Шукшина, беловские и астафьевские крестьяне, «старший сын» Вампилова, рощинские Себейкин и Полуорлов, незабвенный образ романтика-филолога - героя «Заповедника» Довлатова, пьющего горькую и тоскующего русской тоской ни где-нибудь, а в самом пушкинском Михайловском.
Главного героя романа Филимона Сергеева так и зовут, сакральным русским именем – Иван Кузнецов.
Сюжет связан с Русским Севером – заповедником русской души. Ещё русские славянофилы первой волны: Хомяков и его окружение, считали, что русская жизнь более всего в своих исконных, первозданных, общинных формах лучше всего сохранилась на Севере России.
Действие романа происходит в маленьком таёжном посёлке на полустанке, куда возвращается на Родину главная героиня романа Вера Лешукова. Возвращается из столицы, не зная зачем, не зная на сколько, на что-то лучшее от возвращения надеясь и в этом сомневаясь.
Начало вполне экзистенциальное: сразу начинают раскручиваться темы пути, дороги как реки жизни, поисков истоков и корней, первопричин бытия. Само собой разумеется, что истинная литература – это литература экзистенциальная.
Что наша жизнь? Конечно же, игра. Но больше река и дорога.
Спрыгнув с поезда, ибо героиня легка, изящна и ловка, правда, в случае необходимости, бодлива, как молодая козочка, Вера погружается сначала в материнские объятья северной природы, а потом и родной матери.
Описания автором русской северной природы отмечены присутствием Божьего дара.
Рефреном идёт тема истинной цивилизации: не за счёт угробления себе подобных, а за счёт развития духовного потенциала русского человека.
Вера Лешукова укоренена в русской почве. Она выращена простыми родителями, всю жизнь добывавшими хлеб в условиях дикой северной природы тяжёлым трудом.
В семье сохранялась память о предках. Автор подчёркивает, что Вера спала в родительском доме на кровати сделанной её предком - соловецким монахом.
Освоение Севера явилось залогом расширения вширь и вглубь обширных владений Российской империи. Подлинным «окном в Европу» стал не Санкт-Петербург, а Архангельск. Туда стекалось самое жизнестойкое, предприимчивое, удалое население из Великого Новгорода. Новгородские ушкуйники готовы были омочить носки своих дорогих сапог в водах неведомых северных морей.
Именно они освоили северный край, сделали его цивилизованным в лучшем смысле этого слова: построили деревянные и каменные, украшенные  богатым узорочьем храмы, развели знаменитых холмогорских коров, вывели лошадь мезенской породы, ныне выродившейся, переписали тысячи книг, снабдив их сказочной красоты миниатюрами, расписывали утварь и мебель, шили и ткали, вырезали из кости шедевры прикладного искусства, выращивали в условиях суровой зимы и холодного климата овощи и зерновые, складывали песни и сказания, строили корабли и подарили миру Ломоносова.
Чаадаев, объявленный не совсем понимающими значения этого слова людьми «западником», в своей великой книге «Философические письма» утверждал, что никакой другой народ не выжил бы в таком суровом климате, а русские не просто выжили, но и создали чудные творения искусства, науки и техники.
Главный герой книги Иван Кузнецов - потомственный северянин. Он святой и грешник одновременно. Сидел в тюрьме, бежал, дожив до середины земного срока, встретил и полюбил девушку - Веру Лешукову, которая в традициях Достоевского, является представительницей древнейшей профессии.    
Образ Веры получился не менее обаятельный, чем Сонечка Мармеладова. Но, конечно, это уже сосем другой характер – боевая, бесстрашная, предприимчивая, вульгарная и одновременно нежная и глубокая в своём женском естестве.
Вера влюбляется в Ивана, если не с первого, то со второго взгляда.
Она готова идти за героем хоть на край земли и даже лететь в космос, чем роман и заканчивается.
Автор романа – киноактёр. Поэтому строение книги очень «монтажно». «Мир монтажен» утверждал великий кинорежиссёр Всеволод Пудовкин. Сюжет развивается со стремительностью киноленты.
«Явление героя» романа «Идущий от солнца» забыть невозможно. Говорят, что это прерогатива американского кино: показать появление героя так, чтобы это стало шоком для зрителя. Вопрос спорный. Вряд ли, можно забыть появление на экране Егора Прокудина, Афони, Григория Мелехова, Деточкина и других. 
Иван Кузнецов в первый раз встречается с Верой на кладбище, куда прямо с поезда, не заходя домой, идёт героиня, чтобы поклониться могиле любившего её парня.
Происходит любовная сцена, достойная пера Мильтона и Данте. На прахе Иван и Вера встречают рассвет и зарю новой жизни. 
Иван мечтает создать с Верой крепкую семью, завести детей, построить дом. Парадокс в том, что герои могут осуществить эту достойную мечту только на другой планете, куда они и отправляются, оставив родное «суземье», взорвав священный родник, где являлись герою души всех великих людей мира, покинув родных и друзей, остающихся на земле.
Создание счастья на Земле, насаждение на ней прекрасного сада – это тема советской литературы. Кость бросил Чехов своим «Вишнёвым садом», молодые герои которого Аня и Петя Трофимов мечтают жить по-другому, не так, как это делали отцы и деды.
Увы! Советская литература кончилась вместе с советской эпохой. И мы снова остались наедине с вопросами, которые решает каждый для себя сам: «Кто виноват?» и  «Что делать?». Для подзабывших курс русской литературы 19 века напомню, что вопросы эти являются названиями романов Герцена и Чернышевского.
Трагическое ощущение от крушения могучего государства не оставляет читателя романа. Тема идёт рефреном.
Вернёмся к сюжету романа Филимона Сергеева. На другую планету за Иваном и Верой увязывается американский учёный, очарованный как Верой, так и Иваном. Писатель создаёт очень колоритный образ человека делового, целеустремлённого, прагматичного, коварного, но в то же время талантливого в своей профессии, постепенно проникающегося обаянием России и её культуры.
Американец любит цитировать культовое стихотворение Пушкина, посвящённое няне, безбожно его перевирая и превращая в тарабарщину:
«Выпьем с горя…бардачок наш без вина».
Образ учёного американца Майкла переливчат, как и всё переливчатое слово Филимона Сергеева – мастера не искусственной, а живой речи, писателя, у которого каждый из героев говорит своим, а не уныло-одинаковым с другими героями языком.
Создаётся эффект образа, развивающегося сразу в нескольких перспективах: молод и стар одновременно, жесток и добр, хитёр и открыт, чужой и свой.
Майкл, как и другие герои Филимона Сергеева, «несёт» на себе свою судьбу, то есть крест, уготованный Богом. С ним его трагическое прошлое: смерть жены и ребёнка. Но Вера и Иван своей любовью друг к другу осветили и ему Путь.
Майкл начинает под их влиянием понимать, что мир всё же не рационален, а иррационален. 
Филимон Сергеев  пишет про наш извечный русский «бардачок», с удивлением открытый Майклом, не мыслимый без вина, с такой любовью, что и не знаешь, как эту любовь-боль назвать.
Иван Кузнецов – поэт. Он пишет стихи.
И всё время звенит в них пронзительная гоголевская нота:

