Таран Бронепоезда

Артур Пырко
Танк "Т-34" мчался по полю, вырывая гусеницами полосы травяного дёрна. День стоял солнечный, что усиливало впечатление боя. Впереди смутной полосой виднелась линия немецкой обороны, откуда фашисты вели артиллерийский и пулемётный огонь. Второй линией, после бронированных машин, сотрясая горизонт единым возгласом: "Ура!", наступала пехота.

Перед 15-й гвардейской танковой бригадой была поставлена задача перерезать железную дорогу Лунинец – Бобруйск и освободить станцию Чёрные Броды. Это создавало выгодную перспективу постепенного окружения крупной фашистской группировки с захватом её в "клещи".

Немцы держались поразительно стойко – их огонь был настолько плотным, что не давал передышки ни на секунду. Несколько советских танков впереди горели. Чёрный дизельный дым со смогом застилал ясное небо. В корпус "тридцатьчетверки" под командованием Дмитрия Комарова также угодил снаряд, вследствие чего были ранены командир орудия и заряжающий. Передав их санитарам, танк продолжил наступление, хотя в его экипаже осталось всего два человека.

– Подбитую технику обходим осторожно, справа, – отдал приказ командир танка механику-водителю Михаилу Бухтуеву. Тот был единственным, кто располагался в нижней части боевой машины.

Это был танк нового образца – Т-34-85, недавно принятый на вооружение советской армией. От своего знаменитого предшественника новая "тридцатьчетверка" отличалась более просторной башней, усиленной бронёй и повышенным боекомплектом. Танк сохранил прежние скорость и манёвренность, однако главное его достоинство заключалась в длинноствольной пушке 85-го калибра – это артиллерийское орудие гарантировано прошивало броню немецких "Тигров" и "Пантер" прямой наводкой, что предыдущему танку было не по силам.

Бой происходил 25 июня 1944 года в ходе Бобруйской наступательной операции советских войск, хотя командиры и солдаты пока этого не знали – им поступил приказ начинать наступление, прорвав переднюю и вторую линии немецкой обороны. Фашисты не ожидали танкового удара в этом направлении, так как относили местность к "труднопроходимым" из-за расположенных поблизости болот, но сопротивлялись ожесточенно.

– Пока выполняем манёвр, выстрелов не производим. Будем стараться подойти незаметно! – сообщил командир танка механику-водителю, внимательно оценивая обстановку в смотровые щели. Лица у танкистов были чумазыми от дизельной и пороховой копоти. В полутьме броневой машины едва различимым блеском были заметны лишь глаза.

Решение командира танка Дмитрия Комарова было рискованным, но верным. Он посчитал, что если продвигаться по центру, то танк неизбежно подобьют. А вот вправо бы ветер – вся гарь боя относилась туда и холм, к тому же, попутно располагался. Т-34 осторожно обогнул земляное препятствие, дым немного расступился – и в поле обзора попал край фашистского бастиона.

– А теперь дави на газ – идём на оборону по флангу! – скомандовал командир.

Водитель-механик в нижней части танка стал интенсивно давить рычаги, двигатель боевой машины взревел до максимальной мощности.

Фашистские солдаты, заметившие танк, стали метаться возле какого-то приспособления. Фаустпатрон, может быть, это был. Но они ничего не успели сделать, так как осколочный снаряд из дула внезапно появившегося Т-34 разорвался раньше, разметав немчуру вокруг, как тряпичную ветошь.

Чуть позже последовал  меткий выстрел в полевое артиллерийское орудие. После прямого попадания оно развалилось, превратившись в груду металла. Уцелевшие пушкари в касках со свастикой бросились наутёк.

Еще одну фашистскую пушку удалось раздавить гусеницами, а заодно и некоторых вояк вермахта, которые подвернулись. Но большего танкисты сделать не успели, потому что в этот момент и саму "тридцатьчетверку" подбили. Благо, что снаряд не задел никого из членов экипажа, но танк загорелся.

