Глазам зацепиться...

Олег Ал Новожилов
Олег Новожилов

Глазам зацепиться...

Когда Василь Быков  возглавлял гродненское областное отделение союза писателей, он появлялся в «союзе» - в левом крыле дома Элизы Ожешки - всегда по конкретному поводу, для какого то мероприятия или оговоренной встречи. Другое дело Алексей Карпюк: он приходил в союз ежедневно как "на работу"  и похоже проводил в нем весь день. Проходя мимо дома Элизы Ожешки можно было слышать стрекот пишущей машинки - Карпюк писал новый роман. 
  В 1985 году  в советском союзе был издан роман Иво Андрича "Мост на Дрине". Прочитав  "мост", я был потрясен и удивлён.  Прибежал к Карпюку в союз с толстым томом Иво Андрича и спросил читал ли он "мост". Карпюк не читал. И я оставил ему книгу. Прошло недели две три. Карпюк молчал о романе. Выждав ещё некоторое время, я напомнил ему о книге. " Да, вот  прочитал", - сказал Карпюк и, достав с полки книгу, положил передо мной на стол. Я раскрыл книгу и увидел, что книга безнадёжно "изувечена". Вся книга, с первой до последней страницы была  исчиркана, исписана, разрисована какими то знаками и непонятными стрелками. " Я куплю тебе новую книгу",- сказал Карпюк и спрятал загубленный том в шкаф. И он купил мне новый идеально чистый том. Иногда я беру в руки этот идеально чистый без единой помарки, не считая своих отметок, том  для чтения и думаю, ну почему я не забрал тогда тот "покалеченный" руками Карпюка экземпляр, который был бы теперь лучшим из автографов Алексея Карпюка. И думаю: где он теперь этот  «калека» - том, и знают ли владельцы его что они держат в руках. Может быть через месяц, Карпюк позвонил мне и пригласил в союз. Он вручил мне стопку листов с отпечатанным на машинке текстом. "Почитай", не здесь, дома". Это был рассказ написанный Карпюком. В нем была река, был крутой берег, очень напоминающий берег у Коложи. Были удивительно яркие краски, рельефная пластика, молодой парень в рубахе на выпуск. В рассказе были живые, реально видимые картины.  И мы оба понимали и, наверное только мы одни, что написан рассказ под впечатлением от великой книги Иво Андрича. О своем восторге  от его рассказа я рассказал Карпюку. Он забрал страницы и сказал: "Ну, надо же чтобы было, за что глазам зацепиться". Я не помню названия рассказа. Только помню, что это был его восторженный ответ на великую книгу Иво Андрича.
 
 
17 августа 2019г.