Он дал мне золота мешок.
И сжечь мои стихи просил.
Я сжёг…и сердце умертвил…
Как он смеялся надо мной:
«Ты идиот, теперь ты мой.
Я душу высосу до дна.
Она безумцу не нужна.
Ты жалкий нищий, ты больной,
Смерть всюду ходит за тобой».
Так выпил он меня до дна.
Нет спора…- есть моя вина.
С тех пор ни друга, ни мечты.
И воском пахнут все цветы.
Любовь - игрушкой стала мне,
Животной страстью в полутьме.
Я продал душу в благовест.
Теперь несу свой тяжкий крест.
Такая  у меня судьба.
Одна забава – ворожба.

Гоголь считал, что русский человек – это человек духа. Гоголь был патриотом и много думал о молодом поколении России. Он даже мечтал создать учебники по истории и географии Отечества, прочитав которые, дети повернулись бы к лику Отчизны, как к лику Солнца, и никогда бы уже не отворачивались в сторону тьмы.
Будучи преподавателем истории, Гоголь утверждал: «Историю никто ещё так не писал, чтобы живо можно было видеть или народ, или какую-нибудь личность… Все сочиняли или только сцепляли происшествия; у них не сыщется никакой связи человека с той землёй, на которой он поставлен».
 В романе Филимона Сергеева такая связь есть.
Историзм всегда является обязательным условием художественного качества произведения. Здесь он налицо. Герои романа живут в нашу эпоху, которая обрисована со всеми её подробностями. Но, как уже говорилось, живя в исторический отрезок времени, они живут в вечности, в космосе. Поэтому, наверное, роман и называется «Идущий от солнца».
Принято идти не от солнца, но к солнцу. Автор использует обратную перспективу, как в древнерусской живописи, в частности, в «Троице» Андрея Рублёва. Ангелы на иконе повёрнуты лицом к зрителю.
В заключение, несколько слов о деловых людях-прагматиках. Автор их недолюбливает. Но понимает, что без них жить нельзя. Чичиков – образ на все времена.   
В конце романа появляется положительный образ предпринимателя, человека, «чувствующего связь с той землёй, на которой он поставлен» - это Александр Тимофеевич Молчанов.
Иван Кузнецов оставляет ему в наследство своё сказочно-реальное «суземье», полное ягод, грибов, светоносных призраков, легенд и сказаний. Образ, правда, получился слишком положительным.
Фамилия героя-предпринимателя, появляющаяся на последних страницах романа, знаковая. Что есть молчание, тишина? Предвестие Воскресения.
Абсолютный покой наступает перед Пасхой  в Светлую Ночь Воскресения Господнего.   
Проза Филимона Сергеева сродни литературе, которую современная литературная критика (И.А. Есаулов) относит к пасхальной. Прежде всего, это проза великого Гоголя, мечтавшего подарить нам Литературное Евангелие.
Подводя итог сказанному о романе, констатируем, что, читая «Идущего от солнца», получаешь истинное наслаждение от книги, потому что роман этот – подлинное произведение искусства, то есть существо живое, даже животрепещущее, напитанное «русским духом», наделённое широкой русской душой. А без души нет ни человека, ни книги.   
Автор романа много видел, много любил, много знает, и одержим желанием поделиться этим с читателем.
Филимон Сергеев – гражданин Руси в том пониманье, которым нас одарил Гоголь: «Немеет мысль перед твоим пространствомразмахом…»
Как истинный романтик, писатель мечтает примирить Небо и Землю. В общем, ему это удаётся. Возникает вопрос, почему же герои покидают Землю?
Вопрос рождается сам собой. Мы все её покидаем, отправляясь туда, «где Космос, Бог и что-то ещё». Слова, взятые в кавычки, это не мои слова. Они принадлежат уже навечно великому русскому актёру Геннадию Леонидовичу Бортникову, народному артисту России. Он их произнёс на своём творческом вечере в музее Гоголя в Москве, в тот счастливый для него период, когда готовил к выпуску спектакль по пьесепьесу Мюссе «Прихоти любви, или капризы Марианны».
Бортников как великий художник хотел ответить своим последним спектаклем на вопрос: в чём суть любви? И ещё, ему мечталось сказать на эту тему своё слово.


Елена Митарчук – филолог, член Союза писателей России