Т-34-85 шёл на полной скорости. Шлейф дыма волочился за ним, постепенно становясь всё более густым. Подлесок впереди расступился – и во всей красе стал заметен бронепоезд, который вёл огонь по наступающим танкам и пехоте. Фашистская "цитадель" из сплошной брони и стали, постепенно отступала в глубину обороны.

Стало понятно, за счет чего у немцев была настолько плотная линия огня. Бронепоезд – это своего рода передвижная крепость. Ряд соединенных железнодорожных платформ укрывался броневыми листами, на некоторых площадках были установлены танки, а на других – зенитные орудия и крупнокалиберные пулемёты.

– Идём на таран! – решил командир танка в туже секунду. Он понимал, что обрекает себя на гибель, но это было не страшно во имя Родины.

Стеная от боли, механик Бухтуев совершил последний решающий поворот боевой машины, а потом и вовсе повалился телом на дымящийся двигатель.

Т-34 на максимальной скорости понесся на бронепоезд, нацеливаясь на его середину. Когда взъезжали гусеницами на железнодорожную насыпь и до бронированной махины оставались считанные метры, командир танка крикнул: "Миша, держись!", а сам вцепился в поручни. Последовал страшный удар, полыхнуло пламя.

Искореженная "тридцатьчетверка" застыла, но и бронепоезд не устоял  на рельсах – одна из его платформ рухнула, потянув вслед за собой ещё две – передвижение состава стало невозможным.

Огонь немецкой артиллерии заметно ослаб. В образовавшуюся брешь обороны хлынули советские танки и пехотинцы. Противник, лишившись бронепоезда, спешно оставил опорный пункт. К разгару дня важная в стратегическом отношении станция Чёрные Броды стала открытой для передвижения советских войск.

Однако подвиг был добыт дорогой ценой – в том бою геройски погиб механик-водитель Михаил Бухтуев. То, что после этого тарана остался жив командир танка Дмитрий Комаров, кажется невероятным. Раненый, он смог покинуть воспламененную машину через аварийный люк в днище. Фашисты бросились было за ним в погоню, но гвардии лейтенант в ответ открыл огонь из пистолета ТТ. Из восьми патронов, входивших в обойму, он выстрелил шесть – благодаря этому, вынудил немцев залечь, а сам сумел укрыться в лесу, где потерял сознание от потери крови. На следующий день его там обнаружили советские разведчики и доставили в полевой госпиталь.

Дмитрий Комаров прошёл недолгий курс лечения, восстановился и продолжил громить фашистов – жаль, что погиб в том же году в ожесточённом ночном бою за плацдарм на западном берегу реки Нарев. Боевой командир оставил после себя героический путь славы. Также как и гвардии сержанту Михаилу Бухтуеву, за совершённый подвиг ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В деревне Чёрные Броды, которая расположена в Октябрьском районе Гомельской области, бережно хранят память о воинской славе. На месте подвига бесстрашным танкистам воздвигнут обелиск, а в небольшом отдалении, на гранитном пьедестале, возвышается памятник с танком Т-34 – доблестным свидетелем войны.

Сельчанам никогда не забыть Великую Отечественную, ибо в апреле 1942 года, в ходе карательных операций оккупанты сожгли 56 дворов, убили 28 жителей, а 25 выходцев деревни погибли на фронте. Долг нынешнего поколения – помнить о трагедии и никогда не позволить ей повториться.

Это был первый и единственный в истории войн танковый таран бронепоезда. В 1944 году в группе фашистских армий "Центр", к дислокации которой относилась станция Чёрные Броды, единовременно находилось на боевом дежурстве около десяти схожих передвижных составов. Одного из них немцы не досчитались – ценою танка Т-34, подбитого.


Декабрь 2015, август 2019

(из сборника "Глава для Мемуаров")

*фото автора на месте танкового тарана, где установлен памятник героям и фронтовой доблести